Реальный опцион как инструмент оценки стоимости инновационной компании

Восканян Р.О.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (84), Декабрь 2013

Цитировать:
Восканян Р.О. Реальный опцион как инструмент оценки стоимости инновационной компании // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 12. – С. 12-21.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21034634
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены современные механизмы оценки стоимости компании применительно к оценке стоимости инновационных компаний. Выявлена и обоснована необходимость использования реальных опционов как инструмента оценки стоимости инновационной компании.

Ключевые слова: фактор неопределенности, управление рисками, инновационный проект, реальный опцион, инновационная компания, стратегия организации, управленческое решение



Современный этап развития экономики в России связан с высокой конкуренцией как на внутреннем, так и на внешнем рынках сбыта. Ввиду этого особую значимость в развитии любой компании занимает инновационная активность, которая позволяет максимизировать конкурентное преимущество за счёт оптимизации производства и подготовки новых революционных продуктов, повышения качества продукции и предоставляемых услуг. Традиционно компании выбирают три основных направления применения инноваций: технологические, маркетинговые и организационные.

Обновление ведет к доходности

В связи с мировым финансовым кризисом 2008 года количество компаний, осуществляющих инновационную деятельность в областях технологических и маркетинговых инноваций, сократилось. Однако интегральный показатель сохранился на прежнем уровне за счет увеличения количества компаний, проводящих инновационные процессы в области организации бизнеса с целью снижения затрат на выплату заработной платы и оптимизации бизнес-процессов.

В последующие годы количество инновационных компаний, занимающихся разработкой и внедрением технологических инноваций, возросло, в то время как число компаний, занимающихся организационными инновациями, вернулось к своему докризисному показателю.

Разработка, внедрение и реализация инноваций связаны с высоким риском. Поэтому оценка стоимости представляет собой процесс, направленный на определение справедливой стоимости компании, в которой заинтересован как владелец, так и потенциальный инвестор. В связи с этим становится актуальным процесс классификации инновационных компаний, набирающих популярность на открытых рынках в сферах услуг и продуктов, определение их видов и различий.

Универсального определения инновационной компании не существует. Традиционно они называются инновационно активными и высокотехнологичными компаниями.

В соответствии с приказом Росстата от 06.09.2012 № 481 (с изм. от 29.08.2013) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере дошкольного образования, научной и инновационной деятельностью, занятостью населения» в России под инновационно активной подразумевается такая компания, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т.е. внедренные на рынке новые или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям и усовершенствованию продукты, услуги или методы их производства (передачи), внедренные в практику новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, новые или значительно улучшенные способы маркетинга, организационные и управленческие изменения.

Согласно стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработанной Министерством экономического развития России, инновационно активным предприятием (организацией) является предприятие (организация), вне зависимости от организационно-правовой формы и вида деятельности осуществляющее на постоянной (не разовой) основе разработку и внедрение новой или усовершенствованной продукции, технологических, управленческих процессов или иные виды инновационной деятельности.

В соответствии с определением Организации экономического сотрудничества и развития инновационное предприятие – это предприятие, которое внедрило некую инновацию. Такие инновации необязательно должны быть коммерчески успешными, многие оказываются неудачными. Инновационные предприятия можно разделить на те, которые разрабатывали инновации главным образом своими силами или в сотрудничестве с другими предприятиями или государственными исследовательскими организациями, и те, инновационная деятельность которых состояла преимущественно в заимствовании инноваций (например, нового оборудования), разработанных другими предприятиями [1].

В настоящей работе на основе анализа вышеперечисленных работ и проведенных исследований предлагается следующее определение инновационной компании: объединение юридических и физических лиц, имеющих своей целью создание, разработку и внедрение инноваций в производственные и управленческие процессы в рамках стратегии повышения прибыльности своего бизнеса.

Ввиду этого предложена следующая классификация инновационных компаний по видам инновационной деятельности:

- компании, осваивающие инновации;

- компании, генерирующие инновации;

- компании, инвестирующие в разработку инноваций и в другие компании.

Новизна везде своя

При проведении оценки стоимости инновационной компании, осваивающей инновации, разработанные иными компаниями, менеджменту компании, как и потенциальному покупателю или инвестору, стоит учитывать ряд ее особенностей. Инновационное развитие компании, заимствующей чужие инновации, то есть не созданные конкретно под данную компанию, имеет меняющийся характер деятельности, что влечет за собой постоянную корректировку бизнес-планов. Также существует риск, что к моменту внедрения и реализации инноваций, заимствованных у других компаний, на рынке появятся новые инновационные продукты и инновационный процесс, внедряющийся в компании, станет неактуальным.

Следует учитывать и возможные правовые риски, связанные с недостаточным уровнем патентной защиты или появлением конкурентов, внедряющих аналогичные инновации. При освоении инноваций возникает необходимость увеличения штата сотрудников, внедряющих инновации в компании, и роста затрат на переквалификацию сотрудников для успешной реализации инновационного процесса на последних стадиях. При заимствовании инноваций у зарубежных партнеров необходимо учитывать, что инновационное развитие компании должно осуществляться в соответствии со среднесрочной программой социально-экономического развития страны.

Таким образом, менеджмент компании сталкивается с необходимостью оценки стоимости инновационной компании, внедряющей чужие инновации, в совокупности со всеми рисками, которым может быть подвержена компания на различных этапах осуществления инновационного проекта.

Инновационные компании, генерирующие инновации, также имеют ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать при проведении их оценки.

Во-первых, не существует базы сравнения одной инновационной компании с другой, так как нормативы качества осуществления процесса генерирования инноваций определяются для каждого конкретного случая.

Во-вторых, время проведения инновационных процессов в компаниях, занимающихся исключительно инновациями, запланировать сложно. Вероятные отрицательные результаты исследований или отсутствие кадров с профессиональным навыками для реализации инноваций могут явиться причиной риска перенесения сроков реализации разных этапов инновационных процессов и срывов контрактов с контрагентами.

В-третьих, развитие инновационной компании, генерирующей инновации, может значительно опережать рост сегмента рынка, в котором она работает, что, вероятно, приведет к ситуации, когда в отсутствие проверенных поставщиков необходимых ресурсов и комплектующих, а также методов сбыта инновационная компания не сможет завершить свои разработки или же реализовать свой продукты на рынке.

В-четвёртых, финансирование инновационных start-up-компаний проводится благодаря бизнес-ангелам, в то время как инновационные компании, осуществляющие НИОКР, чаще имеют господдержку, что значительно снижает финансовые риски компании и увеличивает ее привлекательность для инвесторов.

В-пятых, если инновационная компания, генерирующая инновации является star-up-компанией, то необходимо учитывать отсутствие у нее многолетних отчётных данных. В своих работах американский экономист А. Дамодаран отмечает, что «большинство молодых компаний могут показать операционные (хозяйственные) и финансовые результаты лишь за последние год–два, а бывает даже лишь за часть года» [2].

Подобная база для финансового анализа является не полной и затрудняет проведение оценки справедливой стоимости компании.

В соответствии с данными, изложенными в таблице 1, можно сделать вывод, что наибольшее количество финансовых поступлений в качестве инвестиций в инновации и компании, занимающиеся генерацией инноваций, поступает из средств организаций предпринимательского сектора.

Данный показатель рос на протяжении 2006–2009 годов и в 2009 году несмотря на последствия мирового финансового кризиса для российской экономики достиг своего пика в 94,53 млрд рублей. Его резкий спад в 2010 году компенсировался в 2011-м году, когда затраты из средств организаций предпринимательского сектора достигли 99,41 млрд рублей, тем самым, установив свой максимум на протяжении шести последних лет.

Таблица 1

Затраты на инновационные исследования и разработки по внебюджетным источникам финансирования (млрд. руб.)

2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012 (план)
2013 (план)
Средства внебюджетных фондов
4,75
6,65
6,34
7,95
10,14
8,81
10,68
11,6
Средства организаций предпринимательского сектора
56,94
77,49
89,96
94,53
85,86
99,41
108,23
115,15
Средства иностранных источников
27,2
26,8
25,62
31,41
18,57
26,15
23,54
22,85
Составлено автором на основе статистических бюллетеней за 2009–2012 годы Федеральной службы государственной статистики

Следовательно, оценка стоимости инновационных компаний, вкладывающих свои свободные финансовые средства в инвестирование инноваций и компаний, генерирующих инновации, является актуальным вопросом для российских экономистов как среди теоретиков, так и среди практиков.

К особенностям данного вида инновационных компаний, которые следует учитывать при проведении оценки их стоимости, можно отнести:

‑высокий инвестиционный риск, связанный с возможностью обесценивания инвестиционного портфеля собственных ценных бумаг, а также, если они есть, то и приобретенных ценных бумаг, выпущенных инновационной компанией, занимающейся разработками инноваций

‑необходимость интеграции и анализа большого объема информации, связанного с инновационными проектами инвестируемых компаний, для проведения справедливой оценки стоимости компании-инвестора.

Помимо прочего необходимо учитывать сложность прогнозирования динамики роста прибыли инновационной компании, в которую вкладываются инвестиции, соответственно, возникают проблемы с определением количественной оценки денежного потока компании-инвестора в среднесрочной перспективе. К тому же оценка стоимости активов инновационной компании, занимающейся разработкой инновационных проектов, но не прошедшей процедуру IPO, усложняет процесс оценки стоимости как инновационной компании-разработчика, так и инновационной компании-инвестора. Следует подчеркнуть отсутствие возможности у инновационной компании-инвестора влиять на управленческую или финансовую политику инновационной компании-разработчика инноваций, тем самым повышая свой инвестиционный риск и затрудняя оценку стоимости инновационного проекта или инновационной компании, в которую инвестируются средства, как актива компании-инвестора. Также затрудняется оценка стоимости компании, инвестирующей в чужие инновационные проекты или другие компании.

Гибкость во времени

Классические подходы не всегда применимы к оценке стоимости инновационных компаний. К примеру, сравнительный подход оценки стоимости компании основан на сравнении объекта оценки с его аналогами, что, как уже указывалось выше, не всегда возможно при оценке инновационных компаний. Также его недостатком для оценки стоимости инновационных компаний является то, что он основан исключительно на ретроспективной информации, более того, он не учитывает перспектив развития компании.

В рамках доходного подхода прогнозирование будущего денежного потока затруднено в условиях неопределенности развития инновационных проектов компании, а также недостаточно устойчивой экономической ситуации в России, из-за чего возрастает неточность расчетов. Учитывать такие факторы, как текущий и будущий спрос, конъюнктуру рынка в будущем, уровень конкуренции или развитие технологий, в рамках доходного подхода является затруднительным.

Затратный подход опирается на оценку стоимости активов и обязательств компаний, а также обеспечивает определение ликвидационной стоимости компании, что особенно актуально при работе с инновационными компаниями, часто являющимися предметом купли-продажи. При применении данного подхода необходимо учитывать не только точные количественные оценки всех финансовых показателей, но и лицензии, договорные права, соглашения о сотрудничестве, авторские права, права на распространение и т.д.

В подобных условиях эффективным инструментом для оценки стоимости инновационных компаний может послужить реальный опцион. Реальные опционы представляют собой возможность принятия гибких управленческих решений в условиях постоянно меняющейся среды. Они являются аппаратом для принятия решений, разработанных на основе многофакторных моделей. Также реальные опционы помогают уточнять чистую приведенную стоимость проекта, позволяя в ряде случаев наиболее полно оценивать реальные активы и управление ими.

Реальный опцион особенно актуален при финансовом управлении и оценке стоимости инновационных компаний, поскольку позволяет руководству компании, занимающейся инновационным развитием, приостановить или сократить негативные процессы, которые могут навредить компании при реализации инновационного проекта. Например, компания могла бы изменить стратегию реализации проекта в случае финансового кризиса и отложить его на определенный период времени, когда инвестиционный климат в стране нормализуется и условия для реализации проекта оптимизируются.

Таким образом, реальный опцион представляет собой возможность для финансового менеджмента компании вносить изменения в планы развития инновационных проектов, изменять параметры принятых решений в соответствии с изменяющимися условиями рынка, увеличивать количество возможностей для своих инновационных проектов, тем самым увеличивая их стоимость, процент успешной реализации и оказывая положительное влияние на инвестиционный климат в отрасли.

Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин также отмечают, что методы оценки опционов обладают преимуществом перед традиционной моделью дисконтированного денежного потока, поскольку позволяют выявить и количественно измерить ценность гибкости [3].

При управлении финансами или оценке стоимости инновационных компаний гибкость обладает наивысшей степенью полезности, поскольку именно инновационные проекты связаны с высокой долей неопределенности, с возможностью получения новой информации, которую благодаря реальным опционам можно было бы использовать для корректировки бизнес-плана.

Важным преимуществом реального опциона перед финансовым заключается в возможности влияния менеджмента инновационной компании на цену базового актива. Контролируя факторы, влияющие на стоимость доходов от реализации инновационного проекта, менеджмент компании может увеличивать цену базового актива. К примеру, привлечением большого объема инвестиций посредством задействования более качественных финансовых и кадровых ресурсов диверсифицируется риск между инициаторами проекта и инвесторами и уменьшается доля риска в случае неблагожелательного развития событий.

Применение реального опциона как инструмента оценки стоимости инновационной компании позволяет получить наиболее точную оценку эффективности инвестиционного проекта; выявить адаптационные возможности проекта; оценить эффективность проекта, чистая текущая стоимость которого меньше или чуть больше нуля, с включением портфеля реальных опционов; при необходимости составить портфель проектов с наибольшей доходностью и наименьшим риском; провести анализ достоверности полученных оценок.

У инновационных компаний почти всегда есть активы с опционными характеристиками. По мнению Дж. Рош, если реальный опцион является универсальным, то есть доступным любому участнику рынка, то его включение в расчеты соответствует справедливой стоимости. А если реальный опцион является специфическим для конкретной компании, тогда тот показатель, в состав которого входит данный опцион, не отражает ее справедливую стоимость, но может быть достаточно надежной основой для определения её приведенной стоимости. В случае если у компании есть возможности применения реальных опционов, но ее менеджмент не учитывает их в своей политике управления или при оценке стоимости, то стоимость активов инновационной компании в целом может оказаться сильно заниженной [4].

Вывод

В соответствии с вышеизложенным автором установлено, что главной особенностью оценки стоимости инновационных компаний является фактор неопределенности. Успех разработок в области НИОКР или реакцию рынка на предложенный инновационный продукт спрогнозировать сложно. Наряду с этим важно учитывать, что высокий риск при вложении средств в инновационные компании может быть связан и с высокими доходами, после того, как инновационный процесс будет запущен и реализован.

Застраховаться от рисков, связанных с фактором неопределенности, а также увеличить справедливую стоимость инновационной компании можно с помощью инструмента реального опциона, применение которого может усовершенствовать классические подходы к оценке стоимости компании за счет формирования опционных контрактов на каждом ключевом этапе развития инновационной компании, где факторы, влияющие на уровень риска, наиболее высоки, а альтернативные подходы, заключенные в реальном опционе, позволяли бы извлечь из них выгоду для получения более успешных результатов по сравнению с прогнозируемыми.


Источники:

1. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Совместная публикация ОЭСР и Евростата. – М., 2010.
2. Дамодаран А. Оценка стоимости активов. – Минск: Попурри, 2012.
3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. – М.: Олимп-Бизнес, 2008.
4. Рош Дж. Стоимость компании: От желаемого к действительному / Пер. с англ. Е.И. Недбальская; научный редактор П.В. Лебедев. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008.

Страница обновлена: 20.05.2024 в 00:08:40