Совершенсвование системы мониторинга, измерения в организациях дополнительного профессионального образования

Зарипова Н.Ш.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье при использовании методики В.В. Ященко определен перечень ключевых характеристик качества процессов организации дополнительного профессионального образования (ДПО) и методы его измерения.

Ключевые слова: управление качеством, мониторинг, дополнительное профессиональное образование, ключевые показатели



Сегодня большое внимание уделяется дополнительному профессиональному образованию, и поэтому тема оптимизации системы мониторинга организаций дополнительного профессионального образования очень актуальна. Известно, насколько развита и эффективно работает система мониторинга и измерения в организации, настолько развито и управление качеством. Эффективная система мониторинга позволяет получить объективную информацию по процессу обучения и на основании данной информации предусмотреть мероприятия, позволяющие улучшить качество обучения.

Система мониторинга

Система мониторинга и измерения в системе ДПО отличается строгой ориентацией на современный уровень требований к компетенциям специалиста, позволяет чутко и быстро реагировать на специфические образовательные запросы и одновременно предлагать более широкий спектр дополнительных услуг в зависимости от социальных потребностей [1].

При создании системы мониторинга и измерения в организациях ДПО нужно учитывать, подход, применяемый к построению ДПО:

1) если ДПО предоставляется в учреждениях высшего и среднего профессионального образования (в вузах, колледжах, техникумах), обучающая функция реализуется их структурными подразделениями (институтами, центрами) и будет входить в систему качества таких образовательных учреждений;

2) если ДПО реализуется в специализированных образовательных организациях ДПО (академиях, институтах, центрах), тогда это будет самостоятельное образовательное учреждение со своей системой качества [2].

В организациях ДПО используется в основном линейная (в центрах) и линейно-функциональная (в институтах) система управления, следовательно, можно выделить два типа руководителя: руководитель организации ДПО (руководитель института) и функционального подразделения (руководитель центра).

Применительно для ДПО процессы измерения ещё находятся в стадии разработки. Правильный выбор критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности процессов, способствует успешной реализации основных принципов менеджмента качества. Анализ качества обучения относится к заключительной стадии данной системы и его необходимо проводить по заранее разработанной методике, в которой должен быть расписан весь механизм. Для эффективности оценки системы качества организаций ДПО и ее улучшения мы использовали методику В.В. Ященко. С помощью предложенной методики можно определить перечень перспективных характеристик качества процессов организаций ДПО и методы их измерения. Основные этапы отражены на рис. 1.

Рис. 1. Определение ключевых показателей качества процессов организации ДПО

Методика В.В. Ященко

Данная методика осуществляется в следующей последовательности: экспертами, определяется объект проектирования, и выявляются заинтересованные стороны. Объектом проектирования, в нашем случае, является организация ДПО, а заинтересованные стороны: Рособразование и Рособрнадзор, потребитель (слушатель), организация-заказчик, сотрудники и преподаватели организации ДПО. Затем определяются запросы и ожидания потребителей, и строится сеть процессов организации. В каждом процессе определяются показатели входов (ПВ), показатели результатов (ПР) и факторы технологической последовательности (ФТП), это все объединяется в матрице технологической последовательности (МТП). Эксперты с использованием четырех балльной шкалы оценок, методом парного сравнения выявляют степень влияния ФТП и ПВ на ПР. В итоге, выделяются ключевые показатели, которые подразделяются на критические (Кр), связанные с законодательными требованиями, требованиями безопасности, требованиями государственных образовательных стандартов, с государственной аккредитацией и лицензированием и значимые показатели (Зн), влияющие на потерю функциональности «продукции» процесса. На заключительном этапе определяются аспекты измерения и анализируются ключевые показатели процессов организации ДПО. Другими словами определяются те ключевые показатели и метод их измерения, с помощью которых можно оценить качество образовательных процессов.

Ключевые показатели

Установлено, что для руководителя организации ДПО в оценке качества процессов ключевыми показателями являются, в основном, критические показатели:

— соответствие программ требованиям к содержанию ДПО, государственным образовательным стандартам;

— соответствие программ ДПО требованиям по лицензированию и аккредитации;

— степень соответствия вида и статуса получаемого документа программе и сроку обучения;

значимым показателем является количество слушателей.

Для руководителя функционального подразделения ключевыми являются в основном значимые показатели:

— полнота результатов анализа рынка и его адекватность;

— соответствие годового плана работы требованиям заинтересованных сторон и возможностям организации;

— соответствие программ ДПО требованиям потребителей;

— актуальность научной информации;

— полнота отчета об анализе удовлетворенности слушателей;

критическим показателем является соответствие материалов программе ДПО.

Влияние факторов технологической последовательности и показателей входа на ключевые показатели для руководителя функционального подразделения подробно рассмотрено на рис. 2.

На входе процессов – показатели входа, на выходе ключевые показатели, по которым оценивается качество процесса, в нижней части указаны факторы технологической последовательности. По нашему мнению, руководитель функционального подразделения по ключевым показателям может эффективно провести оценку качества процессов организации ДПО, поскольку выбраны такие показатели и методы их измерения, которые обеспечивают результативность процессов и учитывают специфику организации.

Проанализировав данные показатели и учитывая факторы технологической последовательности и показатели входа, влияющие на ключевые показатели, можно разработать мероприятия по улучшению качества процессов.

Рис. 2. Влияние факторов технологической последовательности и показателей входа на ключевые показатели для руководителя функционального подразделения.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:12:13