Развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса на основе кластерного подхода
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5-1 (134), Май 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Анализ потенциала кластеризации Республики Татарстан позволил выявить приоритетные виды экономической деятельности, готовые для создания кластеров, в число которых входит инвестиционно-строительный комплекс. Однако на данном этапе созданию полноценного кластера в этой отрасли препятствует недостаточное развитие родственных и поддерживающих сфер деятельности. Как должна решаться эта проблема? Какими должны быть условия и методология построения кластеров? Читайте об этом в статье.
Ключевые слова: конкурентоспособность, строительство, рынок недвижимости, кластерная политика, инвестиционно-строительный комплекс, кластеризация, капиталовложения
В Российской Федерации, как и на всех мировых рынках, постоянно растет конкурентное напряжение. Конкурентная борьба приобретает все более жесткие формы, а утрата позиций становится все более опасной. Для того чтобы наша страна в процессе глобализации не осталась сырьевой базой, а могла бы конкурировать на одном уровне с экономически развитыми государствами, необходимо повышать эффективность экономики.
Мировой опыт свидетельствует, что действенным методом повышения конкурентоспособности является реализация кластерной политики. В 25 развитых странах (с валовым национальным доходом на душу населения свыше 15 000 $) насчитывается 664 кластера и 181 кластер в 27 развивающихся странах [1].
Проведенные исследования 160 кластеров показали, что 25% из числа всех кластеров территориально относятся к региону [2]. Следовательно, процессы кластеризации могут происходить как на международном и национальном уровнях, так и на региональном.
Кластеризация
Необходимо заметить, что в международной практике имеются примеры создания кластерных отношений между предприятиями с помощью целенаправленного формирования кластеров. Исходя из сложившейся в Российской Федерации практики государственного регулирования и подходов, предлагается использование варианта, который опирается на активное и мощное участие органов государственной власти республиканского и федерального уровня в развитии кластеров.
По нашему мнению, на данном этапе развития для проведения кластерной политики в субъектах федерации необходимо сначала выявить потенциал кластеризации региона для распознавания действующих или потенциально зарождающихся кластеров. Затем в тех видах деятельности, где потенциал достаточен, можно проводить моделирование, продвигаясь от создания модели кластера к координации работы и развитию системы кластеров с учетом местных особенностей.
Для проведения такой емкой работы необходима помощь местных органов власти. Следовательно, кластеры должны являться объектом пристального внимания и крупных капиталовложений региональных властей. По мере развития кластеров роль региональных властей будет снижаеться, и сводится к поддержке важнейших кластеров. Главную же роль начинают играть законы рыночной экономики, стимулирующие развитие наиболее выгодных производств.
Кластерная методология
В период мирового экономического кризиса для Республики Татарстан очень важным является поддержание конкурентоспособности, а этого невозможно достичь без нормального развития инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) региона. В этих условиях необходимо рассмотреть возможность развития ИСК на основе кластерного подхода.
ИСК является одной из важнейших составных частей экономики региона. Он оказывает решающее влияние на прогресс во всех других отраслях. Представляется существенным то обстоятельство, что правительство республики способствует образованию кластеров в регионе [3]. Это значит, что в процессе кластеризации увеличится потребность бизнеса в объектах недвижимости и произойдет рост спроса на жилье.
Проведенный анализ основных теоретических и практических подходов к формированию кластерной структуры позволяет определить методологию построения кластера в ИСК:
— выявление потенциала кластеризации региона;
— анализ современного состояния ИСК;
— определение участников состава кластера в ИСК;
— проведение экономического анализа организаций предполагаемого кластера;
— определение эффективности кластеризации и прогноз развития кластера.
При выявлении потенциала кластеризации мы предлагаем методику, включающую в себя три этапа:
1) определение уровней потенциала кластеризации и обоснование каждого из них;
2) проведение количественного анализа потенциала кластеризации региона, который основан на межотраслевом сравнении с использованием статистических показателей – коэффициента специализации и коэффициента душевого производства;
3) качественный анализ основных факторов, влияющих на развитие потенциала кластеризации.
В Татарстане есть возможность образования как минимум пяти кластеров
Проведенные нами исследования показали, что уровень потенциала кластеризации Республики Татарстан высокий, следовательно, существует возможность образования как минимум пяти потенциальных кластеров. Из них три национально значимых в таких видах деятельности, как нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия, в поддержке которых должно принимать участие федеральное правительство.
Также существует возможность создания как минимум двух кластеров регионального уровня (инвестиционно-строительная деятельность и сельское хозяйство), которые являются необходимыми для развития региона.
Следует отметить, что выделение нескольких предприятий ИСК в кластерную систему является особой формой кластерной модели, поскольку инвестиционно-строительная деятельность ориентирована, прежде всего, на региональный рынок. Основной ее продукцией является строительство и обслуживание в регионе зданий и сооружений производственного назначения, а также современного комфортного жилья.
Кластер в ИСК объединяет все компоненты производственного процесса, от поставщиков сырья до потребителей конечного продукта, включая сферу обслуживания и специализированную инфраструктуру.
Следствием синергетического эффекта будет являться приток инвестиций, формирование новых компаний, повышение занятости населения и образовательного уровня, оптимизация качества продукции, снижение себестоимости продукции, развитие инфраструктуры и новых технологий, рост производительности. Все это будет способствовать повышению эффективности деятельности каждого участника кластера и ускорению развития экономики региона в целом.
Участники кластера
В Республике Татарстан для полноценного развития кластера в ИСК такие детерминанты конкурентных преимуществ, как родственные и поддерживающие отрасли, представлены слабо. Поэтому необходима активизация государственных и частных инвестиций на создание недостающих производств, на инновационную деятельность, на развитие инфраструктуры и механизмов финансовой деятельности.
Основными участниками кластера в ИСК будут являться:
– специализированные строительные предприятия;
– предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий;
– организации рыночной инфраструктуры (кредитные, страховые, консалтинговые и лизинговые услуги, логистика, торговля);
– научно-исследовательские и образовательные организации;
– некоммерческие и общественные организации (объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты);
– организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (технопарки, венчурные фонды, центры технологий, центры развития дизайна, центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства и др.).
Координировать деятельность кластера может общественная некоммерческая организация, учредителями которой будут являться участники кластера, общественные организации и органы власти региона.
При моделировании кластера в исследование вовлекаются все предполагаемые участники кластера. За правило обычно берут принцип самоопределения: все организации, для которых участие в кластере представляет интерес, считаются его частью.
Таким образом, создание кластера в ИСК увеличит объем инвестиций в строительство. Это приведет к возникновению новых компаний, увеличению объемов производства, росту конкуренции, снижению цен, увеличению платежеспособного спроса населения и к новому витку инвестиций, что укрепит позиции Республики Татарстан на национальном и мировом рынках.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 06:18:39