Система экономической и финансовой оценки качества образовательных услуг на предприятии

Новикова Т.С., Хаценко Е.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (65), Май 2012

Цитировать:
Новикова Т.С., Хаценко Е.С. Система экономической и финансовой оценки качества образовательных услуг на предприятии // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 5. – С. 25-29.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17693793
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются проблемы стабильности системы образовательных услуг на предприятиях высокотехнологичных отраслей экономики. Представлены и описаны методики оценки корпоративного образовательного процесса с точки зрения формирования продуктового разнообразия.

Ключевые слова: образовательные услуги, образование, жизненный цикл, продуктовое разнообразие, показатель вариативности, лимитированность рынка, обобщенный образовательный продукт



За последние пятнадцать лет рынок образовательных услуг претерпел ряд изменений. За счет внедрения инновационных методик обучения крупные высокотехнологичные компании столкнулись с проблемой выбора той схемы подготовки специалистов, которая полностью отвечала бы современным технологическим и бизнес-требованиям. Соответственно, конечный реципиент сталкивается с проблемой «рамочности» рынка и соответствия его размеров объему существующего спроса на образовательные услуги. Как и любой рынок услуг, рынок образовательных услуг является лимитированной измерительной категорией. Однако лимитированность рынка подвержена постоянным изменениям. В связи с этим усиливается динамика общности продуктового ассортимента или обобщенного образовательного продукта. Это достигается путем постоянного обновления «линейки рист» за счет активной маркетинговой стратегии по формированию спроса.

Изменчивость видна в значениях

Под обеспечиваемым продуктовым ассортиментом системы образовательных услуг подразумевается соответствие требуемых по основным нормам видов образовательных услуг и фактически реализованных. Эта тенденция проявляется в увеличении числа приходящихся в среднем на одно предприятие высокотехнологичной отрасли различных видов образовательных услуг с разной степенью обеспечиваемого разнообразия.

Происходит это главным образом потому, что в процессе предоставления образовательных услуг одновременно оказываются реципиенты, находящиеся в разных потребительских группах, а также информируемые по разным каналам.

В связи с этим появляется необходимость в рассмотрении понятия жизненных циклов спроса на услуги корпоративной переподготовки, канала информативности и образовательного продукта. Эти циклы можно определить как время, в течение которого та или иная потребность в реализации образовательной услуги остается неудовлетворенной, то есть спрос на средства ее удовлетворения остается актуальным.

Цикл «спрос-канал» характеризуется временем, в течение которого спрос на средства удовлетворения потребностей, базирующихся на определенном канале, остается актуальным [1].

Цикл «спрос-канал-продукт» определяется временем, в течение которого спрос на удовлетворение образовательных потребностей базируется не только на определенном канале, но и на конкретных образовательных услугах, поступающих с его помощью [1].

В зависимости от конъюнктуры рынка образовательных услуг в высокотехнологичных отраслях могут складываться различные уровни изменчивости системы образования: стабильная, инновационная, структурная.

Под стабильной понимается система образовательных услуг, остающаяся в основном неизменной в течение всего жизненного цикла спроса.

Под инновационной понимается система образовательных услуг, сохраняющая длительный период основной способ переподготовки, но предусматривающая другой с более эффективными (инновационными) методами обеспечения.

Под структурной понимается система образовательных услуг, которая помимо новых способов подготовки предусматривает использование основного способа в прошлом.

С момента развития рыночных отношений все большее распространение получает инновационный уровень системы подготовки специалистов, так как формируются предпосылки для постепенного увеличения степени разнообразия способов корпоративного обучения.

Для успешного функционирования в современных условиях ранняя диагностика методического и ресурсного потенциала образовательного процесса является основополагающим моментом. Диагностику необходимо проводить на постоянной основе с поправкой на финансовые критерии. Анализ деловых показателей дает возможность количественно оценить явления. Одни и те же явления могут иметь различное значение и тенденцию на разных этапах жизненного цикла образовательного процесса как услуги сервисной сферы экономики. Поэтому анализ показателей по этапам жизненного цикла образовательного продукта позволяет выявить тенденцию развития положительных условий реализации на основе количественных оценок.

Норма или отклонения?

К финансовым показателям образовательного продукта относятся показатели финансовой зависимости. К показателям экономико-педагогической активности относятся показатели обеспеченности, экономико-педагогической гибкости.

К показателям финансовой зависимости относятся: затраты на организацию системы образования, затраты на повышение квалификации бизнес-тренеров, различные транзакционные издержки, ресурсные затраты (материальной обеспеченности).

Динамика затратных сил может быть представлена в виде:

1

где S(tн,tк) – совокупные затраты, обеспечивающие возможность организации системы образования в компании за определенный период.

К показателю степени обеспечения разнообразия образовательной линейки относится коэффициент педагогической интеграции, характеризующий отношение количества способов переподготовки к общему числу этих элементов:

2К показателям обеспеченности относится показатель , характеризующий количество поступившей на склады продукции по каналам централизованных поставок и закупленных на рынке товаров.где Ed – сравниваемый способ переподготовки; ∑Ed – множество всех способов переподготовки специалистов.

Показатель вариативности системы образовательных услуг, то есть способность системы расширять масштабы деятельности без увеличения затрат, можно выразить как:

3

Характеризовать ее можно как жесткая при G(tз) < 1, адаптивная при G(tз) = 1, гибкая при G(tз) > 1.

Показатели, характеризующие экономические свойства системы образовательных услуг в высокотехнологичных отраслях, можно разделить на несколько различных групп по ряду признаков изменчивости как по этапам жизненного цикла образовательного продукта, так и по времени.

Показатели активности рассчитываются на основании количественных величин. Это накладывает определенные особенности на их анализ. Показатели, рассчитываемые на основе величин ресурсных потоков, могут колебаться в определенных пределах, и их стабильность может быть определена путем вычисления средних величин или оценки колебаний от средних величин. Возможна также оценка гармоничности колебаний. Если при анализе выявляется колебательный процесс с увеличивающейся амплитудой колебаний, то это говорит о нестабильной обстановке в предпринимательской структуре [2].

Степень стабильности образовательного процесса предопределяет степень обеспечиваемого разнообразия образовательных услуг. Тогда можно заключить, что чем выше темпы изменения степени обеспечиваемого разнообразия образовательного продукта по сравнению с темпами изменения затрат, тем большей степенью гибкости обладает способ педагогической реализации.

Таким образом, если анализ динамики показателей активности и финансовой зависимости показывает устойчивый рост показателей из-за положительных причин, а методика диагностики логически дает проследить всю цепь, то можно сделать вывод о нормальном состоянии системы образовательных услуг.

Выводы

Если показатели имеют тенденцию к понижению или колебанию, то необходимо принять меры по изменению стратегии в области материального, методического, педагогического обеспечения, когда показатели степени обеспеченности и гибкости имеют большое значение на этапах обучения и аттестации цикла реализации образовательной услуги. На этапе зрелости, когда система функционирует наиболее благоприятным образом, следует особенно тщательно анализировать данные показатели, чтобы вовремя рассмотреть негативные тенденции. Далее, такой анализ должен сопровождаться выработкой рекомендаций по предотвращению возможности негативных тенденций.


Источники:

1. Асейнов Р.С. Инструменты маркетинга образовательных услуг [Текст]. – М.: ЦНТЭП, 1998.
2. Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности [Текст]. – М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:43:20