Измерение и оценка эффективности работы служб закупок, логистики и маркетинга
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (23), Ноябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Логистика применительно к предприятию это планирование, управление и контроль за складированием и транспортированием материальных ресурсов внутри и вне предприятия. Основной задачей контроллинга логистики является текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов. Контроллинг должен обеспечивать руководство предприятия информацией, необходимой для принятия решений в сфере логистики, а также проводить согласование и оптимизацию материальных потоков с другими процессами, протекающими на предприятии.
Ключевые слова: логистика, управление предприятием, контроллинг, служба маркетинга, служба закупок, маржинальная прибыль
Логистика применительно к предприятию ‑ это планирование, управление и контроль за складированием и транспортированием материальных ресурсов внутри и вне предприятия. Основной задачей контроллинга логистики является текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов. Контроллинг должен обеспечивать руководство предприятия информацией, необходимой для принятия решений в сфере логистики, а также проводить согласование и оптимизацию материальных потоков с другими процессами, протекающими на предприятии.
В области контроля за экономичностью контроллинг призван вырабатывать рекомендации для руководителей на разных уровнях логистики таким образом, чтобы достигалось оптимальная комбинация затрат. При отслеживании экономичности можно использовать следующие показатели:
1. степень готовности поставщика: количество своевременно удовлетворенных потребностей / общее количество потребностей в материалах;
2. потери от недостающих материалов: потери от прерывания процесса производства / количество недостающих материалов;
3. время приема единицы товара: общее время приема товаров / количество поставок в месяц;
4. затраты на прием единицы товара: общие затраты на прием товаров / количество поставок в месяц.
В основные функции контроллинга закупок входят планирование и контроль издержек при снабжении материалами, текущая оценка закупок и формирование ориентированной на рынок системы материального снабжения.
Для контроля эффективности деятельности службы закупок предлагается использовать следующие показатели:
1. квота недопоставок: количество недопоставок /общее количество поставок;
2. сервис поставщиков: количество вовремя полученных заказов /общее количество заказов.
Зависимость предприятия от поставщиков может определяться с помощью следующего показателя: доля поставщиков для группы товаров: поставщик (и) группы товаров / совокупное количество возможных поставщиков данной группы товаров.
Основной задачей контроллинга маркетинга является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов. Приоритетной целью контроллинга является обеспечение экономичности службы маркетинга. В задачи контроллинга маркетинга входит планирование, учет и контроль результатов маркетингового мероприятия, но не путь и методы его реализации. При осуществлении контроллинга нужно следить за тем, чтобы разница между доходами с оборота и издержками на маркетинг-микс стремилась к максимуму. В задачи контроллеров входит также контроль издержек по отдельным сферам маркетинговой деятельности. Инструменты контроллинга маркетинга ориентированы на количественные параметры, к числу которых в первую очередь относятся доходы с оборота и маркетинговые издержки.
На основе расчетов маржинальной прибыли анализируется эффективность тех или иных мероприятий в области маркетинговой политики цен и продуктов с точки зрения улучшения экономического результата деятельности предприятия в целом. Предметами анализа могут быть различные объекты: группы продуктов, регионы, заказы, группы клиентов.
Анализ должен выявить "носителя убытка". Далее необходимо принять адекватные меры по элиминированию этого "носителя убытков" или коррекции с целью улучшения ситуации для контролируемого объекта.
В рамках сравнительных расчетов ограничиваются лишь анализом издержек. При этом издержкам на маркетинговые мероприятия противопоставляется величина результата деятельности предприятия: доход, оборот, прибыль и т.д. Этот подход основывается на предположении о том, что результаты деятельности предприятия не возникают сами по себе, в их основе лежат определенные причины и факторы, к числу которых могут быть отнесены маркетинговые мероприятия.
В сравнительных расчетах для оценки эффективности маркетинговых мероприятий могут использоваться следующие показатели:
1) оборот/расходы на рекламу;
2) оборот/издержки на послепродажное обслуживание клиентов;
3) оборот/издержки продаж,
4) оборот/торговая площадь и т.п.
Полученные показатели могут использоваться для сравнения эффективности маркетинговых мероприятий как внутри предприятия в ретроспективном и прогностическом аспектах, так и при сравнительном анализе конкурентов.
Основным недостатком предлагаемых показателей является потребность в дополнительной интерпретации полученных значений из-за отсутствия однозначной причинно-следственной связи.
Источники:
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:40:28