Использование механизма индикативного планирования в реализации стратегии развития муниципального образования
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (136), Июнь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Каркавин М.В. Использование механизма индикативного планирования в реализации стратегии развития муниципального образования // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 6. – С. 174-179.
Аннотация:
В статье обоснована необходимость использования механизма индикативного планирования в реализации стратегии развития муниципального образования. Предложена система индикаторов развития муниципального образования и интегральный показатель качества жизни населения муниципального образования.
Ключевые слова: индикативное планирование, муниципальное образование, развитие
Изучение опыта стратегического планирования развития муниципальных образований показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущества использования такой формы стратегического планирования и управления как индикативное планирование и управление на основе индикативного планирования.
Критическое исследование содержания и сущности индикативного планирования позволяет уточнить основные понятия применительно к муниципальному образованию, с учётом таких следующих принципиальных факторов:
а) усиление воздействующей роли органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие;
б) вовлечение местного сообщества в процесс реализации стратегии;
в) использование индикаторов как характеристик социально-экономических процессов.
Существуют различные подходы к определению понятия индикативного планирования, акцентирующего относительно различные его стороны и функции и опирающиеся на опыт разных стран.
Автор придерживается подхода, согласно которому, индикативное планирование - процесс формирования системы индикаторов, характеризующих цели и состояние экономики муниципального образования, и механизмов муниципального регулирования социально-экономического развития, обеспечивающих достижение целевых значений индикаторов.
Возможная схема индикативного планирования представлена на рис.
Рис. Схема индикативного планирования развития муниципальных образований
Требования к индикаторам развития муниципального образования
Следуя О.С. Пчелинцеву [3], можно предположить, что концептуальной основой муниципальной политики в XXI в. станет теория устойчивого развития, а содержательной «начинкой» — совокупность долговременных программ обустройства территории и развития человеческого потенциала. Соответственно, должен измениться и набор модулей и ключевых индикаторов регионального развития.
Под индикатором обычно понимается количественный показатель, характеризующий качественные характеристики фиксированного аспекта социально-экономических явлений и процессов. В отличие от обычного экономического показателя, регистрируемого статистикой и органами государственной власти, индикаторы служат точным и объективным измерителем для соотнесения планируемых мероприятий с целями развития.
Система сформированных индикаторов должна соответствовать определенным требованиям при использовании механизма индикативного планирования в реализации стратегии развития муниципального образования. К ним относятся:
во-первых, обеспечение системой индикаторов комплексной характеристики всех социально-экономических процессов, происходящих в городе, и наличие индикаторов для всех уровней управления;
во-вторых, количество индикаторов для каждого уровня должно быть ограниченным;
в-третьих, индикаторы должны быть измеряемыми и обладать способностью агрегироваться и дезагрегироваться;
в-четвертых, индикаторы должны быть адресными и увязанными с функциональной деятельностью подразделений администрации;
в-пятых, система индикаторов должна включать показатели, используемые региональной властью для оценки социально-экономического положения в муниципальном секторе [4].
Базовые элементы индикативного планирования
На практике прогнозное значение индикатора часто принято оценивать как предельное (или пороговое) и оно носит рекомендательный характер в индикативном планировании, допуская определенный диапазон фактических значений («не более» или «не менее»). Система индикаторов может изменяться в индивидуальном значении для каждого муниципального образования в зависимости от стратегических целей.
Можно выделить следующие базовые элементы индикативного планирования:
— индикатор состояния — характеристика социально-экономических явлений и процессов, рассчитываемая на основе первичных показателей и отражающая состояние наблюдаемого объекта;
— индикатор цели — показатель социально-экономического развития, измеряющий уровень достижения цели;
— интегральный индикатор — сводная характеристика, формируемая на основе частных индикаторов с помощью математических методов.
Проведя анализ разработанных в России стратегических планов можно сделать вывод, что главной целью практически во всех них является повышение качества жизни.
Под качеством жизни в муниципальном образовании понимается совокупность объективных условий существования человека и субъективную оценку удовлетворенности жизнью. Субъективная оценка производится на основании опросов и анкетирования населения. Условия существования включают уровень жизни и показатели привлекательности территории (климат, географическое положение, удалённость от больших городов).
Исследуя различные модели качества жизни можно сделать вывод, что все они достаточно трудоемки для исчисления и могут быть использованы на российском или региональном уровне.
Для определения уровня жизни в муниципальном образовании необходимо иметь один или несколько индикаторов, которые должны отвечать следующим требованиям:
а) быстрота расчёта;
б) чувствительность к изменениям социально-экономической ситуации;
в) возможность сравнения с другими муниципальными образованиями;
г) возможность влияния органов власти на изменение индикатора.
Индикатор качества жизни
Для оценки качества жизни в муниципальном образовании можно использовать интегральный индикатор качества жизни (Iкж):
Iкж = f (Iз, Iо, Iж, Iк, Iзп),
Где Iз - бюджетные затраты на здравоохранение на душу населения;
Iо - бюджетные затраты на образование на душу населения;
Iж - бюджетные затраты на жилищно - коммунальное хозяйство на душу населения;
Iк - бюджетные затраты на культуру на душу населения;
Iзп - среднемесячная заработная плата в производственной сфере.
Первые четыре индикатора характеризуют развитость социальной сферы, пятый — развитость экономической сферы.
Процедура расчёта индикатора Iкж реализуется с помощью матрицы количественной оценки достижения целей. Строится матрица следующим образом:
1) выделяем контролируемые индикаторы (шаг 1);
2) определяем уровень значений контролируемых показателей за определённый период и необходимых для достижения цели в будущем периоде;
3) исследуем уровень значений индикаторов за 2008 год (шаг 2);
4) определяем расчётным путём 11 вариантов значений для каждого индикатора, где:
I0 = Imin (данные 2004 г.);
I11 = Imax (планируемые данные 2009 г);
In+1 – In = (Imax – Imin)/9 (шаг 3);
5) определяем очки для каждого индикатора. Например, Iз = 1578 находится в интервале от 1510 до 1680, количество очков = 6 (шаг 4);
6) проставляем веса значимости контролируемых индикаторов, определённые экспертным методом (шаг 5);
7) оценку контролируемого индикатора производим путём умножения количества очков на вес значимости (шаг 6);
8) индикатор Iкж определяем как суммарную оценку контролируемых индикаторов (шаг 7).
Аналогичные расчёты позволяют оценить динамику уровня жизни и сравнение уровня жизни различных городов. Данная методика соответствует всем перечисленным выше требованиям.
Инструмент управления развитием муниципальных образований
При постулировании в качестве главной цели управления повышение качества жизни и приоритет устойчивого развития технологию индикативного планирования социально-экономического развития муниципального образования следует строить на основе решения пространственного анализа задачи методами целевого прогнозирования.
Система индикаторов в целом позволяет оценить содержание и характер социально-экономических процессов, происходящих в регионе, отраслях экономики и социальной сферы, в муниципальных образованиях и хозяйствующих субъектах. Система индикаторов является основой построения системы муниципального мониторинга.
Система регуляторов социально-экономического развития представляет собой комплекс мер органов власти, направленных на достижение целевых значений индикаторов развития всеми участвующими сторонами. В качестве регуляторов в системе индикативного планирования обычно рассматриваются: налоговая, бюджетная и тарифная политика, а также административные меры (лицензирование, квотирование).
Таким образом, индикативное планирование является перспективным инструментом управления экономическим и социальным развитием муниципальных образований.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:12:01