Внешняя и внутренняя социально-экономическая среда жилищно-коммунального хозяйства России: узел противоречий

Маслюк Д.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Маслюк Д.С. Внешняя и внутренняя социально-экономическая среда жилищно-коммунального хозяйства России: узел противоречий // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 5. – С. 125-130.

Аннотация:
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства возможно только в контексте комплексных реформ смежных отраслей экономики страны: строительство, электроэнергетика, местное самоуправление, а также изменения поведения экономических агентов – потребителей услуг отрасли.

Ключевые слова: энергетика, строительство, региональная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, внешняя среда, жилищно-коммунальные услуги, местное самоуправление, муниципальное хозяйство



Проблемы в современном ЖКХ – это узел противоречий экономико-социального и финансового характера. Он затрагивает ряд смежных отраслей, пронизывает все уровни власти и экономики.

Изменение ситуации в ЖКХ остро отражается на социальной среде, так как стоимость жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является значительной статьей расходов в семейных бюджетах. Сбои же в системе ЖКХ становятся угрозой для здоровья и жизни людей. Особенно остро они проявляются в условиях кризиса и обусловленных им разноплановых кризисных ситуациях.

Для обоснованной оценки ситуации в ЖКХ и целенаправленного управления реформированием отрасли, необходимо изучить условия, определяющие его деятельность. Полагаем, что, прежде всего, это внешняя среда, задающая основные направления функционирования отрасли.

К элементам внешней среды предприятий ЖКХ мы относим:

– органы власти, отвечающие за развитие законодательной базы реформирования отрасли;

– строительную и энергетическую отрасли экономики, которые являются поставщиками ресурсов для предприятий ЖКХ;

– органы местного самоуправления (ОМСУ);

– потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, ОМСУ и потребители ЖКХ, являясь плательщиками услуг, образуют финансовую взаимосвязь с предприятиями отрасли ЖКХ, суммируя соответствие тарифной политики пороговым значениям готовности населения оплачивать ЖКУ.

Рассмотрим более подробно ситуацию и основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства во взаимосвязи со смежными с ЖКХ отраслями экономики.

Строительство и энергетика

В последние два года наблюдается ежегодный рост объемов строительства в среднем на 10–15%. В 2008 г. в стране было возведено 150 млн кв. метров жилья. Вместе с тем, строительная отрасль столкнулась со следующими проблемами [5]:

– предложение на рынке жилья пока значительно ниже спроса (хотя экономический кризис вносит свои коррективы);

– значительные финансовые ресурсы сосредоточены в сфере покупки строящегося жилья, что сказывается на спекулятивном росте цен;

– высокие цены на земельные участки для «точечной» застройки;

– высокая коррупционная емкость в области градостроительства и землеотвода, что повышает себестоимость строительства.

К 2000 г. ситуация в энергетике характеризовалась следующими сложностями:

– неэффективные технологические показатели;

– отсутствие экономических стимулов к повышению эффективности бизнеса;

– перебои энергоснабжения, высокая вероятность аварийных ситуаций;

– отсутствие платежной дисциплины, распространенная практика неплатежей;

– информационная и финансовая «непрозрачность» предприятий отрасли;

– доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков [6].

К 2001 году, по оценкам экспертного сообщества, энергетика стала одной из главных причин замедления экономического роста страны.

Хозяйство

Общая площадь жилья в России постоянно растет. За последние восемь лет она увеличилась на 300 млн кв. м. и составила 3 млрд кв. м. [1]. В среднем на одного жителя страны приходится 21,7 кв. м общей площади. Вместе с тем, только 62% жилья оборудовано элементарными удобствами, что на наш взгляд является крайне низким показателем.

Доля ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 3,2% от всего жилья (по оценкам экспертов, этот показатель составляет 25-30%) [3].

Жилищный фонд составляет около 30% от всех основных фондов страны. Население и бюджеты возмещают только 77% затрат на эксплуатацию жилья. В среднем, обслуживание 1 кв. м. жилья стоит 1 долл. Для сравнения, в Западной Европе и США этот показатель доходит до 7–10 долл. [4].

Объем коммунальных услуг, оказываемых на территории страны, в среднем в 4,5 раза превышает объем жилищных услуг, что говорит о значительных масштабах отрасли коммунального хозяйства.

Уровень возмещения населением затрат по предоставлению ЖКУ по-прежнему невысокий. Так, в 2006 г. он составил 87%, а к 2008 г. снизился еще на 1%. Более 30% всех инфраструктурных сетей отрасли нуждаются в замене. 50% сетей имеют значительный физический износ. Объем ежегодной замены сетей – около 1% от потребности. Приведение в нормальное состояние сетей (по данным на начало 2008 г.) обойдется в двухгодовой оборот отрасли, то есть в 1,5 трлн руб. [2].

Потребитель, с одной стороны, не может выбрать поставщика коммунальных услуг, так как эти предприятия являются локальными монополиями. С другой стороны, потребитель не может (не имеет желания) проверить качество и количество предоставляемых услуг в связи с отсутствием в 70% жилья индивидуальных приборов учета, и в 99,9% жилья – приборов, измеряющих качественные характеристики услуг.

Потребители ЖКУ

Доля расходов на оплату ЖКУ в структуре расходов граждан постоянно растет и в 2008 г. превысила 25%. Спустя 2,5 года после вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ значительное число жилых домов не выбрали форму управления.

На основе анализа внутренней и внешней среды ЖКХ нами сформулированы основные противоречия, которые сложились в отрасли:

1) ЖКХ – это отрасль столкновений социальных интересов. Предприятия, желая увеличить маржинальность, увеличивают тарифы. Потребители ЖКУ активно возражают против этого;

2) повышение тарифов на ЖКУ до четверти от среднего бюджета российской семьи привело к снижению собираемости этих платежей, а значит, цель перехода на 100-процентную оплату фактически не достигнута;

3) субсидии по оплате ЖКУ столь малы, что за их получением обращаются далеко не все малообеспеченные граждане;

4) расходы на содержание 20% самого «дорого» и 20% самого «дешевого» жилья различаются не так сильно, как доходы 20% самых богатых и 20% самых бедных россиян;

5) в отрасли крайне низкая эффективность использования ресурсов;

6) более 70% населения потребляют ЖКУ без персонифицированной системы учета потребления;

7) в большинстве жилых домов коммунальные услуги не соответствуют нормативам качества;

8) высокую маржу в отрасли можно получить, только снизив потери при транспортировке ресурсов и оптимизировав издержки, а для этого нужны инвестиции равные двухгодовому обороту отрасли.

Цели и задачи

Исходя из указанных проблем, мы предполагаем, что стратегические цели в управлении ЖКХ следующие:

– уменьшение износа и ликвидация ветхих основных фондов;

– сокращение количества аварийного жилищного фонда;

– обеспечение условий проживания и предоставления ЖКУ, отвечающих стандартам качества;

– сокращение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

– развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ;

– демонополизация ЖКХ.

Подводя итоги всех этапов реформирования отрасли с 1991 по 2008 гг., считаем важным отметить следующее:

1) приватизация жилья не закрепила ответственности за обслуживание жилья и общих территорий, то есть нарушила условие комплементарности [1];

2) так и не появились реальные покупатели жилищно-коммунальных услуг, а агенты не могут эффективно представлять интересы населения;

3) принят Жилищный кодекс РФ, который не нашел одобрения и поддержки среди населения, соответственно, не смог изменить стереотипы экономических агентов;

4) введение 100-процентной оплаты за предоставляемые ЖКУ произошло без изменения политики доходов населения, то есть снова был нарушен принцип внешней комплементарности;

5) в отрасли образовались высокие тарифы, но выросли и издержки, которые перерастают в убытки, а это благополучная среда для коррупционных процессов.

Решить эти проблемы сможет только эффективный гражданский контроль, реально работающие (и представляющие интересы населения) неправительственные организации, СМИ, отражающие реальную картину происходящего. Все это входит в диссонанс с жесткой политической системой, централизацией ресурсов, «управляемой демократией», которые можно назвать стратегическими задачами федеральной власти в последние восемь лет.

[1] Комплементарность (термин, применяемый преимущественно в естественных науках) — взаимное соответствие, обеспечивающее связь дополняющих друг друга структур — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:14:19