О службе контроллинга среднего по размеру предприятия
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (23), Ноябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Типовое Положение о службе контроллинга среднего по размеру предприятия. Положение о структурном подразделении является внутренним юридическим документом предприятия
Ключевые слова: контроллинг, руководитель службы контроллинга, средние предприятия
Типовое Положение о службе контроллинга среднего по размеру предприятия
Положение о структурном подразделении является внутренним юридическим документом предприятия, регламентирующим:
- характер подчиненности начальника подразделения вышестоящим руководителям;
- положение подразделения в структуре предприятия;
- цели, задачи и функции данного подразделения и его структурных звеньев;
- структуру подразделения;
- характер взаимодействия данного подразделения с другими подразделениями предприятия;
- права и сферу ответственности работников подразделения и его руководителя [1].
Цели, задачи и функции службы контроллинга, равно как и ее структура, в гораздо большей степени, нежели у других подразделений, зависят от позиционирования данной службы в структуре предприятия и характера ее взаимодействия с вышестоящими руководителями и руководителями подразделений этого же уровня управления. К примеру, такие подразделения, как отдел закупок, отдел кадров, бухгалтерия, цеха основного и вспомогательного производства будут выполнять свои основные функции независимо от положения в организационной структуре предприятия, поскольку они, в отличие от службы контроллинга:
На практике встречаются следующие варианты позиционирования службы контроллинга в организационной структуре предприятия [2]:
Типовыми задачами службы контроллинга являются:
Таблица 1
Этот классификатор достаточно четко определяет роль службы контроллинга в деятельности предприятия: служба контроллинга не замещает руководителей в процессе планирования, не ведет учет затрат вместо других подразделений и не накапливает контрольно-аналитическую информацию для собственных нужд, а проводит методическую, организационную, координационную и консультационную поддержку процессов планирования, учета, контроля и анализа с целью обеспечения руководителей необходимой информацией для эффективного управления предприятием и его структурными подразделениями.
Существуют два основных способа создания структуры службы контроллинга на средних по размеру предприятиях:
В случае выбора варианта структурирования службы контроллинга по функциям менеджмента потребуются специалисты достаточно узкого профиля. Если же принимается вариант организации службы контроллинга по функциональным сферам, то, наоборот, специалисты широкого профиля. Это имеет свои позитивные и негативные стороны, которые руководство предприятия должно внимательно рассмотреть.
Современный контроллинг базируется на информационных технологиях, позволяющих значительно сократить затраты времени на обмен данными, снизить трудоемкость учетно-аналитических процедур, увеличить объемы перерабатываемой информации, поэтому наличие такого структурного звена, как бюро информационных технологий в службе контроллинга в настоящее время просто необходимо.
Характер взаимодействия службы контроллинга с другими подразделениями предприятия определяется в каждом конкретном случае на основе задач и функций, выполнение которых возложено на нее руководством предприятия.
На каждом предприятии существует свой порядок правовых отношений, однако вне зависимости от этого, основными правами работников службы контроллинга следует считать:
Руководитель службы контроллинга несет ответственность за:
[1] Зачастую степень ответственности работников подразделения в Положении не прописывается, поскольку устанавливается должностными инструкциями.
[2] В случае централизованной службы контроллинга.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:59:56