Project Management in Innovative Entrepreneurship

Viktor Popov, Dmitriy Kulikov

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 / December, 2012

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=18245625
Cited: 9 by 07.12.2023

Abstract:
Based on the analysis of the features of entrepreneurial activity in the field of innovation, the article defines a special role of project management. It shows that the focus should be shifted from the business planning procedure to the effective application of skills in the field of project management. Examples are given to confirm the specific role of project management in an innovative entrepreneurship.

Keywords: human capital, motivation, innovations, creativity, project management, effective management, entrepreneurial activity



Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития [1]. Основным способом достижения этих целей является формирование экономики лидерства и инноваций, опирающейся на человеческий потенциал. Ключевые для предпринимательства личностные качества – мобильность, желание учиться в течение всей жизни, склонность к творчеству и принятию риска – к сожалению, пока не являются характерными особенностями хотя бы значимой части населения страны [2]. Широко применяемый в настоящее время подход к начальной подготовке инновационных предпринимателей на основе освоения процедуры бизнес-планирования позволяет создавать «стартапы», однако результаты реализации таких проектов оставляют желать лучшего. Основной причиной низкой результативности, на наш взгляд, является упор в подготовке предпринимателя на знания, в то время как для успеха инновационного проекта наиболее значимыми являются навыки, умения и правильная мотивация.

Роль требует мотивации

Междисциплинарная наука «Управление проектами (проектный менеджмент)», ориентирующая предпринимателя на достижение намеченных целей и предлагающая соответствующие подходы и инструменты, сформировалась относительно недавно [3,4]. Безусловным достоинством является то, что в ней логичным образом увязываются все практически значимые области деятельности предпринимателя: содержание; сроки; деньги; качество; люди; коммуникации; риски; поставки; интеграция.

Успех проекта во многом определяется правильностью реализации ключевых функций инновационного менеджмента, таких как генерация идей; предпринимательство; функциональный менеджмент; информационная поддержка; экспертная поддержка. Из вышеизложенного следует, что для повышения вероятности подготовки успешных инновационных предпринимателей необходима особая технология их обучения.

В работе [7] изложена технология обучения проектному менеджменту топ-менеджеров и слушателей программы «Мастер делового администрирования» и приведены примеры ее использования. Произведены доработки этой технологии и даны практические рекомендации в части ее ориентации на достижение предпринимательского эффекта в инновационной сфере деятельности [8]. Основная доработка модели обучения, представленной автором, заключается в том, что при реализации технологии «Обучение действием» в проектной группе особое внимание уделяется мотивации членов команды. Показывается, что для получения креативных решений, помимо знаний, навыков, умений и творческих способностей, каждый член команды должен выполнять свою роль и быть мотивирован, в первую очередь, на достижение индивидуальных целей, согласованных с целями проекта (рис. ).

1

Рис. Составляющие креативности

Апробация технологии обучения осуществлена на предпринимателях, слушателях Президентской программы управленческих кадров, студентах магистерской программы «Менеджмент инноваций».

Подход в практике

Пример №1. По инициативе генерального директора крупного холдинга, предоставляющего сервисные услуги предприятиям нефтедобычи, было организовано обучение руководителей дочерних компаний проектному менеджменту с целью разработки проектов стратегического развития. «Обучение действием» осуществлялось по 100-часовой программе. Публичному обсуждению подвергались все промежуточные результаты. Окончательная защита проектов была совмещена с заседанием Совета директоров по формированию Программы стратегического развития. В основу Программы были положены результаты «учебно-боевых» проектов.

Пример №2. По инициативе первого руководителя в активно развивающейся сетевой компании быстрого питания было организовано обучение проектных групп с целью поиска новых направлений развития. Были сгенерированы идеи и рассматривались варианты создания новых продуктов, выход на новые рынки, новые методы подготовки персонала. В итоге к детальной проработке было выбрано четыре инновационных проекта, один из которых впоследствии был детально проработан, технологически и организационно оформлен и внедрен. На основе этого проекта компания осуществила скачок в развитии. Другой проект (обучение во сне в состоянии гипноза) был отклонен по медицинским причинам. Два других проекта по разным причинам развития не получили. Итоговая результативность составила 25 %, что, в принципе, соответствует мировому уровню в области результативности инновационных проектов.

Пример №3. Обучение слушателей Президентской программы подготовки управленческих кадров в Пермском крае по варианту «А» (проектно-ориентированное обучение) осуществляется шестой год. Практика обучения предпринимателей и руководителей среднего звена управления по описанной выше методике показала, что большое количество защищенных проектов воплощаются затем на практике. Среди них можно выделить как проекты создания инновационных бизнесов, так и проекты технологического развития крупных компаний. Принципиальная особенность обучения состоит в том, что слушатель Президентской программы с первого дня подготовки имеет тему инновационного проекта, реализация которого крайне значима для развития предприятия.

Пример №4. Учитывая потребность в квалифицированных профессионалах в области инновационного менеджмента, в Пермском национальном исследовательском университете открыта магистерская подготовка по программе «Менеджмент инноваций». Одна из основных задач выпускников этой образовательной программы – распространение технологии обучения проектному менеджменту в сфере инновационного предпринимательства.

Выводы

Таким образом, проектный менеджмент – очень нужная для предпринимателя технология, позволяющая повысить результативность выполнения инновационных проектов. Комбинированная технология «обучения действием» при реализации повышает отдачу еще на этапе «тренировки» предпринимателя.


Страница обновлена: 26.03.2025 в 21:48:38