Налогообложение малого бизнеса в Республике Башкортостан: направления оптимизации существующей системы

Ситнова И.А., Айдарбеков Ш.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ситнова И.А., Айдарбеков Ш.Ф. Налогообложение малого бизнеса в Республике Башкортостан: направления оптимизации существующей системы // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 12-17.

Аннотация:
Несмотря на имеющиеся успехи в сфере малого предпринимательства, в Республике Башкортостан до сих пор остаются нерешенными многие проблемы, в том числе не эффективной остается система налогообложения. Авторами предложен ряд мероприятий по совершенствованию существующей системы налогообложения, успешная реализация которых будет способствовать развитию малого предпринимательства в регионе.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, валовой региональный продукт, программы поддержки субъектов малого бизнеса, индивидуальный предприниматель, совершенствование системы налогообложения



Малое предпринимательство играет важную роль в развитии регионов. Оно способствует эффективному взаимодействию органов власти, местного самоуправления и делового сообщества.

Малое предпринимательство формирует оптимальные условия ведения бизнеса во всех сферах деятельности. Оно содействует привлечению инвестиций при нормативно-правовом, экономическом, организационном обеспечении надежности и эффективности вложений в инвестиционные проекты, реализуемые на территории региона.

Башкортостан, являясь одним из центров отечественной крупной индустрии, также сохраняет лидерские позиции и в плане поддержки малого предпринимательства, вклад которого в валовой региональный продукт составляет около 20%. Малые предприятия обеспечивают 19,5% общего оборота и 13,5% объема отгруженных товаров республики [1].

В Башкортостане на малых предприятиях работает 230 тыс. человек

По данным Башкортостанстата в настоящее время в республике зарегистрировано более 115 тыс. субъектов малого предпринимательства. В их числе 24,6 тыс. малых предприятий (с учетом микропредприятий), 86,9 тыс. индивидуальных предпринимателей, 4,5 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.

Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях республики составляет около 230 тыс. человек. Объем инвестиций в основной капитал — 5,7 млрд руб., или 4,8% республиканского объема. Общий объем выданных малому бизнесу кредитов за 2008 г. превысил 100 млрд руб. [2].

Башкортостан стабильно входит в пятерку лидеров в Приволжском федеральном округе по основным показателям деятельности малых предприятий. В частности, регион занимает первое место по численности персонала, второе место по количеству и обороту малых фирм. Доля среднесписочной численности субъектов малого предпринимательства в общей численности экономически активного населения республики превышает 35%. Наиболее активно развиваются малые предприятия оптовой и розничной торговли (30%), строительной (16,7%) и обрабатывающей отраслей (12,3%) [3].

Несмотря на имеющиеся успехи, остается множество проблем. Далеки от совершенства системы налогового и статистического учета деятельности малых предприятий. Статистическая отчетность формируется путем выборочных квартальных обследований. Не анализируется деятельность индивидуальных предпринимателей. Не проводятся сплошные статистические обследования субъектов малого бизнеса. Как следствие, наблюдается значительный разброс данных о численности и объемах деятельности малых предприятий в муниципальных образованиях республики. Зачастую информация по муниципалитетам в разрезе видов экономической деятельности субъектов малого предпринимательства отсутствует.

Барьеры

Правительством Башкортостана предпринимаются определенные шаги в данном направлении. В частности, реализуется республиканская программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, целью которой являются выявление основных проблем в данной сфере и разработка комплекса мер по их устранению.

По результатам исследований, проведенных в рамках программы, к наиболее значимым проблемам были отнесены:

– бюрократические барьеры;

– отсутствие помещений;

– высокая арендная плата;

– несовершенство законов;

– недостаток квалифицированных кадров;

– коррупция;

– злоупотребления проверяющих органов;

– устаревшие техника и технология.

Однако в качестве основной была названа проблема несовершенства существующей системы налогообложения. Поэтому разработанный в рамках программы и предложенный к реализации комплекс мер, в первую очередь, включает пути снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства [6].

В частности, изменения должны коснуться налога на прибыль предпринимателей. В настоящее время сумма налога, рассчитанная в размере 18%, зачисляется в бюджет Республики Башкортостан. Законом субъекта Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков ставка может быть снижена до 13,5% [1]. Необходимо разработать гибкую систему расчетов данного налога и применения дифференцированных ставок с учетом различных условий ведения бизнеса.

Такая же дифференцированная система налогообложения может быть использована при исчислении земельного налога и налога на имущество малых предприятий. Нижние границы ставок для них законодательно не закреплены и формально существует возможность «послабления» для некоторых категорий налогоплательщиков.

Кроме того, существует возможность снижения ставок транспортного налога, которые в республике в пять раз выше, чем базовые ставки, установленные Налоговым кодексом РФ, и уменьшения ставки единого налога, уплачиваемого организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения (доходы минус расходы) с 15 до 5% [2].

На уровне местного самоуправления администрациям городских округов и муниципальных районов предлагается ввести мораторий на осуществление проверок субъектов малого предпринимательства сроком до шести месяцев [4].

Однако, по нашему мнению, предложенные в программе рекомендации необходимо доработать как в организационном, так и в содержательном плане. Система налогообложения малого предпринимательства должна обеспечивать наполняемость бюджета и выполнение налоговых обязательств, создавать оптимальные условия для ведения бизнеса с учетом влияния различных институциональных факторов. На обоснованность данного утверждения показывают результаты проведенного нами социологического исследования налогового поведения предпринимателей Уральского региона Республики Башкортостан [5].

Совершенствование системы

Комплексное обобщение предложенных в Республиканской программе рекомендаций, сопоставление факторов и условий осуществления предпринимательской деятельности, изучение уже существующих механизмов налогообложения позволяет сделать следующие выводы:

1. Для повышения эффективности фискально-бюджетной политики государства необходимо следующее.

– планомерное совершенствование существующей системы взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков – субъектов малого предпринимательства;

– создание благоприятных условий, способствующих повышению предпринимательской активности;

– замена статистического способа расчета объемов налогообложения на более гибкие индикативные методы планирования налоговой нагрузки и расчета наполняемости бюджета.

2. Абсолютное большинство респондентов, опрошенных в ходе исследования налогового поведения субъектов малого предпринимательства Уральского региона Башкортостана, едины в своем отношении к проблемам налогообложения. Они считают, что существующая система неадекватна условиям ведения бизнеса, организационно и экономически неэффективна. Поэтому представляется необходимым продолжить работу в плане снижения налогового бремени, ужесточения системы налогового мониторинга и контроля, создания сети налоговых консультационных пунктов (сельский налоговый консалтинг), внедрения и дальнейшего развития системы налогового патентования.

3. Система налогообложения малого предпринимательства должна совершенствоваться с учетом всех институциональных факторов и условий ведения бизнеса, оказывающих значительное влияние на поведение налогоплательщиков. Необходимо, чтобы она предполагала более активное участие региональных и муниципальных органов власти в формировании бюджетов соответствующих уровней путем создания условий для предпринимательской деятельности.

Для этого следует более активно использовать имеющиеся у муниципалитетов полномочия по регулированию налоговых ставок для приоритетных отраслей и сфер предпринимательской деятельности, сделать систему наполнения и распределения бюджетов более прозрачной и открытой.

[1] Возможность снижения налога на прибыль законами субъектов федерации для предприятий, применяющих общеустановленную систему налогообложения, предусмотрена п. 5 ст. 284 НК РФ. Это положение действует в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 305-ФЗ с 1 января 2009 года. Заметим, субъекты федерации при реализации своего права уменьшить налоговую ставку по налогу на прибыль, тем самым, безусловно, будут способствовать развитию бизнеса в своем регионе. Но при этом уменьшатся суммы налоговых поступлений в их собственный региональный бюджет — прим. ред.

[2] Право уменьшить налоговую ставку для субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ, также появилось у региональных властей с 1 января 2009 г. Именно с этого момента начинают действовать изменения, внесенные Федеральным законом от 26.11.2008 № 223-ФЗ в п. 2 ст. 346.20 НК РФ, устанавливающий налоговые ставки для единого налога уплачиваемого «упрощенцами» — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:14:33