Market Imperatives of Regionalization of the Educational Services Sphere
Download PDF | Downloads: 16 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 / November, 2013
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=21034627
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
In the current conditions the task of national economy modernization can be considered paramount. But it cannot be solved unless an appropriate system of educational process organization is elaborated. In this regard the author places special emphasis on cooperation between subjects of the educational service market, and on the opportunity to use modern technologies.
Keywords: integration, globalization, informatization, educational service, market, cooperation, regionalization, service sector, human potential, educational space, economy of region
Появление новых форм взаимосвязей субъектов рынка образовательных услуг обусловливает необходимость трансформации управления их взаимодействием. Формируются новые образовательные бизнес-процессы, ориентированные на создание на взаимовыгодных условиях общих ценностей для всех участников рынка образовательных услуг.
Эффективное управление взаимодействием субъектов на рынке образовательных услуг является условием устойчивого развития экономики региона и высокого уровня удовлетворения потребностей всех слоев населения в качественных услугах при сохранении доминирующей роли государственной образовательной политики [2].
Учиться далеко очень нелегко
Различные регионы имеют разный уровень развития инфраструктуры образовательных услуг, и поэтому различными оказываются притязания различных же групп населения, включая родителей, студентов, преподавателей и т.д. Считаем целесообразным провести некоторый сравнительный анализ регионов (табл. 1). Регионы проживания родителей учащихся старших классов имеют значительные отличия относительно запросов этих людей. Лиц, планирующих обеспечить получение своими детьми высшего образования и ученой степени, в Москве значительно больше, чем в других городах.
Таблица 1
Притязания родителей старшеклассников
Регион |
Притязания к образовательной сфере (число респондентов, %)
| ||||||
«Как
получится» |
Общее среднее
|
НПО
|
СПО
|
ВПО
|
Ученая степень
|
Всего
| |
Москва
|
6,8
|
0,0
|
0,4
|
10,0
|
80,0
|
2,8
|
100
|
Нижний Новгород
|
16,0
|
0,8
|
1,2
|
10,4
|
70,8
|
0,8
|
100
|
Вологда
|
12,8
|
0,5
|
0,5
|
11,2
|
72,9
|
2,1
|
100
|
Иваново
|
3,2
|
0,8
|
0,4
|
8,0
|
86,7
|
0,8
|
100
|
В целом по выборке
|
9,5
|
0,5
|
0,6
|
9,8
|
78,0
|
1,6
|
100
|
Одной статьей для иногородних студентов являются расходы на поездку домой. Тарифы на транспортные перевозки растут регулярно, соответственно, растут и расходы студентов по указанной статье (рис.1). С 2009 по 2011 г. расходы иногородних студентов на поездки домой выросли с 5,9 до 8,9 тысяч рублей.
Значительное число абитуриентов из регионов имеют желание учиться в вузах Москвы, однако для многих семей расходы на обучение являются неподъемными. Сравнительные данные о стоимости обучения в Москве и в среднестатистической России представлены на рисунке 2.
По результатам опроса, обучение в вузе Москвы обходится в 1,5 раза дороже, чем в среднем по России.
Сверху вниз по линейке
Рассматривая распределение вузов по Федеральным округам можно заметить, что в Центральном федеральном округе расположено гораздо большее количество вузов, чем в других округах. Здесь обучается более трети всех студентов страны. Проведенный нами анализ показал, что вузы распределены по территории России неравномерно.
В контексте сделанных предложений автор предлагает следующую структуру основных компетенций и полномочий различных уровней управления высшей школой (рис. 1).
Таблица 2
Основные компетенции и полномочий различных уровней управления высшей школой.
Уровень
| ||
Федеральный
|
Региональный
|
Вуза
|
- разработка государственной ОП (образовательной политики);
- разработка стратегии реализации государственной ОП; - нормативно-правовое регулирование функционирования высшей школы; - создание эффективной системы оценки качества высшего образования и обеспечение контроля; - установление региональных количественных параметров госзаказа на подготовку специалистов; - финансирование вузов федерального подчинения в соответствии с полученным ими госзаказом и т.д. |
- разработка региональной ОП;
- разработка стратегии реализациирегиональной ОП; - создание и обеспечение эффективной региональной системы мониторинга и прогнозирования НТ (научно-технической) и образовательной безопасности; - прогнозирование спроса и предложения региональных рынков образовательных услуг и труда; - формирование и распределение госзаказа между вузами; - разработка и поддержка региональной компоненты государственных образовательных стандартов и т.д. |
- организация образовательной деятельности и научно-исследовательских работ;
- формирование образовательной, научной, предпринимательской, кадровой политики высшего учебного заведения; - разработка стратегии реализации образовательной, научной, предпринимательской, кадровой политики высшего учебного заведения; - разработка учебных планов, программ и учебно-методического сопровождения; - формирование структуры и объемов профессиональной подготовки на основе госзаказа, заказов предприятий и граждан с учетом прогнозируемой конъюнктуры рынков образовательных услуг и труда |
Данная структура основных компетенций и полномочий создаст условия как для повышения автономии и ответственности вузов, так и для повышения региональной ориентированности вузов федерального подчинения, успешного формирования региональных образовательных комплексов в едином образовательном пространстве РФ.
Центр также сможет гарантировать региональной системе образования достаточный темп развития высшей школы на территориях, т.е. предоставит равные возможности для разных территорий. Следовательно, можно будет говорить об общем базовом темпе развития высшей школы в России, превышение же гарантированного уровня будет определяться возможностями каждого субъекта и самого вуза.
Для этого в рамках Глобального инновационно-образовательного портала предусмотрена возможность создания для каждого региона собственного инновационно-образовательного портала, позволяющего сформировать единое информационно-коммуникационное пространство системы образования региона [3]. Такой портал создан в Карачаево-Черкесской республике, и на специально проведенном полномочным представителем президента России в ЮФО совещании было принято решение о распространении этого опыта в другие регионы ЮФО.
Портал широких возможностей
В целом Россия имеет достаточно высокий инновационный и образовательный потенциал, однако этот потенциал распределен не равномерно, а в республиках СКФО он крайне невысокий. В этой ситуации считаем целесообразным создание механизма горизонтальной интеграции вузов, научно-исследовательских и инновационных организаций, объединений работодателей и других образовательных учреждений на ресурсном уровне.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- создание комплексной информационной системы «Инновационно-образовательный портал Северо-Кавказского региона» с возможностью осуществления основной деятельности ИОКРСК в электронном виде;
- создание интерактивной площадки для обсуждения актуальных проблем и принятия коллегиального решения всеми субъектами образовательного процесса;
- формирование эффективного механизма горизонтальной интеграциина уровне кадрового, научного, информационного и других ресурсов; межвузовской инфраструктуры выработки и реализации предложений по совершенствованию системы образования;
- создание инфраструктуры межвузовского взаимодействия и коллективной работы в виде межвузовских структур, функционирующих по различным направлениям деятельности в форме сетевых виртуальных организаций, осуществляющих деятельность, сочетая классическую и электронную формы, и позволяющих проводить в электронном виде съезды, конференции, совещания и другие мероприятия, в которых коллегиальное решение принимается при процедуре голосования в режиме удаленного доступа;
- создание условий для развития общественных институтов гражданского общества в сфере образования;
- обеспечение возможности более эффективного взаимодействия учебных заведений, работодателей, служб занятости и др.;
- создание условий для повышения уровня прозрачности деятельности учебных заведений;
- формирование инновационно ориентированной системы образования;
- обеспечение для всех учебных заведений равноправия в осуществлении деятельности, используя возможности портала;
- представительство в портале всех учебных заведений в виде интерактивного Web-портала;
- создание корпоративной электронной библиотеки;
- создание системы решения задач, требующих объединения усилий различных вузов, на основе создания координационных советов и рабочих групп, формирования региональной инфраструктуры, развития инновационной деятельности и взаимодействия образования, науки, бизнеса и общества; обеспечение каждого преподавателя, сотрудника средствами шифрования и электронной цифровой подписью;
- создание интерактивного Web-сайта (виртуального кабинета) для каждого преподавателя, студента; обеспечение каждому учебному заведению, преподавателю, ученику, студенту и другим участникам портала возможности осуществлять электронный документооборот.
Участниками инновационно-образовательного портала региона могут быть вузы, НИИ, КБ, филиалы вузов, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие образовательные научные и инновационные учреждения. В портале используются сертифицированные средства шифрования и электронно-цифровой подписи (ЭЦП). Для выдачи электронных цифровых подписей, а также управления сертификатами ключей и обслуживания портала в плане использования ЭЦП создан Удостоверяющий цент № 1.
Создана комплексная система электронного документооборота, позволяющего осуществлять обмен документами, подписанными электронно-цифровой подписью.
Основными инновационными системообразующими блоками портала являются:
- комбинированного обучения, что предусматривает оптимальное сочетание классической и электронной форм обучения;
- электронного документооборота сферы образования;
- дистанционного обучения с обеспечением возможности для организации полного цикла образовательного процесса с однозначной идентификацией при этом всех участников.
Вывод
В целом реализация вышеуказанного проекта позволит на основе объединения ресурсов обеспечить более эффективное развитие в Северо-Кавказском регионе образования, науки и инноваций. Считаем, что этот опыт нужно широко использовать в других регионах, причем необязательно в депрессивных.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 23:55:49