Формирование номенклатуры высокотехнологичной продукции предприятия для обеспечения стабильности продаж
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 10 (82), Октябрь 2013
Цитировать:
Костина Г.Д., Торгашова А.В. Формирование номенклатуры высокотехнологичной продукции предприятия для обеспечения стабильности продаж // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 10. – С. 26-36.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034603
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В работе предложен алгоритм формирования номенклатуры высокотехнологичной продукции на основе сбалансированности с рыночной средой для стабильности продаж. В процессе апробации предложенного алгоритма были проработаны и выполнены процедуры в соответствии с алгоритмом
Ключевые слова: ценности, высокотехнологичная продукция, потребности, удовлетворенность потребителей, формирование ассортимента, сбалансированность систем, продукт- менеджер, маркетинговые сообщения
Особенности современного рынка высокотехнологичной продукции и характер самой продукции требует специфического подхода к управлению взаимодействием научно-производственных организаций при реализации высокотехнологичной продукции для обеспечения стабильности продаж. Ассортиментная политика занимает особое место в сбытовой деятельности предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Номенклатура подвержена постоянным изменениям и зависит от различных факторов, таких как восприятие высокотехнологичной продукции потребителями, их ценности, спрос и производственные возможности предприятия.
Алгоритм формирования номенклатуры высокотехнологичной продукции
Для формирования ассортимента с учетом сбалансированности между двумя системами (внутреннюю организацию и координацию связей между сотрудниками, и внешние связи между предприятием и рынком) был разработан алгоритм, представленный на рисунке 1.
При разработке алгоритма были определены ограничения и допущения, соответствующие данной работе:
– комплексность – позволяет определить ценности, потребности и выгоды участников процесса реализации высокотехнологичной продукции;
– корректность – предлагаемые методы и инструменты не должны противоречить существующим законам и нормам взаимодействия организации с рынком;
– наличие точной и своевременной информации о требованиях рынка поможет определить структуру номенклатуры предприятия;
– учет специфики реализации высокотехнологичной продукции.
Апробация алгоритма
Апробация разработанного автором алгоритма формирования номенклатуры высокотехнологичной продукции на основе сбалансированности с рыночной средой для стабильности продаж была проведена на малом научно-производственном предприятии ООО «СМП-СЕРВИС», которое специализируется на разработке и производстве малогабаритных цифровых видеорегистраторах и системах видеонаблюдения. В процессе апробации предложенного алгоритма были проработаны и выполнены процедуры, представленные на рис. 1:
– выявлены ценности и потребности потребителей на основе СМ-модели и модели выявления метафор и предложены предварительные решения в базе видеорегистраторов «Трал» ( см. рис. 2) (блок 1);
– определены типы потребителей по восприятию высокотехнологичной продукции на основе микро-сегментации. Получены следующие распределения по сегментам и определены их ценностные предпочтения. Сегмент новаторов 36050 (Q (А1)); сегмент ранних последователей 29650 (Q (А2)); сегмент поздних последователей 25498 (Q (А3)); сегмент прагматиков 36342 (Q (А4))(блок 2 и 3);
– определена зона концентрации потребителей (блок 4);
проведен анализ ключевых компетенций и отличительных способностей на основе метода синектического штурма и модели отличительных способностей (блок 5);
– определены функциональные возможности средств организации для сбалансированности с выбранными сегментами и выявлена проблема, которая нарушает сбалансированность между системами (блок 6, 7);
– определен вид преобразований для восстановления стабильности на основе функционально стоимостного подхода и модели «Квадрата изменений». С этой целью автором рекомендовано ввести должность Продукт-менеджера оборудования систем видеонаблюдения, основной функцией которого является поддержания взаимосвязей между внутренней и внешней средой (блоки 8–11), структура представлена на рисунке 3.
– сформирована товарная номенклатура представленная на рисунке 4 в соответствии с сегментами рынка на основе СМ-модели и модели выявления метафор (блок 12);
– выбраны способы продвижения и разработаны сообщения для каждого сегмента с применением двухмерной матрицы MASLOW/SABONE [2], фрагмент матрицы представлен в таблице 1 (блок 13);
Таблица 1
Таблица соотношения матриц MASLOW/SABONE при использовании инновационного высокотехнологичного робота видеорегистратора (сегмент новаторов)
|
Новизна
|
Гордость
|
Удобство
|
Самореализация
|
Инновационный товар, качественный многофункциональный товар и способ удовлетворения своих потребностей
|
Получение ново го опыта, позволяет потребителю успеть реализовать свои стремления
|
Современный удобный способ охраны больших территорий
|
– оценена эффективность процесса реализации (блок 14).
Оценка результатов внедрения алгоритма
Положительные результаты внедрения алгоритма оцениваются эффективностью реализации высокотехнологичной продукции и удовлетворенностью потребностей рынка, что способствует равновесию систем (производственной и рыночной). С точки зрения производственной системы эффект определяется с одной стороны рентабельностью продаж товарных линий в товарной номенклатуре фирмы, а с другой стороны, с точки зрения рынка, индексом удовлетворенности клиентов.
При определении рентабельности продаж, была определена эффективность разработанной товарной номенклатуры с учетом нужд и потребностей сегментов (новаторов, провидцев, прагматиков, консерваторов). Были рассчитаны объемы продаж товаров, прибыль, доля прибыли за 2011 и 2012 годы в каждой товарной линии (см. табл. 2).
Таблица 2
Динамика финансовых показателей по товарной номенклатуре
ООО «СМП-СЕРВИС»
Товары
|
Цена
|
Q шт. в год
|
Доля прибыли
| ||
2011 г.
|
2012 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
| ||
Товарная линия 1. – ТРАЛ – 3(для банкоматов, автошкол, домов и квартир)
| |||||
1.Трал 3.2.S.1–320
|
2800
|
70000
|
19500000
|
6.7
|
73
|
2.Трал 3.2.S–320
|
2700
|
346000
|
21000
|
0.3
|
1.17
|
3. Трал 3.2.S – 1000
|
28200
|
20000
|
5000
|
1.9
|
0.26
|
4. Трал 3.2.S.1–1000
|
26600
|
5000
|
20000
|
0.47
|
1.1
|
5. Трал 3.2.S.1–250
|
26000
|
329000
|
391000
|
0.3
|
14.3
|
6. Трал 3.2.S.1–500
|
24700
|
99000
|
166000
|
9.5
|
6.5
|
7. Трал 3.2.S.1–640
|
22000
|
24000
|
26000
|
2.3
|
0.9
|
8. Трал 3.2.S. –500
|
26200
|
10000
|
10000
|
0.9
|
0.4
|
9. Трал 3.2.В.
|
25600
|
13000
|
15000
|
1.2
|
0.5
|
10. Трал 3.2.б.д.
|
23700
|
40000
|
47000
|
3.8
|
1.6
|
Товарная линия 2. – ТРАЛ ПАРКИНГ (для парковок)
| |||||
1.Трал паркинг 2.
|
21000
|
19000
|
41000
|
7.18
|
14.28
|
2. Трал паркинг 2.1.
|
33000
|
11000
|
23000
|
7.23
|
9.29
|
3. Трал паркинг 2.2.
|
25000
|
167000
|
167000
|
63.3
|
60.1
|
4. Трал паркинг
|
19000
|
55000
|
46000
|
22.19
|
16.28
|
Товарная линия 3. – ТРАЛ АВТО,Т32 (для автотранспорта)
| |||||
1.Трал Авто – Т
|
15000
|
58000
|
41000
|
30.3
|
23.3
|
2. Трал Авто – Т32
|
15600
|
37000
|
41000
|
1.7
|
19.9
|
3. Трал Авто – Т32.1
|
14000
|
8000
|
12000
|
7.23
|
6.6
|
4. Трал Авто – Т32.2
|
15800
|
70000
|
73000
|
60.7
|
50.2
|
Товарная линия 4. – ТРАЛ ПАТРУЛЬ (для склада, уличного наблюдения, дома, дачи)
| |||||
1. Трал Патруль
|
21000
|
67000
|
69000
|
41.2
|
40
|
2. Трал Патруль 2.
|
20000
|
20000
|
22000
|
16.1
|
15.7
|
3. Трал Патруль 2.1.
|
16000
|
167000
|
202000
|
42.2
|
43.4
|
4. Трал Патруль 2.1.S.
|
28000
|
1000
|
1000
|
0.3
|
0.2
|
Товарная линия 5. – ТРАЛ 5 (для домовых сетей)
| |||||
1. Трал 5.0.
|
23000
|
432000
|
232000
|
50
|
30
|
2. Трал 5.0. POE
|
8900
|
35000
|
16000
|
4.2
|
2.5
|
3. Трал 5.0. OSP
|
7700
|
137000
|
137000
|
20.4
|
23.2
|
4. Трал 5.1.
|
8900
|
83000
|
123000
|
1.16
|
19.2
|
5. Трал 5.1. SP
|
7100
|
38000
|
99000
|
7.14
|
18.2
|
6. Трал 5.1. РОЕ
|
8000
|
38000
|
48000
|
5.7
|
6.6
|
Для более полной картины происходящего была определена рентабельность продаж каждой товарной линии, результаты представлены в таблице 3 (см. на с.???).
Таблица 3
Рентабельность продаж товарных линий
Товарная линия
|
Рентабельность
| ||
2011 г.
|
2012 г.
|
Изменение рентабельности
| |
Товарная линия 1
|
1.23
|
3.1
|
1.8
|
Товарная линия 2
|
14.37
|
23
|
8.6
|
Товарная линия 3
|
27.2
|
13.3
|
13.3
|
Товарная линия 4
|
0.49
|
7.4
|
7.4
|
Товарная линия 5
|
33.3
|
31.2
|
–2
|
Расчеты показали, что рентабельность продаж уменьшилась на 2% в товарной линии 5, во всех остальных товарных линиях она увеличилась, что свидетельствует об эффективности предложенного алгоритма. Оценка удовлетворенности корпоративных клиентов компании «СМП-Сервис» составляет по пяти бальной шкале 3,7 (см. табл. 4).
Таблица 4
Оценка потребительской удовлетворенности для компании «СМП-Сервис»
Факторы удовлетворенности |
Важность атрибута (хi)
|
Доля респондентов,
выбравших ответ |
Рейтинговый балл (Ai ,Ri)
|
Взвешенная оценка (Ai ,xi)
| ||
Изменений не требует (r1)
|
Требует незначительных изменений (r2)
|
Требует значительных изменений (r3)
| ||||
1. Ассортиментная поли тика (качество товара)
|
0.2
|
0.71
|
0.2
|
0.08
|
4.23
|
0.84
|
2. Приемлемая цена
|
0.01
|
0.68
|
0.11
|
0.2
|
3.93
|
0.03
|
3. Сервисное обслуживание
|
0.3
|
0.42
|
0.28
|
0.28
|
3.22
|
0.96
|
4. Оперативность решения возникших проблем
|
0.06
|
0.5
|
0.37
|
0.12
|
3.73
|
0.22
|
5. Новизна предложений
|
0.33
|
0.28
|
0.14
|
0.57
|
2.39
|
0.07
|
6. Компетентность персонала
|
0.09
|
0.8
|
0.1
|
0.1
|
4.4
|
0.39
|
7. Ожидания клиентов
|
0.11
|
0.32
|
0.34
|
0.32
|
2.94
|
0.32
|
8. Взаимодействия с клиентами
|
0.2
|
0.65
|
0.31
|
0.02
|
4.2
|
0.84
|
Сумма:
|
1
|
|
|
|
|
|
Индекс удовлетворенности:
|
|
|
|
|
|
3.7
|
Вывод
Использование предложенного автором механизма управления взаимодействием организаций при реализации высокотехнологичной продукции позволяет сформировать рациональный ассортимент в товарной номенклатуре, что способствует расширению возможности компании по удержанию постоянных клиентов, привлечению новых клиентов и партнеров по бизнесу. Кроме того, внедрение данного механизма управления взаимодействием организаций при реализации высокотехнологичной продукции будет способствовать повышению деловой активности участников рынка, что, в свою очередь, обеспечит сбалансированность двух систем рынка и фирмы.
Источники:
2. Г. Л. Трусов Сами придут, сами купят. Российский маркетинг из первых рук/Г.Л. Трусов. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.
3. И. Г. Альтшулер Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации / Игорь Альтшулер. – Москва: Вершина, 2006. – 232 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:48:01