Инновационные методы управления затратами

Обвинцев Д.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (79), Июль 2013

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=20180184
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях высокойой конкуренции инновационные методы управления затратами особенно актуальны. Автор рассматривает новые подходы к контролю и снижению издержек на этапах проектирования продукции и серийного производства с целью сохранения планового уровня прибыли компании.

Ключевые слова: менеджмент, конкурентоспособность, таргет-костинг, кайзен-костинг, инновационный метод управления затратами, целевая себестоимость, расчетная себестоимость



Конкурентоспособность современной компании определяется скоростью внедрения инноваций и возможностью выпуска принципиально новых по качеству и доступных по цене изделий. Для сохранения планового размера прибыли при снижении цен должно производиться, соответственно, снижение себестоимости товара, то есть использоваться экономический принцип «ниже цена – ниже издержки».

По японской системе

В Японии в 1960-х годы специалисты по контролю и учету издержек представили революционную идею управления, основанную на целевой себестоимости – системы таргет-костинга (target costing) и кайзен-костинга (kaizen costing). Данные концепции успешно реализуются уже более 50 лет.

И таргет-костинг и кайзен-костинг решают практически одну и ту же задачу, но на разных стадиях жизненного цикла продукта и разными методами. Обе концепции предназначены для снижения уровня отдельных статей затрат и себестоимости конечного продукта в целом. Если разделить жизненный цикл продукта на две части – стадию планирования и разработки и стадию производства, то таргет-костинг решает данную задачу на первой стадии, а кайзен-костинг – на второй [1].

Идея системы таргет-костинга заключается в переосмыслении и изменении классической формулы ценообразования:

С + В = Р,

где С – себестоимость; В – прибыль; Р – цена.

В новой концепции она трансформировалась следующим образом:

Р – В = С,

где С – целевая себестоимость; В – плановая прибыли; Р – рыночная цена.

Это простое и в тоже время революционное решение помогло создать инструмент контроля и снижения издержек еще на этапе проектирования нового изделия.

Процесс разработки нового продукта на основе концепции таргет-костинга можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1. Схема разработки нового продукта на основе концепции таргет-костинга

Изначально, проводятся анализ рынка и маркетинговые исследования, чтобы выявить желаемую функциональность нового изделия, качество и общие характеристики, базовую цену на данный товар и возможные объемы продаж.

Новая концепция таргет-костинга отличается от классических методов ценообразования тем, что расчет себестоимости нового изделия происходит исходя из полученной благодаря анализу рынка и маркетинговым исследованиям рыночной цены путем вычитания из последней запланированной прибыли. Прибыль устанавливается из расчета различных факторов, например, доходность конкурентов, требования развития бизнеса, продвижение товара.

Одновременно с этим исходя из характеристик нового продукта проектная команда определяет расчетную себестоимость, то есть сумму затрат на разработку, производство, продвижение и реализацию новой продукции.

Последним и ключевым этапом в проектировании и разработке нового продукта является приведение расчетной себестоимости к целевой. Данный процесс предполагает слаженную работу всех участников проекта (от менеджеров до простых рабочих), результатом которой должно стать разработанное изделие, соответствующее заданной целевой себестоимости.

После того как все вышеперечисленные этапы пройдены, продукт разработан и удовлетворяет потребностям клиента, можно запускать его в производство.

Гибкость во имя совершенствования

Таким образом, концепция таргет-костинга стимулирует компании разрабатывать и производить новые продукты, инновационные материалы и технологии. Если разрыв между расчетной и целевой себестоимостью полностью ликвидировать не удалось и он составляет более 10%, тогда производителю стоит отказаться от данного изделия. Иначе разницу, которая составляет не более 10%, можно успешно закрывать благодаря системе кайзен-костинга уже на стадии промышленного производства и реализации.

Философия kaizen costing заключается в том, что каждый работник компании должен активно участвовать в улучшении производственного процесса и процесса реализации, выдвигая свои идеи и предложения. Каждый должен учиться быть внимательным к непродуктивным потерям времени, усилий, затратам материалов и вовремя устранять их. То есть кайзен-костинг – это концепция постепенного усовершенствования бизнес-процессов, благодаря чему достигается целевая себестоимость и обеспечивается прибыльность производства.

В совокупности, концепции target costing и kaizen costing дают компании огромное конкурентное преимущество в виде гибкой ценовой политики за счет возможности достижения более низкого уровня себестоимости по сравнению с конкурентами.

Очень важным моментом является то, что таргет-костинг и кайзен-костинг могут функционировать только на тех предприятиях, на которых имеется информационно-аналитическая система, позволяющая оперативно собирать и анализировать текущие результаты и формировать регламентированную и нерегламентированную аналитическую отчетность, в том числе и в реальном времени.

На заседании Госсовета, посвященном стратегии развития России до 2020 года, В.В. Путин подчеркнул: «Реализация инновационного сценария развития позволит нам добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет. Для этого нам потребуется принципиально иное качество управления предприятием…».

На российских предприятиях необходимо разрабатывать принципиально новые технологии управления, в том числе и управление затратами.

Концепция таргет-костинга благодаря системе соответствия целевой себестоимости, о которой было сказано выше, при итеративном подходе к разработке нового продукта обеспечивает осмысление каждого нюанса, касающегося себестоимости. Менеджеры и рабочие в результате приведения расчетной себестоимости к целевой постоянно находят новые решения в ситуациях, требующих иного мышления. Также необходимость постоянного следования заданной себестоимости ограждает инженеров от использования дорогостоящих технологий и материалов и заставляет найти или разработать более дешевые аналоги. Таким образом, весь производственный процесс, начиная с замысла нового продукта, приобретает инновационный характер, не выходя за рамки заранее установленных затратных ограничений.

Множество отечественных фирм, заводов имеют неоптимальные производственные и бизнес-процессы. Например, лишние этапы обработки, возникающие из-за недостатка оборудования или ошибок в проектировании, ненужное перемещение людей, в частности, в поисках инструмента, материалов и т.д.

Оптимизация таких процессов приводит к снижению затрат на производство той или иной продукции.

Концепция кайзен-костинга должна стать неотъемлемой частью процесса усовершенствования качества и бизнес-процессов, так как именно данный инструмент снижения затрат позволяет достичь целевой себестоимости и обеспечить прибыльность производства.

Вывод

Итак, целевое управление затратами позволяет планировать и разрабатывать новые продукты в соответствии с условиями рынка и плановой прибылью, что непосредственно повышает уровень конкурентоспособности предприятия. Реализация концепций таргет-костинга и кайзен-костинга существенно сокращает издержки на производство той или иной продукции. Необходимость постоянного следования заданной себестоимости способствует поиску и исполнению новых, нестандартных решений, требующих инновационного мышления.

В целом следование иностранному опыту не всегда является целесообразным. Перенимать и применять нужно не конкретные методы, а идеи, положенные в основу этих методов.


Источники:

1. Редченко К.И. Маленькими шагами к большому успеху: кайзен-костинг [Электронный ресурс] //URL: http://www.cfin.ru/ias/kaizen_costing.shtml.
2. Жить по-человечески: Владимир Путин поставил задачи да 2020 года // Российская газета, 2008 г. 14 февраля.
3. Редченко К.И. Японский след в стратегическом управлении затратами: таргет-костинг [Электронный ресурс] // URL: http://www.cima.ru/showarticle.php?id=21.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:19:47