Проблемы обоснования величины платежей за пользование лесными ресурсами
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Рудаков М.Н., Шегельман И.Р., Макарихин А.В., Петухов Р.А. Проблемы обоснования величины платежей за пользование лесными ресурсами // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 144-149.
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы установления субъектами Российской Федерации научно обоснованной платы за пользование лесными ресурсами. Определены основные недостатки существующей системы платежей за лесные ресурсы, предложены рекомендации по переходу от затратной схемы расчета платежей к их рентному определению.
Ключевые слова: арендная плата, рента, лесные ресурсы, законодательство, лесной фонд, лесные подати, лесные платежи
В последние годы обострилась необходимость повышения экономической и экологической отдачи от лесов и земель лесного фонда. Одним из путей выполнения этой задачи является установление научно обоснованной платы за пользование лесными ресурсами.
Законодатель предоставляет субъекту Российской Федерации право устанавливать конкретные ставки платежей за лесные ресурсы [3]. Региону предоставляется возможность организации специализированной системы сбора информации о ценах реализации и затратах на производство лесоматериалов круглых и дров с целью введения иного порядка установления конкретных ставок, размеров лесных податей и принципов их определения.
Ставки лесных податей
Ряд утвержденных государственными органами методик регламентируют положения, определяющие размер платежей за лесные ресурсы [4]. Однако принятые в них формулировки, прежде всего, не позволяют однозначно определить источник первичной информации, что не дает возможности осуществить расчет размеров рентного платежа.
«Методика экономической оценки лесов» [5] определяет методы кадастровой оценки участков лесного фонда и устанавливает поправочные коэффициенты доходности и расходов на лесовосстановление в зависимости от оборотов рубки, а также поправочные коэффициенты, учитывающие расстояние вывозки. Но в современных условиях наибольшее значение имеет не расстояние вывозки, а расстояние до потребителя конечной продукции.
Методикой не учтено, что при передаче лесов в долгосрочное пользование лесопользователь, как правило, берет на себя большую часть расходов на лесохозяйственные, противопожарные и лесовосстановительные работы, что снижает доходность арендуемого участка лесного фонда.
«Методические рекомендации по расчету минимальных ставок лесных податей и ставок арендной платы при передаче участков лесного фонда в аренду» [6] определяют расчет минимальной ставки как разницу между рыночной ценой лесной продукции и суммой затрат, необходимых для получения лесной продукции, и нормальной прибыли лесопользователя. Полагается, что ставки лесных податей должны содержать только избыточный чистый доход лесопользователя, то есть ренту, которую лесопользователь может получить сверх нормальной прибыли в результате заготовки и реализации лесной продукции.
Недостатки действующей системы платежей за лесные ресурсы
В методических рекомендациях достаточно полно перечислены основные рентообразующие факторы, анализ которых должен осуществляться раз в квартал в пределах лесотаксового района по каждому выделяемому в рубку кварталу. Такой подход ограничен отсутствием единой автоматизированной системы сбора и обработки первичной информации.
Кроме того, рекомендации значительно упрощают анализ практически всех стоимостных параметров, входя в противоречие с принципами определения цены товаров и услуг, изложенными в Налоговом кодексе РФ. Не учитывается также сложность расчетов фактической себестоимости лесозаготовок для анализа. Кроме того, дифференцированные по лесохозяйственным факторам минимальные ставки рассчитываются без учета важнейшего фактора – товарности древесины.
Существует еще ряд документов, регламентирующих деятельность лесопользователей и рентабельность производства.
Согласно существующим мнениям российских ученых и специалистов [7, 9] применяемая в настоящее время система платежей за лесные ресурсы имеет следующие основные недостатки:
1) установленные единые для лесотаксового района минимальные ставки за отпускаемую на корню древесину ставят лесопромышленные предприятия в неравные условия;
2) ставки не учитывают различия функционирования рынка лесоматериалов по лесотаксовым районам;
3) как показывает практика, определение арендной платы на основе средней ставки лесных податей из-за трудоемкости работ является для лесхозов непосильной задачей;
4) не установлен верхний предел платы за лесные ресурсы;
5) не предусмотрена ответственность за использование расчетной лесосеки, а, следовательно, и за поступление платежей.
Рентная система платежей за лесопользование
Неэффективная система взимания лесных платежей приводит к тому, что лесной доход государства ничтожно мал.
Решение проблемы кажется очевидным – нужно поднять долю лесных платежей в структуре рыночных цен на древесину до принятой во всем мире величины. Это автоматически приведет к повышению лесного дохода государства. Однако, повысив долю платежей с 5 до 30–50%, мы окажемся в ситуации, когда подавляющее большинство лесозаготовителей будут работать далеко ниже уровня рентабельности, прежде всего, из-за низкой развитости сети лесовозных дорог и других факторов, усложняющих их работу.
Таким образом, с одной стороны при существующих ставках государство явно недополучает значительную часть своего дохода, а с другой стороны, их повышение может стать последними ударом для многих лесозаготовительных предприятий.
Каков же выход из данной, казалось бы, тупиковой ситуации? Ответ довольно прост: нужно брать много с тех предприятий, которые способны платить много и мало с тех, которые не способны платить много. Для того чтобы это стало возможным, необходим переход с затратной системы образования платежей на рентную. Размер лесной подати должен зависеть не только от величины затрат, необходимых для заготовки и вывозки леса, но в большей степени от того, какую прибыль извлекает предприятие из своей деятельности.
То есть государство должно получать доход, который оно должно получать согласно классической экономической теории, а именно – ренту. За годы рыночных преобразований плата за лес на корню оставалась на таком низком уровне, что ренту, присваиваемую лесопромышленниками, стало уже привычным считать частью предпринимательской прибыли, а не частью национального дохода от лесопользования. Это обстоятельство является привлекательным фактором для стремления новых фирм в лесной сектор экономики, которые нацелены на поиск и получение ренты в виде сверхприбыли. Именно такие предприятия и должны стать основой, обеспечивающей лесной доход государства.
Как рассчитать ренту?
Как же нужно рассчитывать лесные платежи, чтобы от затратной схемы перейти к рентному принципу? Математическая модель такого расчета разработана давно и успешно применяется в зарубежных странах.
Рентный платеж должен равняться среднерыночной цене данного вида древесины за минусом нормальных издержек производства в данном районе и нормальной предпринимательской прибыли.
Под нормальными издержками подразумеваются научно обоснованные максимальные издержки при рациональном ведении лесозаготовительного хозяйства в данном конкретном регионе плюс затраты на транспортировку леса. Нормальной прибылью является такая прибыль, которая сможет обеспечить инвестиции, необходимые для успешного развития лесозаготовительного предприятия.
Нормальные издержки плюс научно обоснованная прибыль образуют нормативную цену производства. В условиях эффективного хозяйствования реальная прибыль предприятия, продающего свою продукцию по среднерыночным ценам, значительно превышает научно обоснованную.
Таким образом, возникает дифференциальная рента, обусловленная различиями в природно-климатических условиях, транспортной доступности лесных ресурсов и т.п. Так как в рыночных условиях средние цены на природные ресурсы формируются по замыкающим затратам, то предприятия, способные минимизировать свои затраты, будут получать дополнительно дифференциальную ренту. Таким образом, государство будет по праву собственника изымать сверхприбыль наиболее успешных предприятий, что должно позволить значительно увеличить размеры лесного дохода.
Рассмотренная система не ударит по низкорентабельным предприятиям, так как в условиях формирования цен по замыкающим затратам они также будут иметь свою прибыль, платя небольшую ренту государству. Такая система представляется не только более справедливой и научно обоснованной [8], но и позволит значительно увеличить поступления в бюджеты разных уровней за счет лесных податей.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:12:07