IPO - начало нового этапа в развитии бизнеса компании?

Белоусов О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Первичное публичное размещение акций (Initial Public Offering – IPO) является одним из наиболее важных механизмов работы компаний на рынках капитала. Это канал для получения молодыми предприятиями нового капитала, а также способ для первоначальных инвесторов выйти из участия в капитале и направить свою прибыль на инвестиции. В этой связи представляет интерес исследование основных этапов IPO, особенностей процедуры проведения IPO, а также преимуществ, получаемых компаниями в результате этой операции.

Ключевые слова: ценные бумаги, финансовые инструменты, первичное размещение акций, фондовый рынок, финансовые ресурсы, металлургия, рост капитализации, долгосрочные инвестиции



На российских фондовых биржах используется ограниченное число финансовых инструментов, что снижает активность торгов акциями. Практически ни одна металлургическая компания не сделала выбор в пользу западных бирж для своего первого размещения. Во многом это связано с тем, что услуги по IPO обходятся за рубежом намного дороже, чем в России, но главная причина заключается в более высоких издержках на IPO (как денежных, так и связанных с раскрытием информации).

До момента размещения акций компания рассматривает преимущества, обозначая при этом плюсы и минусы IPO. С одной стороны, это процедура, приносящая прибыль, так как сведения о спросе на инвестиции становятся доступными большому количеству возможных инвесторов, которые затем вырабатывают предложение на конкурсной основе.

С другой стороны, участие публичного инвестора в прибыли влечет за собой значительное увеличение налогового бремени и существенные затраты, направленные на повышение информационной открытости компании. При этом привлечение подобных денежных ресурсов на основе ряда действий частного характера (частные размещения или кредит) является следствием отсутствия конкурсного подхода. Как результат, привлекаемые средства также могут «стоить» гораздо дороже, чем при первичном размещении акций.

Новый этап

IPO предпочтительнее, в случае если компании нужны большие финансовые ресурсы на долгосрочный период, так как частное привлечение значительных сумм создает для инвестора слишком высокие риски, которые оплачиваются заемщиком за счет увеличения стоимости заимствований. В то время как при помощи IPO можно обеспечить повышение кредитного рейтинга компании и снижение стоимости заимствований, а также дополнительную возможность финансирования в будущем.

Таким образом, преимуществ у IPO, по сравнению с другими видами размещения, значительно больше, чем ограничений. Однако в России долгое время более предпочтительным считался подход, когда компании проводили дополнительную эмиссию и размещали её по закрытой подписке среди прежних держателей акций. Главной задачей считалось сохранение контроля над компанией.

Со временем корпорации набирались опыта и начинали более четко ориентироваться на рыночную экспансию. Постепенно пришло понимание того, что IPO – это начало качественно нового этапа в развитии бизнеса компании.

IPO стало для российских компаний логичным шагом по дальнейшему привлечению инвестиций, которые необходимы для того, чтобы увеличить конкурентоспособность компании на мировом рынке. Более того, финансовое конструирование, приводящее к изменению структуры и стоимости капитала компании, его увеличение до необходимых размеров значительно облегчает впоследствии доступ к кредитным ресурсам, снижает средневзвешенную стоимость капитала.

IPO компании делает доступным и ряд других вариантов финансирования собственного бизнеса: эмиссию конвертируемых облигаций, облегчение размещения обыкновенных облигаций компании, финансирование под залог акций и т.д. Также IPO может выступать в качестве способа частичного выхода владельцев из бизнеса. Кроме того, акции публичной компании могут являться валютой при слияниях и поглощениях (так как имеют реальную рыночную стоимость).

PR и IPO

Проведение IPO начинается с маркетинга. Рутинная работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта, раскрытие и правильная подача существенных фактов из жизни компании требуют постоянной работы IR-службы [1]. Необходимо также вести борьбу с биржевыми спекуляциями и быть готовыми к тому, что сообщение в прессе или же общий спад рынка могут заставить колебаться котировки акций на десятки процентов. Наличие независимых представителей в совете директоров компании, соблюдение прав миноритарных акционеров, которым может похвастать далеко не каждая отечественная компания – все это ведет к значительным изменениям характера ведения бизнеса. Поэтому в России есть целый класс собственников, которые не рассматривают IPO в качестве возможной перспективы.

Таким образом, в условиях глобализации российские металлургические компании должны рассматривать IPO как один из наиболее перспективных инструментов привлечения финансовых ресурсов. Это обусловлено тенденциями, наблюдаемыми в 2006–2007 гг.: растущие фондовые биржи, энергичный рост развивающихся рынков, повышающийся уровень конкуренции среди фондовых бирж, крупные размещения на местных биржах и резкое увеличение количества альтернативных источников финансирования, в частности появление фондов прямых инвестиций.

IPO позволяет создавать условия для привлечения долгосрочных инвестиций в акционерный капитал и является методом достижения и удержания таких стратегических конкурентных преимуществ, как завоевание большей доли рынка.

2007 год характеризовался небольшим приростом количественного объема рынка российского IPO – 25 размещений против 23 в 2006 г. При этом активность IPO в металлургической отрасли существенно снизилась: одно размещение против четырех в 2006 г.

Снижение связано с изменением законодательства. Компания, решившая провести IPO за рубежом, должна предложить к размещению в России как минимум 30% первого выпуска, а разместить акции за пределами Российской Федерации по-прежнему можно только с разрешения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России. Одним из условий выдачи разрешения ФСФР является включение акций в котировальный список российской биржи, что, несомненно, является препятствием для ряда компаний, которые не готовы проводить IPO на российском фондовом рынке. Это обусловлено:

– необходимостью раскрытия информации;

– вероятностью поглощения рейдерами;

– рисками инвесторов в приобретении акции российских компаний;

– возможностью снижения курса акций при неудачном размещении в России и т.д.

Кризис

В 2008 г. из-за обострившегося финансового кризиса объем сделок слияний и поглощений (M&A) в мире оказался на 31% ниже, чем в предыдущем. А из-за проблем с ликвидностью, нестабильности финансовых рынков и неуверенности инвесторов объем проведенных первичных размещений снизился на 71,6%. В 2008 г. было отложено или отменено 242 IPO против 169 в 2007 году, а в III квартале первичные размещения в России не проводились и вовсе.

По мнению экспертов, в 2009 году будет наблюдаться стабилизация как количественного, так и стоимостного объемов рынка. Финансовая нестабильность в мире привела к тому, что итоги 2008 г. оказались куда скромнее показателей 2007 года. Увеличение объемов возможно при условии размещения таких компаний, как «Русал», «Газметалл», других металлургических компаний, а также активизации энергокомпаний, образовавшихся в ходе реформы РАО «ЕЭС России».

Итак, законодательные новшества и инициативы со стороны ФСФР свидетельствуют о том, что им достаточно последовательно реализуется политика стимулирования российского фондового рынка. ФСФР весьма решительно настроена на то, чтобы воспрепятствовать уходу российских акций на зарубежные фондовые рынки.

В целом внесенные в законодательство изменения позволяют существенно упростить механизм размещения ценных бумаг на российском рынке, повысить его прозрачность, сократить сроки выхода компаний на IPO и снять целый ряд юридических рисков. Поэтому в настоящее время многие компании приостановили подготовку по размещению акций, что связано как с внутренними проблемами, так и с финансовыми катаклизмами.

В настоящее время к размещению акций готовятся многие компании. Их опыт позволит эмитентам и инвесторам оценить уровень эффективности и востребованности законодательных новаций уже в ближайшее время.

[1] IR-служба — подразделение компании, осуществляющее связи с акционерами и инвесторами — прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:12:29