Формирование номенклатуры высокотехнологичной продукции предприятия для обеспечения стабильности продаж

Костина Г.Д., Торгашова А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (82), Октябрь 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034603
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В работе предложен алгоритм формирования номенклатуры высокотехнологичной продукции на основе сбалансированности с рыночной средой для стабильности продаж. В процессе апробации предложенного алгоритма были проработаны и выполнены процедуры в соответствии с алгоритмом

Ключевые слова: ценности, высокотехнологичная продукция, потребности, удовлетворенность потребителей, формирование ассортимента, сбалансированность систем, продукт- менеджер, маркетинговые сообщения



Особенности современного рынка высокотехнологичной продукции и характер самой продукции требует специфического подхода к управлению взаимодействием научно-производственных организаций при реализации высокотехнологичной продукции для обеспечения стабильности продаж. Ассортиментная политика занимает особое место в сбытовой деятельности предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию. Номенклатура подвержена постоянным изменениям и зависит от различных факторов, таких как восприятие высокотехнологичной продукции потребителями, их ценности, спрос и производственные возможности предприятия.

Алгоритм формирования номенклатуры высокотехнологичной продукции

Для формирования ассортимента с учетом сбалансированности между двумя системами (внутреннюю организацию и координацию связей между сотрудниками, и внешние связи между предприятием и рынком) был разработан алгоритм, представленный на рисунке 1.

При разработке алгоритма были определены ограничения и допущения, соответствующие данной работе:

– комплексность – позволяет определить ценности, потребности и выгоды участников процесса реализации высокотехнологичной продукции;

– корректность – предлагаемые методы и инструменты не должны противоречить существующим законам и нормам взаимодействия организации с рынком;

– наличие точной и своевременной информации о требованиях рынка поможет определить структуру номенклатуры предприятия;

– учет специфики реализации высокотехнологичной продукции.

2014-09-15 23-14-53 Скриншот экрана

Апробация алгоритма

Апробация разработанного автором алгоритма формирования номенклатуры высокотехнологичной продукции на основе сбалансированности с рыночной средой для стабильности продаж была проведена на малом научно-производственном предприятии ООО «СМП-СЕРВИС», которое специализируется на разработке и производстве малогабаритных цифровых видеорегистраторах и системах видеонаблюдения. В процессе апробации предложенного алгоритма были проработаны и выполнены процедуры, представленные на рис. 1:

– выявлены ценности и потребности потребителей на основе СМ-модели и модели выявления метафор и предложены предварительные решения в базе видеорегистраторов «Трал» ( см. рис. 2) (блок 1);

– определены типы потребителей по восприятию высокотехнологичной продукции на основе микро-сегментации. Получены следующие распределения по сегментам и определены их ценностные предпочтения. Сегмент новаторов 36050 (Q (А1)); сегмент ранних последователей 29650 (Q (А2)); сегмент поздних последователей 25498 (Q (А3)); сегмент прагматиков 36342 (Q (А4))(блок 2 и 3);

– определена зона концентрации потребителей (блок 4);

проведен анализ ключевых компетенций и отличительных способностей на основе метода синектического штурма и модели отличительных способностей (блок 5);

– определены функциональные возможности средств организации для сбалансированности с выбранными сегментами и выявлена проблема, которая нарушает сбалансированность между системами (блок 6, 7);

2014-09-15 23-16-36 Скриншот экрана

– определен вид преобразований для восстановления стабильности на основе функционально стоимостного подхода и модели «Квадрата изменений». С этой целью автором рекомендовано ввести должность Продукт-менеджера оборудования систем видеонаблюдения, основной функцией которого является поддержания взаимосвязей между внутренней и внешней средой (блоки 8–11), структура представлена на рисунке 3.

2014-09-15 23-17-44 Скриншот экрана

– сформирована товарная номенклатура представленная на рисунке 4 в соответствии с сегментами рынка на основе СМ-модели и модели выявления метафор (блок 12);

2014-09-15 23-19-51 Скриншот экрана

– выбраны способы продвижения и разработаны сообщения для каждого сегмента с применением двухмерной матрицы MASLOW/SABONE [2], фрагмент матрицы представлен в таблице 1 (блок 13);

Таблица 1

Таблица соотношения матриц MASLOW/SABONE при использовании инновационного высокотехнологичного робота видеорегистратора (сегмент новаторов)


Новизна
Гордость
Удобство
Самореализация
Инновационный товар, качественный многофункциональный товар и способ удовлетворения своих потребностей
Получение ново го опыта, позволяет потребителю успеть реализовать свои стремления
Современный удобный способ охраны больших территорий

– оценена эффективность процесса реализации (блок 14).

Оценка результатов внедрения алгоритма

Положительные результаты внедрения алгоритма оцениваются эффективностью реализации высокотехнологичной продукции и удовлетворенностью потребностей рынка, что способствует равновесию систем (производственной и рыночной). С точки зрения производственной системы эффект определяется с одной стороны рентабельностью продаж товарных линий в товарной номенклатуре фирмы, а с другой стороны, с точки зрения рынка, индексом удовлетворенности клиентов.

При определении рентабельности продаж, была определена эффективность разработанной товарной номенклатуры с учетом нужд и потребностей сегментов (новаторов, провидцев, прагматиков, консерваторов). Были рассчитаны объемы продаж товаров, прибыль, доля прибыли за 2011 и 2012 годы в каждой товарной линии (см. табл. 2).

Таблица 2

Динамика финансовых показателей по товарной номенклатуре

ООО «СМП-СЕРВИС»

Товары
Цена
Q шт. в год
Доля прибыли
2011 г.
2012 г.
2011 г.
2012 г.
Товарная линия 1. – ТРАЛ – 3(для банкоматов, автошкол, домов и квартир)
1.Трал 3.2.S.1–320
2800
70000
19500000
6.7
73
2.Трал 3.2.S–320
2700
346000
21000
0.3
1.17
3. Трал 3.2.S – 1000
28200
20000
5000
1.9
0.26
4. Трал 3.2.S.1–1000
26600
5000
20000
0.47
1.1
5. Трал 3.2.S.1–250
26000
329000
391000
0.3
14.3
6. Трал 3.2.S.1–500
24700
99000
166000
9.5
6.5
7. Трал 3.2.S.1–640
22000
24000
26000
2.3
0.9
8. Трал 3.2.S. –500
26200
10000
10000
0.9
0.4
9. Трал 3.2.В.
25600
13000
15000
1.2
0.5
10. Трал 3.2.б.д.
23700
40000
47000
3.8
1.6
Товарная линия 2. – ТРАЛ ПАРКИНГ (для парковок)
1.Трал паркинг 2.
21000
19000
41000
7.18
14.28
2. Трал паркинг 2.1.
33000
11000
23000
7.23
9.29
3. Трал паркинг 2.2.
25000
167000
167000
63.3
60.1
4. Трал паркинг
19000
55000
46000
22.19
16.28
Товарная линия 3. – ТРАЛ АВТО,Т32 (для автотранспорта)
1.Трал Авто – Т
15000
58000
41000
30.3
23.3
2. Трал Авто – Т32
15600
37000
41000
1.7
19.9
3. Трал Авто – Т32.1
14000
8000
12000
7.23
6.6
4. Трал Авто – Т32.2
15800
70000
73000
60.7
50.2
Товарная линия 4. – ТРАЛ ПАТРУЛЬ (для склада, уличного наблюдения, дома, дачи)
1. Трал Патруль
21000
67000
69000
41.2
40
2. Трал Патруль 2.
20000
20000
22000
16.1
15.7
3. Трал Патруль 2.1.
16000
167000
202000
42.2
43.4
4. Трал Патруль 2.1.S.
28000
1000
1000
0.3
0.2
Товарная линия 5. – ТРАЛ 5 (для домовых сетей)
1. Трал 5.0.
23000
432000
232000
50
30
2. Трал 5.0. POE
8900
35000
16000
4.2
2.5
3. Трал 5.0. OSP
7700
137000
137000
20.4
23.2
4. Трал 5.1.
8900
83000
123000
1.16
19.2
5. Трал 5.1. SP
7100
38000
99000
7.14
18.2
6. Трал 5.1. РОЕ
8000
38000
48000
5.7
6.6

Для более полной картины происходящего была определена рентабельность продаж каждой товарной линии, результаты представлены в таблице 3 (см. на с.???).

Таблица 3

Рентабельность продаж товарных линий

Товарная линия
Рентабельность
2011 г.
2012 г.
Изменение рентабельности
Товарная линия 1
1.23
3.1
1.8
Товарная линия 2
14.37
23
8.6
Товарная линия 3
27.2
13.3
13.3
Товарная линия 4
0.49
7.4
7.4
Товарная линия 5
33.3
31.2
–2

Расчеты показали, что рентабельность продаж уменьшилась на 2% в товарной линии 5, во всех остальных товарных линиях она увеличилась, что свидетельствует об эффективности предложенного алгоритма. Оценка удовлетворенности корпоративных клиентов компании «СМП-Сервис» составляет по пяти бальной шкале 3,7 (см. табл. 4).

Таблица 4

Оценка потребительской удовлетворенности для компании «СМП-Сервис»


Факторы удовлетворенности
Важность атрибута (хi)
Доля респондентов,
выбравших ответ
Рейтинговый балл (Ai ,Ri)
Взвешенная оценка (Ai ,xi)
Изменений не требует (r1)
Требует незначительных изменений (r2)
Требует значительных изменений (r3)
1. Ассортиментная поли тика (качество товара)
0.2
0.71
0.2
0.08
4.23
0.84
2. Приемлемая цена
0.01
0.68
0.11
0.2
3.93
0.03
3. Сервисное обслуживание
0.3
0.42
0.28
0.28
3.22
0.96
4. Оперативность решения возникших проблем
0.06
0.5
0.37
0.12
3.73
0.22
5. Новизна предложений
0.33
0.28
0.14
0.57
2.39
0.07
6. Компетентность персонала
0.09
0.8
0.1
0.1
4.4
0.39
7. Ожидания клиентов
0.11
0.32
0.34
0.32
2.94
0.32
8. Взаимодействия с клиентами
0.2
0.65
0.31
0.02
4.2
0.84
Сумма:
1





Индекс удовлетворенности:





3.7

Вывод

Использование предложенного автором механизма управления взаимодействием организаций при реализации высокотехнологичной продукции позволяет сформировать рациональный ассортимент в товарной номенклатуре, что способствует расширению возможности компании по удержанию постоянных клиентов, привлечению новых клиентов и партнеров по бизнесу. Кроме того, внедрение данного механизма управления взаимодействием организаций при реализации высокотехнологичной продукции будет способствовать повышению деловой активности участников рынка, что, в свою очередь, обеспечит сбалансированность двух систем рынка и фирмы.


Источники:

1. Джеральд Залтман. Как мыслят потребители. То, о чем не скажет потребитель, то, чего не знает ваш конкурент. – СПб.: ПРАЙМ–ЕВРОЗНАК, 2005. – 224 с.
2. Г. Л. Трусов Сами придут, сами купят. Российский маркетинг из первых рук/Г.Л. Трусов. – М.: Эксмо, 2007. – 256 с.
3. И. Г. Альтшулер Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации / Игорь Альтшулер. – Москва: Вершина, 2006. – 232 с.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:03:52