The Specifics of the Innovative Projects Competitiveness
Download PDF | Downloads: 17 | Citations: 2
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 / December, 2012
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=18245623
Cited: 2 by 07.12.2023
Abstract:
Specific features of innovative projects are identified that must be borne in mind during their selection, management of innovation processes, competitiveness assessment. Specific directions of studying the demand for scientific and technical products are proposed, its specificity is revealed.
Keywords: innovation activities, infrastructure, innovative project, innovation process, market, competitiveness of innovation projects, analysis of the demand for innovation
Содержанием инновационных проектов является проведение исследования и (или) разработки, нацеленных на создание научно-технического новшества, или приобретение технологии и ее практическое использование в производстве и реализации той или иной продукции, оказании услуг [5].
Проработка в процессе подготовки
Инновационные проекты наряду с общими характеристиками имеют ряд специфических характеристик. Во-первых, это высокая степень технической и коммерческой неопределенности параметров проекта, неопределенность длительности инновационного процесса, предполагаемых затрат и коммерческого результата, что не позволяет провести адекватное планирование протекания процесса. Уменьшение достоверности предварительного финансово-экономического анализа предполагает необходимость поиска дополнительных оценочных критериев для отбора проектов.
Во-вторых, ориентация инновационных проектов на долгосрочные, то есть отдаленные во времени результаты, связанная с длительностью решения многих научно-технических проблем вследствие их сложности и недостаточной определенности, поднимает проблемы планирования и прогнозирования на более высокий уровень по своей значимости и достоверности, что подразумевает увеличение затрат ресурсов времени и финансов на проведение этого планирования.
В третьих, вследствие вовлечения в проекты специалистов высокой квалификации, лиц творческого труда, часто дополнительных инновационных ресурсов (материалов, приборов и т. д.) возникает необходимость более доскональной организации подготовки отдельных стадий реализации каждого инновационного проекта.
Меньшая инертность проектов на этапе собственно научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, позволяющая быстро принимать управленческие решения о приостановке проекта или его продолжении [3], предопределяет необходимость гибкого и внимательного управления проектом на этой стадии.
Таким образом, высокая вероятность получения в рамках проектов неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов предъявляет дополнительные требования к гибкости управления инновационным процессом, к способности быстрого «вхождения» в новые области бизнеса, отрасли технологии, товарные рынки и т.д.
Новшество требует анализа
Различают отбор инновационного проекта в узком и широком смысле [1].
При отборе инновационного проекта в широком смысле формируется портфель проектов с учетом наличия ресурсов и возможного влияния каждого проекта на экономическое положение фирмы в целом.
При отборе инновационного проекта в узком смысле выявляется из ряда конкурирующих проектов, претендующих на ограниченные ресурсы, тот, который должен быть начат (или продолжен), и определяется последовательность выполнения его этапов [2].
Точность предварительной оценки эффективности проекта зависит от того, насколько учтена рыночная потребность в них. А реальная эффективность научно-технических разработок определяется только на рынке.
В современной российской экономике затруднительно построить прогноз спроса на научно-техническую продукцию в силу достаточной специфичности и рискованности данной сферы. Именно поэтому анализ спроса на научно-техническую продукцию должен стать важнейшим направлением в развитии инновационной деятельности.
Анализ спроса заключается в анализе платежеспособной потребности в выпускаемом новшестве или только разрабатываемом инновационном проекте, в анализе спроса на нововведение и связанные с ним услуги и влияние на них различных факторов, в определении максимальной возможности сбыта и обосновании плана сбыта с учетом производственных возможностей [4]. Изучение спроса зависит от многообразия видов нововведений и особенностей развития конкретного нововведения.
Прежде всего необходимо определить:
- к какому типу относится нововведение (базисному, комплексному и т.д.);
- какую форму имеет научно-техническая продукция – натурально-вещественную форму (станки, оборудование и т.д.) или не имеет таковой («ноу-хау», патенты, лицензии);
- какое назначение имеет нововведение (для целей производства или конечного потребления) и т.д.
Далее должен быть проведен сравнительный анализ ранее производимой и новой продукции (то есть определяется уровень новизны нововведения) с целью выявления:
- существовала ли ранее такая продукция или является принципиально новой;
- новая продукция имеет прототип, но отличается от него по большому числу признаков, тогда определение количества новых деталей, узлов в изделии или операций в технологии;
- или новая разработка вносит локальные изменения (например, новое оформление) в ранее производимую продукцию.
После такого подробного анализа каждого конкретного нововведения, оценки его вида и значимости возможно определить специфику спроса по следующим направлениям: объем спроса, наличие потенциальных покупателей, потребность в товаре, цена предлагаемой продукции, время реализации продукции на рынке, направления и рынки сбыта продукции.
Чем один товар лучше других?
Главнейшим стимулом инновационной активности в сфере производства выступает конкуренция между отдельными производителями, основной целью которой является повышение конкурентоспособности предлагаемого на рынок товара. Конкурентоспособность включает в себя множество параметров: техническую новизну, сложность, надежность, относительно низкую стоимость, простоту в эксплуатации, привлекательность дизайна, и т.д., т.е. все то, что определяет предпочтительность данной продукции для потребителя. (По классификации швейцарской исследовательской корпорации «Юропиэн менеджмент форум» насчитывается 245 критериев конкурентоспособности товара [3].) Ведущим критерием в определении конкурентоспособности выступают в совокупности техническая новизна и сложность продукции. Техническая новизна и прогрессивность продукции являются индикатором эффективности инновационного механизма, отлаженного в фирмах-производителях той или иной страны, в промышленности страны в целом.
Как быстро внедряется любое новшество в промышленное производство, и насколько масштабно технологическая структура приспособлена к постоянным и частым изменениям под воздействием НТП, и определяет конкурентоспособность производства в современных условиях.
Страница обновлена: 01.05.2025 в 00:32:46