Переподготовка управленцев старшего поколения
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (21), Сентябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Александрова О.Н., Ковтун В.Г. Переподготовка управленцев старшего поколения // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 9. – С. 29-34.
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 8/2001)
Продолжение разговора о расширении образовательного потенциала взрослых людей, начатого в прошлом номере журнала. Здесь речь идет о связи между обычаем и суммой знаний человека, позволяющей ему выполнять свою профессиональную деятельность. В образовательном процессе отлаживается и совершенствуется действующий деловой обычаи предприятия и преобразуется деловой мир его участников. Рассматривается обстановка, создается будущее, совершенствуются видения, отношения и решения. В итоге обеспечивается целостное, всестороннее, полностью сообразованное семейство основообразующих и ключевых решений.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, качества менеджера, образовательный процесс
В прошлом номере журнала мы поговорили о тех “житейских” вопросах и задачах, которые люди ставят и решают вследствие их полезности и важности для жизни и о том, что большинство “житейских” задач так и остались за пределами обучающего образования. Обычная жизнь является мощным источником образования, т.е. имеет мощную образовательную составляющую. Обычное образование происходит постоянно ‑ при постановке и решении традиционных житейских вопросов и задач, при выполнении любых действий, совершении поступков, при обсуждениях текущих дел или общении с окружающими, при самостоятельных размышлениях и изысканиях, при приобретении новых и избавлении от старых привычек, “обыкновений”, обычаев и так далее.
Что такое обычай?
Обычай ‑ это собрание действенных решений, которые, как правило, от раза к разу, изо дня в день, постоянно или в определенные моменты используются (или исполняются) при осуществлении целенаправленной деятельности человека. Воспроизведение обычая ‑ основа его совершенствования.
Обычай важен и полезен тем, что, выявив и определив используемые решения, можно сосредоточить усилия на их совершенствовании. Ведь понятно, что даже незначительная вещь, используемая многократно, становится важной и значимой. Воспроизведение обычая позволяет пересматривать и сообразовывать, а также наращивать и сберегать действенность и единообразие "конгломерата решений". В “обычном образовании” при повторении одного и того же вопроса “обычай” играет роль урока.
Как обычай можно использовать для управления?
Обычай обеспечивает использование и воспроизведение принятых ранее решений, что позволяет выявить и усилить способности менеджера, его умения и управленческие навыки
Назначение обычного образования состоит в его будущем использовании для делового, личностного, творческого и нравственного развития и совершенствования личности как предпринимателя, так и любого делового человека. Предметом рассмотрения в обычном образовании являются постоянно происходящие в повседневной жизни события, а именно: выявления, осмысления, освоения, преемственность и заимствование существующих умений, способов, приемов, образов действий и решений.
Подход обычного образования предваряет выявление и построение способов и приемов, призванных осуществлять образовательные действия в обычной жизни, с использованием текущих жизненных обстоятельств и условий. Данный подход опирается на житейскую мудрость современников и использует "народное управленческое творчество". При этом внимание субъекта сосредотачивается на выявлении и освоении лучших действий, которые привели к успеху окружающих его друзей, родственников, знакомых или известных деятелей. Они по своему усмотрению определяют, кто явится их "наставником" или "учителем" при решении конкретного житейского вопроса или житейской задачи.
“Образование взрослых”.
Образование взрослых в современных условиях является необходимым элементом нашей жизни. Изменения столь стремительны, что образование становится повседневной потребностью.
Отношение у взрослых к образованию сложное. Это обусловлено высокими требованиями к принимаемым решениям, их качеству, степени владения предстоящими решениями, а также… сложным положением взрослых ‑ они кормильцы. Если взрослый не уверен в приемлемости принимаемых решений для окружающих, то, скорее всего, сведения и знания, которыми он либо обладает, либо собирается овладеть, не будут использованы. Этого можно избежать, если производить единовременную подготовку всего управляющего состава предприятия. Тогда решения, разрабатываемые вследствие корпоративных действий, осваиваются уже в течение самого образовательного процесса.
Трудности образования взрослых проявляются и в сжатых сроках, отводимых на образование, и в отсутствии установки на образование, подмене образования получением новых сведений, а также связаны с отсутствием воли к освоению и использованию сведений и знаний. Выскажем соображение, что избыточность сведений, полученных в обучающем образовании, но не соотнесенных с ежедневной действительностью, приводит к бездействию и к утрате желания получать образование.
Образование взрослых, которое осуществляется без учета и без использования личного образовательного уровня, личного понимания, личных мыслей и достижений "учащегося" приводит к довольно несуразным случаям. Выскажем предположение, что наступают времена деятельного отношения управленцев к образованию, когда он будет находиться в позиции деятельных участников по отношению к образовательному событию. В связи с этим одним из основных вопросов становится приобретение навыков пересмотра традиционно используемых решений, подходов и видений, их совершенствование, изыскание и освоение “осовремененных” решений, способов и приемов действия.
Перемены, которые произошли в подходе к обучению взрослых в рамках обычного образования, состоят в усиленном использовании, оживлении и развитии уже имеющихся способностей (навыков) и совершенствовании существующих представлений. Итогом такого пересмотра явилось появление устойчивого и мощного желания совершенствоваться и развиваться.
Дело в том, что данный подход в силу особенностей зрелого состояния личности взрослых, богатого содержания личного опыта, сложившегося образа жизни, свойств мышления, мировоззрения и возрастного восприятия дает высокий уровень удовлетворенности и позволяет ускорить освоение уже накопленных знаний и другого образовательного багажа.
Определим два крайних образовательных состояния:
1) много знаю, но не использую;
2) мало знаю, но использую все.
Рассмотрим парные свойства образовательного состояния.
Знаю ‑ не знаю. Понимаю ‑ не понимаю. Осваиваю ‑ не осваиваю. Владею (умею) ‑ не владею (не умею). Использую (делаю) ‑ не использую (не делаю).
В случае образования взрослых управленцев очень важно перевести их из состояния “Знаю, понимаю, умею и обычно не использую” в состояние “Знаю, понимаю, умею и обычно использую”.
Существенным и успешным образование взрослых управленцев возможно сделать только с использованием и при совершенствовании существующих навыков и способов. Здесь важно используются ли в обычной жизни знания (сведения), приобретенные в образовании, или нет, и как часто это происходит, насколько способствует успеху взрослого управленца. Именно эти условия обеспечивают эффективность подхода к обычному управлению.
Подход к обычному управлению.
Важной особенностью управленческого образования является то, что каждый управленец создает и использует собственное собрание приемов, способов и решений, позволяющих ему достигать плодотворных и благоприятных последствий.
Управление ‑ это образ жизни. Важной частью образа жизни управленцев является обычное образование. Управленец постоянно создает, осваивает и использует решения житейских вопросов и задач, обеспечивающих деятельность предприятия.
Обычное управление создает целостные решения для повседневного и многократного использования, обеспечивает выверку и освоение решений путем многократного и осмысленного их использования. Освоенные и выверенные таким образом действенные решения становятся обычаями жизни делового сообщества, делового объединения или предприятия.
Основания для формирования подхода к обычному управлению.
1. Основу подхода к обычному управлению составляют образовательные процессы. Лица (деятели), участвующие в этих процессах, в дальнейшем именуются участниками.
2. В течение образовательного процесса выявляется, обследуется и описывается все многообразие житейских вопросов и житейских задач. Иначе говоря, в подходе к обычному управлению вопросы, рассматриваемые на занятиях, извлекаются из жизни предприятия. Это важно, т.к. участники сразу же могут воспользоваться получаемыми решениями. И их отношение к занятиям стремительно меняется. Участники быстро начинают понимать важность и жизнеспособность рассматриваемых вопросов и с высокой самоотдачей и увлеченностью совершают необходимые изыскания.
3. В течение образовательного процесса проводятся обсуждения реально существующих вопросов и задач управления, выявляются существующие решения и разрабатываются новые решения, образуется, осваивается, отлаживается и совершенствуется деловой обычай предприятия в части подготовки, соотнесенностью с действительностью и представления решений.
4. В образовательном процессе участвуют лица, которые ответственны за подготовку и принятие рассматриваемых решений. При этом обсуждаются и рассматриваются не только собственные служебные обязанности отдельного участника, но и общие решения, обеспечивающие слаженность и плодотворность взаимодействия.
5. В ходе образовательного процесса создаются условия для освоения участником решений в собственной деловой обстановке и во взаимодействии с собственным деловым окружением. Если в обучении участвует основной управленческий костяк предприятия, то в итоге образуются (выявляются, устанавливаются и применяются) общие основания или правила для принятия решений.
6. Направленность образовательного воздействия: образование нового, осмысленного, всестороннего и обстоятельного обычая принятия решений, укрепление и усиление действующего обычая.
7. Усиливается в устоявшемся на предприятии обычае роль составляющей обычного образования, когда образование осуществляется самим действующим обычаем образовательного процесса.
8. Обычай образовательного события состоит из широкого многообразия отлаженных, выверенных, действенных и своевременно используемых плодотворных решений.
9. Обычай образовательного процесса порождает и накапливает конгломерат решений. Эти решения сообразуются, отлаживаются и совершенствуются при их использовании в течение всего образовательного события.
10. В образовательном процессе отлаживается и совершенствуется действующий деловой обычай предприятия и преобразуется деловой мир его участников. Рассматривается обстановка, создается будущее, совершенствуются видения, отношения и решения. В итоге обеспечивается целостное, всестороннее, полностью сообразованное семейство основообразующих и ключевых решений.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:00:22