Методика оценки эксплуатационной составляющей сайта вуза
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (67), Июль 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17783262
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Работа посвящена разработке методики оценки качества исполнения сайта учебного заведения с целью привлечения и удержания посетителей. Приведены параметры и критерии оценки на базе анализа ряда сайтов.
Ключевые слова: образовательные услуги, информация, рынок услуг, оценка, оценка качества, интернет-маркетинг, критерии оценки, фирменный стиль
На современном этапе развития интернет-маркетинга рынка услуг высшего образова-ния возникает задача оценки сайтов вузов.Существующие алгоритмы оценки решают эту задачу, используя различные критерии, то есть оценке подвергаются различные аспекты вузов и их сайтов.
И, следовательно, отвечают интересам различных пользователей. Анализ существующих алгоритмов оценки сайтов вузов показал, что все они имеют общий недостаток – рассматриваются далеко не все параметры сайтов и инструменты интернет-маркетинга, каковые необходимы для адекватной оценки сайта как бизнес-инструмента. Таким образом, важно создать алгоритм оценки сайтов вузов не только лишенный указанного недостатка, но и учитывающий особенности рынка высшего образования и современных средств интернет-маркетинга.
Очевидно, что для этого, прежде всего, нужно проанализировать и выбрать параметры, подвергаемые оценке, для каждого из них определить критерии и выработать методики их оценки.
Содержание наполняет форму
Различные инструменты интернет-маркетинга выполняют различные же функции. Следовательно, анализируемые параметры сайта целесообразно разбить на две компоненты: эксплуатационную и техническую.
Эксплуатационная составляющая учитывает качество исполнения сайта (дизайн, информационное наполнение и т.д.), техническая – качество применения различных инструментов интернет-маркетинга для привлечения и удержания посетителей сайта. В данной работе будет рассмотрена оценка именно эксплуатационной составляющей. Для начала необходимо проанализировать юзабилити [1] – удобство пользования и навигации по сайту.
Реализация сайта в удобном исполнении, позволит сохранить уже существующих пользователей, привлечь и удержать новых, что в свою очередь повышает эффективность сайта. Важно упрощение для пользовательского восприятия всей размещенной информации. На практике достаточно трудно оценить юзабилити сайта, поскольку этот параметр субъективен – у каждого пользователя свои представления относительно привлекательности и удобства использования сайта. Тем не менее для объективной оценки рассматриваемого параметра можно выделить определенные его элементы.
Главная страница
Набрав в адресной строке браузера адрес сайта или щелкнув мышью по соответствующей ссылке, пользователь, как правило, попадает на главную страницу сайта. Его вниманием сразу необходимо завладеть.
На главной странице должны размещаться полезная для пользователей информация, элементы фирменного стиля. При этом страница не должна быть перегружена, а указанный выше перечень носить сжатую, но информативную форму представления.
Выделим следующие критерии оценки данного элемента:
• наличие на главной странице сайта фирменного логотипа вуза. Логотип как один из элементов фирменного стиля помогает потребителю находить товар и предложения, формируя у него положительное отношение к фирме. Поэтому его присутствие на сайте фирмы является необходимым.
Количественным значением оценки данного критерия выберем «1» в случае наличия фирменного логотипа вуза, «0» – отсутствия;
• отсутствие графики, не соответствующей фирменному стилю и тематике сайта (рисунки, баннеры и т.д.). Очевидно, что размещение такой графики может отвлечь пользователя или вовсе вызвать у него негативную реакцию. Количественным значением оценки данного критерия выберем «1» в случае отсутствия указанных графических элементов на анализируемом сайте вуза и «0» – в противном случае;
• как отмечалось раннее, представление на главной странице сайта полезной и краткой информации (в виде ссылки или анонса). Аналогично предыдущим случаям, «1» – при использовании указанного представления информации, «0» – в противном случае;
• глубина поиска информации «контактная информация» (включающая, как минимум, телефоны и адреса) и «представление специальностей обучения» (полное описание специальностей, а не только их перечень). Не вызывает сомнения, что данная информация важна для пользователей сайта вуза, следовательно, глубина ее поиска (то есть минимальное количество переходов по ссылкам на сайте, приводящих пользователя к нужной информации) должна быть как можно меньше. Для каждого анализируемого сайта выясняется достаточное количество переходов. Затем методом простого ранжирования определяются баллы для каждого сайта, при этом минимальный балл «0» выставляется в случае отсутствия данной информации, а «1» – соответствует сайту с максимальным числом переходов (соответственно, максимальный балл будет у сайтов с минимальным числом переходов).
Система навигации по сайту
Она предназначена для облегчения поиска нужной информации и перехода из одного раздела в другой. Одно из основных требований к системе навигации – доступность и понятность для пользователя с любым уровнем подготовки [2]. Также она должна формировать у посетителя представление о том, из каких разделов состоит сайт и какую информацию на нем можно найти. Удобным инструментом навигации является карта сайта. На основании вышесказанного в качестве критерия оценки выберем наличие на ресурсе карты сайта и поисковой машины.
Соответственно, наличие каждого элемента оценивается отдельно «1» баллом, отсутствие – «0».
Информация о вузе
Сайт вуза представляет собой несамодостаточную единицу, и его существование только дополняет основную деятельность организации.
Данное обстоятельство определяет содержание раздела «Информация о вузе» (или компании, фирме и т.д.):
• «Контактная информация»: адрес, телефон, факс, электронная почта, контактные данные филиалов, сотрудников занимающих определенные должности. Совершенно ясно, что данная информация необходима для успешного взаимодействия всех субъектов вуза.
• сведения «Как нас найти» (только ссылка с главной страницы): указание места расположения корпусов вузов (или других важных объектов) на карте города, удобных маршрутов передвижения к ним на общественном и личном транспорте от ключевых точек (вокзалов, станций метро и т.д.).
• «История вуза»: если вуз имеет богатую историю, благодаря которой наработал авторитет, то для поддержания имиджа полезно приводить в таком разделе краткое, но красочное хронологическое описание деятельности;
• «лицензии, патенты и др. документы»: для клиентов вузов имеет большое значение информация о наличии лицензий на выполнение определенной деятельности (в том числе и наличие государственной регистрации дипломов), патентов, что придает уникальность организации;
• «публичные финансовые документы»: применительно к вузам, данная информация может быть востребована деловыми партнерами и другими субъектами, которых могут заинтересовать результаты финансовой деятельности организации.
Таким образом, критерием оценки данного элемента выберем наличие обозначенных выше пунктов на сайте вуза. Однако их оценку целесообразно производить по отдельности (не интегрально), поскольку важность той или иной информации различна, и такой способ оценки позволит это учесть.
Соответственно, «1» отражает наличие той или иной информации, «0» –ее отсутствие.
Информация об услугах
Данный раздел должен содержать краткое описание (с гиперссылкой с главной страницы на страницу с более подробной информацией) услуг вуза и их преимуществ. Так как основной услугой вуза является предоставление образования, то в качестве критерия оценки обозначим наличие раздела «Абитуриентам» (или раздела имеющего другое название, но с тем же предназначением).
Количественным значением оценки данного критерия выберем «1» в случае наличия данного раздела и «0» – в случае отсутствия.
Новости компании
В вузе, как и любой динамично развивающейся компании, постоянно происходят новые события, о которых необходимо извещать заинтересованных в этом людей, в том числе и с помощью сайта.
Чем чаще размещаются свежие новости, тем лучше, так как, зайдя на сайт, посетитель будет видеть, что сайтом занимаются и сам вуз ведет бурную деятельность. Что реально способствует формированию положительного имиджа вуза. Новости лучше выделить в отдельный раздел, поскольку более подробная информация по той или иной новости интересна только определенным пользователям. Таким образом, критерием оценки выберем наличие регулярно обновляемого раздела новостей, и оценку осуществим аналогично предыдущему пункту.
RSS-потоки
Это удобный формат получения уведомлений о новых материалах на сайте [1]. Он используется для того, чтобы пользователи не заходили на сайт каждый раз, когда им хочется прочитать какую-нибудь новость, а могли бы ознакомиться у себя на компьютере с анонсом всех новостей и выбрать то, что их заинтересовало. Так как данный инструмент является удобным при анонсировании материалов, выберем критерием оценки возможность его использования на сайте.
Количественная оценка аналогична 4 пункту.
Возможность представления сайта на иностранном языке
Представление сайта на иностранном языке необходимо для взаимодействия с иностранными партнерами и клиентами вуза. Поскольку международным языком является английский, следовательно, выберем в качестве критерия оценки наличие возможности представления главной страницы сайта на английском языке. Соответственно, «1» – выставляется сайтам, представляющим информацию на английском языке, «0» – в противном случае.
Вывод
В результате проделанной работы выбраны параметры оценки эксплуатационной составляющей оценки сайта вуза и выработаны критерии их оценки, учитывающие различные аспекты. Кроме того, данная методика является универсальной, то есть применима не только для оценки эффективности сайтов вузов, но и для сайтов других организаций, с учетом их особенностей.
Источники:
2. Костяев Р.А. Бизнес в Интернете: финансы, маркетинг, планирование [Текст]. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:51:56