Социально-экономические условия функционирования малого бизнеса, ориентированного на наукоемкие технологии

Александрова А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье определены основные факторы, препятствующие развитию малых инновационных фирм, анализируется система взаимодействия малого бизнеса и государства, а также способы поддержки малых фирм в период экономического кризиса.

Ключевые слова: малый бизнес, инновации, государство



На современном этапе развития экономики в России особый статус приобрела ее инновационная составляющая. На высшем государственном уровне активно обсуждаются проблемы разработки и распространения наукоемких технологий, при этом особая роль в данном процессе отводится малому бизнесу. Это связано с тем, что малые инновационные предприятия более гибко реагируют на изменения внешней среды. В период, когда в России началась реализация рыночных реформ, крупные научные учреждения оказались не готовы к работе в новых условиях. Именно в этот момент инициативные группы ученых начали организовывать свой малый бизнес путем «отпочкования» от крупных научных предприятий небольших структур. Следует отметить, что малые фирмы часто создают среду, в которой инициатива и личная заинтересованность работников играют ключевую роль в функционировании организации.

Малые предприятия служат связующим элементом, начиная от идеи и ее развития и заканчивая готовой продукцией. Однако научные разработки далеко не в каждом случае становятся инновационным продуктом, а открытие новых наукоемких технологий не всегда применимо в производстве. Поэтому именно малые организации чаще других рискуют в процессе превращения знаний в товар. Вследствие повышенного риска происходит процесс, когда одни фирмы исчезают, а другие появляются. Не смотря на это, возникает некий баланс функционирующих малых инновационных предприятий, обеспечивающий их ”критическую массу” в реальном секторе экономики.

При анализе факторов, препятствующих развитию малых инновационных фирм, на первый план выходят следующие:

— отсутствие комплексной правовой базы, учитывающей интересы малых фирм;

— нехватка оборотного капитала, а именно доступа к кредитам на приемлемых условиях;

— недостаточная экономическая и юридическая грамотность руководства малых предприятий;

— невысокая активность со стороны крупных предприятий в процессе сотрудничества.

Дефицит инвестиций, кредитования и квалифицированных кадров

Не смотря на решительные заявления государственных чиновников о поддержке малого бизнеса, серьезной проблемой, тормозящей его развитие, является отсутствие комплексной правовой базы, учитывающей интересы малых фирм. Вместе с этим требует совершенствования налоговое законодательство. Законы об упрощенной системе налогообложения и о едином налоге на вмененный доход требуют доработки с учетом реальных интересов субъектов малого предпринимательства [1].

Малые предприятия испытывают дефицит инвестиций и оборотного капитала. Потребность малых предприятий в кредитных ресурсах участниками рынка оценивается в 25-30 млрд долл. США, ее удовлетворенность — не более чем в 15-20% [2]. Главным препятствием для кредитования малого бизнеса сами банкиры называют высокие риски, связанные с «непрозрачной» хозяйственно-экономической деятельностью малого бизнеса, а также проблемы залогового обеспечения. В то же время венчурные фонды согласны финансировать проекты с кратким сроком окупаемости, от одного до двух лет, однако для бизнеса, ориентированного на наукоемкие технологии, эти сроки не являются реальными. Кроме того, для многих малых инновационных предприятий остается открытым вопрос о принадлежности прав на интеллектуальную собственность. Законодательно этот вопрос полностью не отрегулирован.

Недостаточная экономическая и юридическая грамотность руководства малых предприятий выражается в дефиците квалифицированных кадров. Зачастую фирма просто не может себе позволить оплачивать услуги бухгалтера, экономиста, юриста. В какой-то мере это связано и с нестабильной выплатой заработной платы. Субъекты малого бизнеса, ориентированного на наукоемкие технологии, часто являются грантодержателями. Одним из крупнейших грантодателей является Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ). В 2007 году Фонд профинансировал 8783 инициативных научных проектов, 255 издательских, поддержал 397 региональных проектов [3]. Условия контракта ограничивают фонд заработной платы, а ее выплата предусматривается только тем сотрудникам, которые непосредственно участвуют в НИОКР. Зачастую руководство малых фирм просто не может оплачивать услуги экономистов, бухгалтеров и юристов по их рыночной стоимости. В то же время позволить себе услуги аутсорсинговой компании [3] по карману далеко не каждому малому предприятию.

Административные препоны

Активное взаимодействие малых фирм и крупных предприятий чаще всего происходит в том случае, когда малая организация была образована на базе крупного предприятия. В таком случае крупному предприятию выгодно сотрудничать с малым: оно способно быстро подстроится под желание заказчика, более гибко в ценовой политике и вызывает доверие. Как следствие, крупные предприятия охотнее идут на сотрудничество с теми малыми фирмами, которые им полностью подконтрольны. Но даже при такой схеме их взаимодействие является эффективным. Однако наступивший экономический кризис вносит изменения в данный сценарий. Крупные предприятия, едва возродившись после длительного периода реформаций в России, столкнулись с новой проблемой – мировым экономическим кризисом. В такой ситуации руководство крупных организаций обеспокоено тем, как самим удержаться «на плаву», поэтому на сегодняшний день востребованность малого бизнеса со стороны крупного может пойти на спад.

Многие экономические эксперты высказывают идею о том, что малый бизнес может спасти экономику России от кризиса. Однако возникает вопрос: что спасет сам малый бизнес? Самой главной проблемой, вставшей на пути развития малого предпринимательства, является налоговое бремя. Но эту проблему необходимо рассматривать глубже. Недовольство работой чиновников и налоговых ведомств возникает из-за постоянного изменения налогового законодательства, сложности, двусмысленности и нечеткости формулировок принимаемых законов. Неспециалисту трудно разобраться в сути принимаемых законов, уследить за их изменением и правильно их интерпретировать. Кроме того, работа налоговых инспекций организована слабо, посещение, как правило, сопряжено с томительным ожиданием, и получить там качественную консультацию очень сложно. Именно на этом уровне и возникает первичная конфронтация государства и предпринимателя. Чтобы ситуация изменилась государственная политика должна учитывать сложившиеся обстоятельства и обеспечить налоговые льготы, улучшить качество принимаемых законов, наладить работу налоговых ведомств и снабдить их квалифицированными кадрами. Эти меры в совокупности с информационно-правовой поддержкой малого бизнеса позволят малым предприятиям выйти из сектора теневой экономики и тем самым обеспечить стабильные налоговые поступления в бюджет.

Повышенные процентные ставки по кредитам

Второй шаг на пути развития малого бизнеса в России предстоит сделать в сфере кредитования. Доля ссуд малым фирмам в совокупных портфелях банков невелика. В среднем она составляет от 1, 5% до 7-8% [1]. Малое предприятие на всех этапах своего жизненного цикла очень нуждается в денежных средствах, поэтому кредитование – неотъемлемый элемент в цепи взаимодействия банков и предпринимателей. Не смотря на очевидность этих явлений, субъекты малого бизнеса не являются активными участниками кредитным программ. У банкиров есть свое мнение на этот счет. Многие малые фирмы прибегают к «серым» схемам в бухгалтерском учете, направленном на минимизацию налоговых выплат. Поэтому организация зачастую не может документально подтвердить уровень своих доходов. Финансовое положение малых предприятий нестабильно. Это особенно касается малого бизнеса, ориентированного на наукоемкие технологии, так как сроки окупаемости вложений могут быть достаточно продолжительными. А это не увязывается с кредитной политикой банков. Еще одна преграда — отсутствие должных кредитных гарантий со стороны заемщика. Малые предприятия, как правило, не имеют собственности, которую можно выставить в качестве залога. Производственные помещения, технологическое оборудование, транспортные средства в большинстве случаев арендуются, а производимый фирмой товар не обладает достаточной степенью ликвидности для банка. Более того, товар, ставший результатом НИОКР в значительной степени специфичен. Обратной стороной претензий банкиров к малому бизнесу становятся повышенные процентные ставки по кредитам, ограниченные суммы и сроки кредитования.

Федеральная поддержка малого бизнеса

Ситуацию может исправить федеральная поддержка малого бизнеса. Принятые законопроекты носят декларативный характер и содержат общие тезисы о поддержке и развитии малых предприятий. В то же время конкретные меры, направленные на реализацию законопроектов, очень ограничены. Малый бизнес, ориентированный на наукоемкие технологии, нуждается в государственном поручительстве, тем более что он является связующим звеном между фундаментальной наукой и реальным повышением уровня жизни населения за счет использования высоких технологий в медицине, приборостроении, обороне, коммуникациях, образовании, торговле и в других сферах жизнедеятельности. Малая фирма, которая является обладателем нематериальных активов, а к ним можно отнести патенты на изобретения и полезные модели, авторские права, лицензии, торговые марки, может представлять для государства интерес [4]. В таком случае государственное поручительство может быть обеспечено со стороны малого предприятия его нематериальными активами.

Анализируя сегодняшнее состояние малого бизнеса, напрашиваются неутешительные выводы. В светлое будущее российских малых предприятий верится с трудом. С началом экономического кризиса давление на малый бизнес заметно усилилось: увеличился прессинг налоговых органов, ужесточились условия кредитования, сократилось финансирование фондов содействия развитию малых фирм в научно-технической сфере. Предприниматели задаются вопросом: почему декларируется одно, а на деле происходит другое. Когда государство начнет в достаточной степени обеспечивать правовую и финансовую поддержку малого бизнеса, только тогда он сможет выполнить свои важнейшие функции – создать рабочие места и стабилизировать налоговые поступления в бюджет.

[1] Примечание редакции. Заметим, что Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» утратили силу с 1 января 2003 года. Вместо них, начиная с этой даты, соответствующие правоотношения регулируются главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности» Налогового кодекса РФ. За истекшие шесть лет эти главы многократно корректировались, последние изменения, внесенные в них в рамках антикризисного законодательства, вступили в силу с 1 января 2009 года.

[2] По данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

[3] Аутсорсинг (от англ. outsourcing – использование внешних источников) – это ситуация, в которой фирма перекладывает часть своих задач и повседневных функций специализированную компанию (управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика и т.п.).

[4] Примечание редакции. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что малые фирмы пользуются значительными налоговыми льготами. Так, например, предприятия и компании, применяющие общеустановленную систему налогообложения, уплачивают налог на прибыль в размере 20% (до 1 января 2009 г. — 24%), НДС — 18%, налог на имущество организаций — до 2,2% от среднегодовой стоимости имущества, единый социальный налог — 26% от суммы выплат каждому работнику. Малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, вместо перечисленных налогов, уплачивают единый налог по ставке 6% (при его расчете с суммы доходов) либо по ставке от 5до 15% (при расчете налоговой базы по принципу «доходы минус расходы») (ст. 346.20 НК РФ в ред. Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ). При этом малые предприятия, выбравшие принцип исчисления единого налога «доходы минус расходы», вправе уменьшить налоговую базу в том числе и на свои затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на приобретение нематериальных активов, на патентование, покупку исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, торговые марки и т.д. (ст. 346.16 НК РФ).


Страница обновлена: 22.09.2024 в 11:13:08