Инновации - основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 21
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (83), Ноябрь 2013
Цитировать:
Николаева А.Н., Яковлев А.Е. Инновации - основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 11. – С. 42-45.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034622
Цитирований: 21 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье отражена роль инноваций в обеспечении конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия. Уделяя особое внимание влиянию инноваций на конкурентные позиции предприятия, автор выделяет жизненный цикл инновационного конкурентного преимущества и делает вывод о необходимости формирования благоприятных условий для инновационного развития предприятий.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, конкуренция, технологические и нетехнологические инновации
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что инновации являются основой обеспечения конкурентоспособности на различных иерархических уровнях хозяйственной системы (микро-, мезо- и макроуровне). В свою очередь конкурентоспособность становится определяющим фактором обеспечения экономической безопасности хозяйственной системы и ее устойчивого развития.
Поэтому переход на инновационную модель развития – это не только государственная задача, но и реальная, объективно существующая потребность любого функционирующего в условиях рыночной экономики предприятия.
Конкурентное преимущество, обеспечиваемое инновацией
Побудительным мотивом развития инновационной деятельности предприятия является, прежде всего, рыночная конкуренция. Однако многие предприятия хотят не только сохранить свои позиции на рынке, но и упрочить их, что невозможно без внедрения инновационных подходов во все сферы производственно-хозяйственной деятельности.
В 30-е годы прошлого века австрийский экономист Й. Шумпетер, являющийся основоположником теории инноваций, определил инновацию как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции, послепродажного обслуживания и других сферах деятельности предприятия.
С тех пор появилось большое множество определений, трактующих понятие «инноваций» с различных точек зрения. Но все они едины в том, что инновация связана с прогрессивными изменениями, направленными на повышение эффективности производства и лучшее удовлетворение общественных потребностей.
Приоритетная роль среди инноваций отдается так называемым технологическим инновациям, непосредственно связанным с повышением интенсивности развития производства и обеспечением научно-технического прогресса. В последнее время наряду с технологическими инновациями все большую значимость стали приобретать нетехнологические инновации, к которым относятся инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического и другого характера, отражающие изменения в среде, обслуживающей основные производственные процессы.
В конечном счете, и технологические, и нетехнологические инновации приводят к снижению затрат и повышению эффективности деятельности предприятия в целом, созданию более качественного и конкурентоспособного товара, улучшению репутации предприятия на рынке. Предприятия, первыми осваивающие эффективные инновации, однозначно получают конкурентные преимущества перед другими участниками рынка. В конечном итоге их действия приводят к росту прибыли, укреплению конкурентных позиций на рынке и повышению уровня экономической безопасности.
Однако следует помнить, что любое конкурентное преимущество, обеспечиваемое инновацией, имеет свой «жизненный цикл» и является таковым, пока не становится достоянием конкурентов. С этой позиции можно выделить следующие этапы в развитии инновационного конкурентного преимущества:
1) внедрение инноваций и начало формирования конкурентного преимущества;:
2) эффективное использование конкурентного преимущества, обеспеченного внедренной инновацией;
3) разрушение конкурентного преимущества конку также освоившими данную инновацию.
Таким образом, в конце своего жизненного цикла инновация теряет свою привлекательность, а у предприятия появляется потребность в получении доступа к следующей инновации, способной вновь обеспечить ему превосходство над конкурентами, причем потребность в следующей инновации появляется еще до того, как предыдущая окажется «отработанной». Поэтому для предприятия весьма важно прогнозирование периода действия конкурентного преимущества и экономическое обоснование уровня затрат на его поддержание.
Устойчивость конкурентного преимущества
Период действия конкурентного преимущества определяется степенью его устойчивости по отношению к действиям конкурентов.
Конкурентное преимущество с низкой степенью устойчивости легко доступно конкурентам (например, приближение производства к источникам сырья, более дешевой рабочей силы).
Конкурентное преимущество со средней степенью устойчивости позволяет более длительный период времени удерживать лидирующие позиции на рынке за счет сложившейся репутации предприятия, использования запатентованных инновационных технологий, производства уникальной продукции.
Конкурентное преимущество с высокой степенью устойчивости обеспечивается крупными капиталовложениями в инновационные проекты, сопровождающиеся высоким качеством их реализации [1].
Подчеркнем, что длительный срок освоения инновации может привести к снижению ее ценности в связи с появлением новых инноваций, а это может сказаться на формировании конкурентного преимущества предприятия.
Рассматривая влияние инноваций на конкурентные позиции предприятия, следует различать:
– реальное конкурентное преимущество – преимущество, полученное предприятием в текущих условиях применения инноваций;
– потенциальное конкурентное преимущество – преимущество, которое могло бы получить предприятие при более эффективном использовании внедренных инноваций;
– стратегическое конкурентное преимущество – преимущество, на получение которого нацелено предприятие в будущем при условии постоянного совершенствования и постоянного внедрения инноваций.
Вывод
Инновационная активность предприятия во многом определяет его текущие и стратегические конкурентные позиции, а, следовательно, и сам факт существования на рынке.
Сегодня разработку и внедрение инноваций осуществляют менее 10% от общего числа российских предприятий, недостаточна также и доля предприятий, осуществляющих инвестиции в приобретение новых знаний и технологий (11,8%). К тому же российские предприятия ориентированы, прежде всего, на заимствования готовых технологий, а не на создание новых.
Одним из показателей экономической безопасности страны является доля в экспорте высокотехнологичной продукции. В мировой практике данный показатель составляет 10-15%, а в России около 1%. Поэтому формирование благоприятных условий для развития инновационной деятельности предприятий, способствующих усилению конкурентоспособности и экономической безопасности как самих предприятий, так и хозяйственной системы в целом не ставится под сомнение.
Источники:
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:05:03