Активация творческого потенциала персонала с помощью эвристических методов при разработке сайта
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 15
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (82), Октябрь 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034604
Цитирований: 15 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Определение проекта подразумевает, что финалом работ станет уникальный результат. В процессе трудовой деятельности проектной группе придется столкнуться с задачами, для решения которых нужно использовать творчество. Таким образом, возникает острая необходимость в инструментах, которые позволят максимально эффективно использовать творческий потенциал проектной группы. Одним из таких инструментов могут стать эвристические методы
Ключевые слова: креативная экономика, творческий потенциал, проект, эвристические методы
Проектная деятельность становится неотъемлемой частью новой формирующейся креативной экономики. Данное утверждение косвенно вытекает из определения проекта. Проект (от лат. projectus – брошенный вперед) – это уникальный набор процессов, состоящий из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечными датами, предпринятых для достижения цели [1].
Проектная деятельность
Уникальность конечного результата указывает на способность проектных групп творчески выполнять поставленные задачи в рамках проекта, в какой-то степени стать экспериментаторами и исследователями, а порой и первооткрывателями. В отличие от конвейерного процесса производства, у проектов всегда ограниченное время жизни, максимальная, но в то же время очень разумная концентрация сил и ресурсов. Система формирования и выполнения проекта, благодаря современным коммуникациям, позволяет включать в проектную деятельность совершенно разных лиц, независимо от их территориальной принадлежности. Подобного рода свобода формирует плодотворную почву для творчества. Роли в проекте присваиваются самым талантливым, что в свою очередь сглаживает границы между социальными слоями и государственными границами, ускоряя процессы синтеза между общественными группами и обеспечивая постоянное развитие во всех сферах человеческой деятельности.
Проектная деятельность формирует свою собственную культуру взаимосвязей и взаимодействий. Успех реализации проекта во многом зависит от грамотно выстроенных коммуникаций между заказчиком и исполнителем. Формулировка конечных целей и продуктов, разработка технического задания, мониторинг реперных и контрольных точек накладывают дополнительную нагрузку и ответственность как на заказчика, так и на исполнителя. Итоговый результат конечного продукта во многом будет зависеть от того, насколько были понятны условия соглашения проекта между бизнес-партнерами, поэтому одним из основных документов является техническое задание. По определению техническое задание (ТЗ, техзадание) – исходный документ, который устанавливает основные назначения, технические характеристики, экономические требования к разрабатываемому объекту, необходимые для проектирования, разработки и испытания [2]. Полное и «прозрачное» техзадание, в котором рассматривается модель конечного продукта, позволяет впоследствии исключить такие риски, как нецелевое использование бюджета в виде непредвиденных расходов, изменение сроков исполнения, возможность рассогласования сторон о форме конечного продукта.
Блок-схема процесса принятия решений
Рассмотрим эвристический метод «блок-схему процесса принятия решения», который активно используется в производстве и который может быть применим для оформления технического задания [3]. Другое название метода «PDPC» аббревиатура от ProcessDecisionProgramChart. Японский союз ученых и инженеров (JUSE) включил метод «блок-схему процесса принятия решений» в состав семи методов управления качеством 1979 г. [3]. Свое развитие метод получил, как впрочем и другие эвристические методы, относящиеся к методам управления, в послевоенное время [4]. Во время Второй мировой войны японская продукция была известна своим очень низким качеством, но ввиду особенностей того времени, качество продукции не было первостепенным, для японских продуктов можно было легко найти рынки сбыта. Однако после войны ситуация изменилась. Рынок стал требовать качественных продуктов, что только усилило кризис побежденной Японии. В 1947 году в соответствии с планом Маршалла в Японию была направлена группа специалистов для оказания помощи в развитии экономики [5]. В состав группы входил Эдвард У. Деменг – американский ученый, занимающийся статистическими методами контроля качества, родоначальник системы качества, получившее название Всеобщее Управление Качеством (TotalQualityManagement - TQM) [4]. Оказывая консультационную помощь Союзу японских ученых и инженеров (JUSE), Деменг сформулировал четырнадцать постулатов, где главные акценты были сделаны на непрерывном развитии и качестве. Абсолютизм качества требовал инструментов планирования, исполнения и контроля. Это породило спрос на методы, которые могли бы эффективно справляться с поставленными задачами.
Одним из таких методов стал «PDPC». Основная функция метода – это графическое представление последовательности действий и решений, необходимых для получения требуемого результата, оформленное в виде диаграммы. «Блок-схема процесса принятия решения» обеспечивает детальное планирование, отображая последовательность действий на пути от постановки задачи до её решения. Инструментарий метода также позволяет проводить оценку сроков и проверять целесообразность планируемых работ, прогнозировать и корректировать процесс, уменьшить риски. Главным достоинством метода «PDPC» является его наглядность и простота восприятия. Именно эта особенность повлияла на выбор данного метода, который бы позволил проработать техническое задание так, чтобы ТЗ максимально учитывало все особенности продукта и желания заказчика.
Разработка технического задания сайта
В качестве примера рассмотрим разработку технического задания для создания электронного информационного ресурса (сайта) с использованием «блок-схемы принятия решений». Пример рассматривает реальную задачу, где заказчиком является инновационная производственная организация, занимающаяся выпуском сельскохозяйственной продукции, а именно, безвирусного оздоровленного семенного материала. Для того чтобы определить проблему на первом этапе заказчику и исполнителю необходимо было ответить на контрольные вопросы (использовался эвристический метод «Список контрольных вопросов»), которые впоследствии помогли понять, что является объектом и субъектом, какая ставится цель, с помощью каких средств, каким способом будет решаться задача и т. д. [6, 7]. Подобные действия позволяют многогранно рассмотреть проблему, понять суть задачи и определить дальнейшее направление движения. Вопросы, которые являлись не однозначными и вызывали затруднения как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя решались в локальном индивидуальном порядке, пока не был достигнут «единый образ» конечного продукта.
Вторым этапом стала предварительная работа с моделированием процессов. Моделирование не только снижает риски, облегчает изучение имеющихся в исследуемом объекте свойств и закономерностей, но и позволяет увидеть финал действий, итоговый продукт проекта. Работая с моделью, заказчик и исполнитель на ранних этапах всегда могут внести изменения в проектную документацию, изменить смету и перераспределить ресурсы.
На рисунке показан пример главной страницы функционального интерфейса сайта, который был разработан с помощью эвристического метода «PDPC». На главной странице функционального интерфейса продемонстрирована логика движения пользователя, его интересы для каждой вкладки. Проработка подобных траекторий движения пользователя позволяет размещать информацию на каждой странице более продуманно, проверяя данное расположение, например, с помощью новой технологии eye-tracking, которая позволяет отслеживать направление, продолжительность и другие параметры человеческого взгляда [8].
Прочие эвристические методы
Работа с моделированием трудоемкий процесс, позволяющий выявить многие противоречия, которые могут быть устранены с помощью других эвристических методов, например, с помощью «метода маленьких человечков» [9, 10]. Помимо устранения противоречий, от исполнителя часто требуют, чтобы конечный продукт был оригинален и содержал креативный контент [11], например, дизайнерское оформление, рекламу, нейминг и т. д. С помощью методов «синектики» [6], «шести шляп» [12], «интеллект-карт» [13], «морфологического анализа» [6] и с помощью других методов активизирующих творческий потенциал проектных групп, можно создать необходимое количество креативных идей и творческих решений, провести их оценку, обработку, выбрать оптимальные решения и применить в дальнейшей реализации сайта. Подобные действия позволяют не только установить необходимые коммуникации, но и сделать итоговый продукт по-настоящему оригинальным, который позволит значительно увеличить посещаемость и «кликабельность» создаваемого сайта.
Вывод
Нестандартное использование метода «PDPC» позволило по-новому взглянуть на систему взаимодействия с заказчиком и способом формирования технического задания для создания сайта, портала либо другого электронного информационного ресурса. В подавляющем большинстве исполнители, которые занимаются сайтостроением, используют стандартные шаблоны, для которых предусмотрены штамповые инструменты и операции. Навязанные шаблоны могут исказить первоначальные требования заказчика. Результатом подобных действий могут стать различия между конечным продуктом сформированным заказчиком в документации и конечным продуктом полученным исполнителем. Апробированный подход диаграммного метода «PDPC» может позволить избежать системных ошибок при формировании технического задания с учетом всех требований заказчика.
Источники:
2. Хорошев А.Н. Введение в управление проектированием механических систем: Учебное пособие. – Белгород, 1999. – 372 с.
3. Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И. Управление качеством. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001 – 600 с.
4. Николаенко В.С., Краковецкая И.В. Эвристические методы – эффективный инструмент творческого менеджмента // Магистр-форум: сборник научных статей магистрантов. – Новосибирск: НГУЭУ, 2012. – С. 136–141.
5. Аллен Дж. План Маршалла. План восстания или военный план? – М.: Иностранная литература, 1949. – 96 с.
6. Ефимов В.В. Сборник методов поиска новых идей и решений управления качеством. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 194 с.
7. Роэм Д. Визуальное мышление: Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов. – М.: Эксмо, 2012. – 352 с.
8. Marcone G., Martinelli G., Lancetti L. Eye Tracking in Image Sequence by Competitive Neural Networks // Kluwer Academic Publisher. Printed in the Netherlands, 1998. – №7. – P. 133–138.
9. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 400 с.
10. Николаенко В.С. Использование принципа дробления при разработке электронного информационного ресурса // Интеллектуальная собственность: проблемы, вопросы, решения. – Томск, 2012. – С. 9–10.
11. Creative Economy: A Feasible Development Optiоn. Repot 2010. – United Nation, 2010. – P. 423.
12. Де Боно Эд. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер, 1997. – 102 с.
13. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. – Мн.: Попурри, 2003. – 2-е изд. – 320 с.
14. Бормашова Е.Ю. Метод построения модели финансового управления проектами в проектной организации в структуре Холдинга НГО // Российское предпринимательство. — 2012. — № 4 (202). — c. 66-70. — http://www.creativeconomy.ru/articles/19841/
Страница обновлена: 21.09.2024 в 11:39:03