Структурные компоненты модели поддержки сферы услуг на региональном уровне
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (132), Апрель 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Волкова А.А. Структурные компоненты модели поддержки сферы услуг на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 4. – С. 40-44.
Аннотация:
В статье предложена модель региональной поддержки сферы услуг через содействие развитию предприятия малого бизнеса. Описаны основные структурные компоненты модели и их функции, позволяющие обеспечить инновационное развитие сферы сервиса в регионе.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, инновационное развитие, малые предприятия, сфера услуг, региональная поддержка
Объем потребления услуг населением является одной из характеристик уровня жизни в стране и эффективности работы предприятий сферы сервиса как сектора экономики. Динамика развития отрасли показывает, что в 2007 году в целом по России объем платных услуг населению стал на 18,5% больше, чем в предыдущем [1]. Однако данные показатели еще значительно уступают объемам потребления услуг в странах с развитой экономикой.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что для дальнейшего развития сферы услуг необходима целенаправленная политика поддержки инновационного предпринимательства, и, прежде всего, на региональном уровне.
На сегодняшний день в большинстве российских регионов существуют разнообразные структуры и программы поддержки предпринимательства. Однако очевидно, что их взаимодействие требует координации из единого центра с целью исключения дублирования функций и приближения субъекта малого предпринимательства, в том числе и в сфере услуг, к существующим информационным и финансовым ресурсам. Таким органом может быть инновационный центр развития малого предпринимательства.
Модель региональной поддержки сферы услуг
Элементы региональной системы в совокупности должны способствовать росту производства услуг и повышению их качества. Также они должны формировать благоприятную рыночную среду, обеспечивающую сбалансированность спроса и предложения на рынке услуг. Это главные требования, которые предъявляются к элементам региональной системы.
В связи с этим основной целью является формирование благоприятных условий для развития инновационных форм предпринимательства. Способ ее достижения — разработка модели региональной поддержки сферы услуг через предприятия малого бизнеса.
Задачами создания данной модели являются:
– коммерциализация наукоемких технологий;
– передача наукоемких технологий в сферу услуг через предприятия малого бизнеса;
– создание и развитие наукоемких фирм в сфере услуг;
– поддержка предприятий наукоемкого бизнеса в сфере услуг;
– создание новых рабочих мест;
– содействие формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью;
– стимулирование появления новых источников доходов для университетов и научных организаций.
Решение указанных задач возможно при взаимодействии и интеграции организаций различного профиля, позволяющих ускорить процесс создания наукоемкой услуги. В то же время, модель региональной поддержки сферы услуг необходимо выстраивать на принципах уменьшения неопределенности между всеми элементами системы путем установления устойчивого алгоритма взаимоотношений. Вместе с тем, она должна максимально решать проблемы, стоящие перед малыми предприятиями сферы услуг в экономической, производственной, управленческой и инновационной сферах.
Структурными компонентами модели должны являться:
– инновационный центр развития малого предпринимательства, способствующий появлению новых и развитию существующих предприятий в сфере услуг;
– вузы и научно-исследовательские организации с их кадровым и идейным потенциалом;
– венчурный фонд, как основной источник финансирования новых идей;
– крупные промышленные предприятия, преобразующие потенциал инновационного центра в рыночную продукцию;
– региональные органы власти, торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, осуществляющие поддержку малого предпринимательства.
Инновационный центр как «окно» в систему информации
Рассмотрим более подробно каждый из выделенных элементов модели региональной поддержки сферы услуг.
Инновационный центр – это специальный инструмент экономического развития региона. Он позволяет стимулировать рост и успешное функционирование предпринимателей, предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности.
К главным задачам инновационного центра развития малого предпринимательства относятся:
– формирование полной информации о мероприятиях и формах поддержки малого бизнеса, которые реализуются в регионе в настоящее время;
– осуществление посреднических функций в рамках обеспечения предприятий необходимыми ресурсами.
Центр должен работать по принципу «одного окна» и формировать доступную для малого предприятия информацию о возможностях.
В инновационном центре поддержки малого предпринимательства должно быть все необходимое для делового сотрудничества между научными учреждениями, промышленностью и бизнесом в целях эффективного использования создаваемых технологий.
Итак, эффективное сотрудничество выделенных организаций позволит решить основные проблемы малого инновационного предпринимательства в сфере услуг и даст толчок к его быстрому развитию. Наглядно это проиллюстрирует алгоритм взаимодействия всех элементов предложенной модели (рис. 1).
Малое предприятие
сферы услуг
|
Рис. 1. Модель региональной поддержки сферы услуг через предприятия малого бизнеса.
Взаимодействие малого предприятия с другими элементами модели
Рассмотрим взаимосвязи, возникающие между элементами предложенной модели. Любое малое предприятие сферы услуг, заинтересованное в развитии и обладающее инновационным потенциалом, должно иметь возможность предложить свои идеи инновационному центру развития малого предпринимательства.
Предложенный малым предприятием проект подлежит научно-технической и финансово-экономической экспертизе. В случае одобрения данного проекта со стороны венчурного фонда и вуза формируется бизнес-план и определяются потребности малого инновационного предприятия сферы услуг (МИПСУ) на данном этапе развития.
К основным функциям инновационного центра поддержки малого бизнеса относятся:
– формирование благоприятных условий для скорейшего развития малого предприятия;
– организация эффективного доступа молодой инновационной фирмы к технологическим, научным, финансовым, кадровым и информационным ресурсам.
Вузы и научно-исследовательские организации должны являться главными поставщиками высококвалифицированных кадров и научных идей. В свою очередь, их заинтересованность в сотрудничестве с МИПСУ будет выражаться в предоставлении практической базы для подготовки специалистов.
Венчурный фонд, являясь главным финансовым ресурсом данной модели, станет соучредителем малого инновационного предприятия сферы услуг.
Сотрудничество крупных производственных предприятий с инновационным центром должно строиться на их заинтересованности в новой, инновационной услуге, как потенциальных потребителей, готовых, в свою очередь, предложить площади или иную материально-техническую базу для ее производства.
Торгово-промышленная палата и ассоциации предпринимателей могут обеспечить МИПСУ информационными ресурсами, включающими в себя консультационные, юридические, бухгалтерские, маркетинговые и другие виды услуг, предоставляемые на льготных условиях.
Региональные власти своей законотворческой деятельностью будут оказывать влияние на все элементы модели и стимулировать инновационную активность малых предприятий.
Регулируемый рыночный инструмент
Базой для формирования предложенной модели могут стать функционирующие на сегодняшний день региональные структуры поддержки малого предпринимательства.
Таким образом, можно говорить об образовании регулируемого, ориентированного на потребности региона рыночного инструмента. Это позволит стабилизировать экономику и обеспечить предпосылки для быстрого и устойчивого экономического подъема сферы услуг.
Итак, сфера услуг ориентирована на региональный рынок, поскольку сервисные предприятия должны находиться в непосредственной доступности для населения. Поэтому одним из направлений поддержки сферы услуг и стимулирования инновационного развития этой отрасли является создание территориальных научно-производственных комплексов.
Нами предложена модель региональной поддержки сферы услуг через предприятия малого бизнеса. В ее основу положено взаимное сотрудничество не одинаковых по своему профилю организаций, имеющих разнообразные ресурсы и способных, объединившись на базе инновационного центра, обеспечить инновационный путь развития сферы сервиса.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:16:32