Организация процессно-ориентированной деятельности в медицинском бизнесе

Ермакова С.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье излагаются вопросы теории и практики процессного подхода к управлению медицинской организацией, что является инновацией применительно к сфере здравоохранения. Даются рекомендации по интеграции решения по организации бизнес-процессов в корпоративную структуру и систему менеджмента качества. Рассматриваются условия совершенствования системы управления клиникой на основе проектирования бизнес-процессов.

Ключевые слова: бизнес-процесс, медицинские услуги, добровольное медицинское страхование, здравоохранение, система менеджмента качества, проектирование бизнес-процессов, медицинский бизнес



Основная цель государственной политики сегодняшней России – это повышение доступности и качества медицинской помощи. Важнейшие мероприятия, направленные на достижение этой цели, составили программу приоритетного национального проекта «Здоровье». Правительством были сделаны крупные инвестиции в здравоохранение, но накопленные проблемы остаются весьма значительными.

Состояние системы здравоохранения в нашей стране остается на достаточно низком уровне, по сравнению с другими странами. Академик Аганбегян А.Г. в своем докладе «О реформе здравоохранения» отмечал, что Россия занимает 130-е место в мире среди 210 стран по организации системы здравоохранения [2].

Назрела необходимость создания по существу новой системы здравоохранения, на основе повышения технологического, организационного и профессионального уровня уже существующей. Для достижения этой цели наиболее актуальным становится применение инновационных методов управления и организации медицинской деятельности.

Развитие бизнеса в здравоохранении

Последние годы наглядно показали, что медицинский бизнес (и платные медицинские услуги, оказываемые государственными учреждениями) является достаточно интересным с точки зрения инвестирования и получения прибыли, а его рентабельность составляет как минимум 14%.

Можно с уверенностью сказать, что рынок платных медицинских услуг продолжает свое активное формирование и развитие. Ежегодно открывается большое количество частных клиник, оказывающих услуги в различных областях медицины.

В октябре 2007 г. агентство Discovery Research Group провело исследование рынка платных медицинских услуг.

В 2006 г. объем рынка платных медицинских услуг составил $10 млрд. Причем объем теневого сектора оценивался в $3,7 млрд. За последние пять лет темп роста рынка медицинских услуг составил в среднем 27%. Доля теневого сегмента несколько уменьшилась – с 30% в 2004 г. до 19–20% в 2006 г. Это связано, видимо, с увеличением объема услуг, предоставляемых легально.

Отмечается рост интереса инвесторов к рынку платных медицинских услуг. Важнейший фактор, оказывающий здесь решающее влияние – это развитие в стране добровольного медицинского страхования (ДМС). Если на первом этапе основными потребителями услуг ДМС являлись корпоративные клиенты, то в дальнейшем, с развитием в России малого и среднего бизнеса, количество потребителей стало значительно расширяться. Это привело к тому, что за последние пять лет темпы роста рынка ДМС составили 25–30% [5].

Но наступивший кризис внес определенные коррективы в развитие частного здравоохранения и ДМС. Большинство предприятий сокращает социальные выплаты, многие вообще отказываются от них. Поэтому эксперты полагают, что 20–30% потребителей полисов корпоративного ДМС могут отказаться от него.

Предполагается, что пострадают и частные клиники, преимущественно те из них, которые рассчитаны на средний класс. Спрос на услуги элитной медицины может снизиться не более чем на 10%. На фоне стресса возрастет поток пациентов, обращающихся к психиатрам, наркологам, кардиологам [3].

Робот-хирург

Медицина – это та сфера, где научно-технический прогресс внедряется в практику быстрее, чем где-либо еще. Стремительно меняется «мода» на тактику лечения, дозировку и ассортимент применяемых медикаментов. Сейчас уже никого нельзя удивить электронной историей болезни или оперативными вмешательствами, проводимыми роботом-хирургом Da Vinci на сердце и сосудах, работающим в ведущих мировых клиниках.

Ключевой фактор успеха медицинской организации, ее основное конкурентное преимущество – это следование за передовыми технологиями. Ведь главный критерий оценки эффективности работы клиники – уровень удовлетворенности пациента оказанной ему медицинской помощью. Потребитель всегда выбирает лучшее из того, что представлено на рынке в области диагностики и лечения.

Однако эффективность работы медицинской клиники достаточно сложно измерить, так как система здравоохранения очень специфична. Поэтому необходимо правильно определить основные критерии результата деятельности организации и разработать четкую систему оценки качества медицинской помощи, мотивации персонала, что достаточно сложно сделать.

В настоящее время во всем мире внедряются принципы доказательной медицины, жесткой стандартизации, выделяются и описываются бизнес-процессы компаний. Это позволяет более объективно оценивать работу медицинского персонала.

Существующие стандарты диагностики и лечения позволяют выбирать методы, оптимальные с точки зрения результата и финансовых затрат. Следует отметить, что качество медицинской услуги тесно связано с качеством менеджмента.

Не случайно сегодня многие ведущие российские медицинские организации прошли сертификацию своего менеджмента по ISO 9001. Это является определяющим для построения в дальнейшем системы менеджмента качества (СМК), в которой буквально поется гимн бизнес-процессам. Необходимо напомнить, что одним из восьми принципов стандартов ISO является признание важности ориентации предприятия на использование процессного подхода [4].

Эффективное управление

Что требуется для внедрения процессного управления на предприятии?

Во-первых, документированное описание основных бизнес-процессов (БП), которое необходимо согласовать с руководителем и утвердить в качестве корпоративного стандарта.

Во-вторых, предприятие должно составить классификатор бизнес-процессов и функций, который нужно согласовать, утвердить и довести до сведения руководителей подразделений и исполнителей.

Впервые идея закрепления процессов за исполнителями была высказана еще в начале ХХ века Ф. Тейлором. Он отмечал, что организация должна описывать свои функции (то есть бизнес-процессы), а также иметь классификатор функций и использовать их систематизированное описание с целью закрепления за конкретными исполнителями. По мнению Тейлора, законы управления едины для любой отрасли. И не случайно в 1912 г. он в своем докладе Конгрессу США в качестве примера «научного управления» привел медицинскую клинику [1].

В-третьих, необходимо иметь описание порядка исполнения процессов в виде текста, таблицы, графиков. Определенных требований к формату описания в стандарте нет.

Детальное описание БП позволяет создавать диаграммы потока данных и систематизировать документооборот. Это дает возможность выявить и представить информационные потоки, которые используются в ходе исполнения БП.

Модели БП также целесообразно использовать для регламентации деятельности клиники. Для этого необходимо определить в БП функции и закрепить их за исполнителями. На базе корневой модели БП разрабатывается «Положение о предприятии» или его подразделениях.

Руководство организаций должно поддерживать работу по анализу, контролю, проектированию и совершенствованию БП. Это проводится в соответствии с принципами, зафиксированными в документах СМК. В итоге складывается такая цепочка организации процессно-ориентированной деятельности компании:

– корневая модель БП;

– классификаторы процессов;

– таблицы с описанием БП;

– технологические карты;

– блок-схемы БП;

– алгоритмы процедур;

– руководящие документы;

– построение СМК.

Сегодня решение этих проблем особенно актуально для российских организаций малого и среднего бизнеса, работающих в сфере здравоохранения, так как все предприятия разрабатывают систему мероприятий, направленных на преодоление экономического кризиса. Совершенствование системы управления медицинской компанией, ориентированное на БП, как нельзя лучше подходит для этой цели.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 23:45:03