ИТ-консалтинг как инструмент поддержки инновационного предпринимательства

Погонышева Д.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (64), Апрель 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17562735
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Производственная инфраструктура является комплексом общих условий и услуг для функционирования и развития основного производства. Инновационное развитие последнего возможно только при адекватной инновационной активности инфраструктуры. Предложена система оценки инновационной деятельности, выражающей степень реализации инновационного потенциала. Достоинствами предлагаемой методики оценки уровня инновационного развития производственной инфраструктуры являются возможность оценки уровня в динамике; комплексность исследования уровня инновационного развития; возможность сравнения фактических значений показателей с оцененными значениями.

Ключевые слова: управление инновационной активностью, маркетинговый подход, технологический пакет, оценка уровня инновационного развития



Социально-экономические трансформации, происходящие в обществе, выдвинули задачу инновационных преобразований в число приоритетных. В мире происходят одновременно две крупные революции: в информационных технологиях и бизнесе, которые взаимообусловлены и обеспечивают прочную основу в развитии.

Оптимальная наладка

Информационным системам субъектов инновационной экономики присущи общесистемные (целостность, устойчивость, наблюдаемость, управляемость, открытость, динамичность, безопасность и др.), структурные (состав, связность, сложность и др.) и функциональные (результативность, производительность, быстродействие, экономичность и др.) свойства.

Высокие конкурентные преимущества в инновационном бизнесе приобретает та компания, которая уделяет большое внимание его производственным, коммерческим и финансовым составляющим, эффективно решает задачи сбора и переработки данных, оптимизации и адаптивного управления процессами планирования, диспетчеризации, координации и др. Информационные технологии выступают эффективным инструментом поддержки инновационного бизнеса.

К основным индикаторам использования информационных и коммуникационных технологий в инновационном бизнесе относят:

1) удельный вес организаций:

• использующих персональные компьютеры и удовлетворяющих информационные потребности в глобальной компьютерной сети Интернет;

• имеющих Web-сайты;

• использующих отдельные службы универсальной деловой среды Интер нет;

• использующих Интернет для получения (передачи) заказов на товары (работы, услуги) и др.

2) удельный вес работников, использующих персональные компьютеры (Интернет).

Растет удельный вес компьютеризированных организаций. Существенно увеличилось количество работников, использующих компьютеры и информационные ресурсы Интернет. Возросло количество компаний, имеющих Web-представительства, интегрированные с другими подсистемами [1].

На российском рынке ИТ-консалтинга в стадии его формирования крупнейшими заказчиками изначально выступали предприятия нефтегазовой отрасли. Основным мотивом инвестирования средств в ИТ-сферу явилось стремление выйти на международные фондовые рынки, которые в рамках делового сотрудничества выдвигали требование использования современных информационных систем и технологий.

Бизнес-консалтинг в области информационных технологий включает комплекс услуг по выработке, представлению рекомендаций и осуществлению практических мероприятий по оптимизации информационной инфраструктуры в системе информационной безопасности субъекта инновационной экономики.

ИТ-консалтинг реализует следующие виды услуг:

• консультационные услуги по компьютерным техническим средствам, связанные с их приобретением, установкой и эксплуатацией;

• консультационные услуги по системному и прикладному программному обеспечению на основе анализаинформационных потребностей заказчика;

• консультации по выбору ИТ-инноваций с учетом стратегии развития инновационного бизнеса;

• консультационные услуги по информационному обеспечению и процедурам обработки данных;

• услуги по разработке и внедрению автоматизированных систем управления предприятием;

• услуги по техническому обслуживанию и ремонту аппаратного обеспечения потребителя;

• системное администрирование локальных компьютерных сетей;

• услуги обучения персонала заказчика, связанного с развитием информационной инфраструктуры потребителя ИТ-услуг.

Основным продуктом в ИТ-консалтинге является ИТ-стратегия, включающая разработку и внедрение целевой архитектуры информационной системы инновационной организации [2].

Новый механизм системной интеграции

Несмотря на системный кризис рынок ИТ-консалтинговых услуг имеет большие перспективы. Наибольший рост прогнозируется в области системной интеграции, которая предусматривает создание штатно функционирующей, функционально законченной, технически и финансово оптимизированной, управляемой и документированной ИТ-инфраструктуры либо ее отдельных подсистем. Системные интеграторы осуществляют решение комплексных проблем заказчика по эффективному управлению информационными потоками, оптимизации бизнес-процессов с целью создания мощных конкурентных преимуществ.

Выделяют несколько основных направлений системной интеграции:

• помощь в выборе оптимального ИТ-решения и вычислительной платформы;

• внедрение комплексных систем эффективного управления компанией;

• построение сетевой инфраструктуры заказчика;

• проектирование кабельных систем;

• внедрение прикладного программного обеспечения;

• поддержка и сопровождение компьютерных систем и др.

Реализация планового перехода к новой инфраструктуре предусматривает разработку плана поэтапной реализации ИТ-инновации.

На российском рынке ИТ-услуг работают десятки компаний, оказывающих консалтинговые услуги. Среди них бесспорными лидерами являются компании IBS, «Ланит», КРОК, «Компьюлинк», «Ай-Теко», выполняющие комплексные ИТ-проекты преимущественно для крупных государственных и коммерческих структур. Внутри сектора ИТ-услуг возможны тенденции, связанные с усилением конкуренции среди ИТ-компаний, их слиянием/ поглощением, сокращением долгосрочных проектов, ростом спроса на короткие и сравнительно дешевые проекты для оперативного разрешения проблем заказчика, усилением присутствия на рынке крупных западных компаний. В перспективе игроков ИТ-рынка ждет ужесточение финансовой дисциплины, организация онлайн-управления проектами, ресурсами, сосредоточение усилий на развитии интеллектуального потенциала ИТ-компаний [4].

Риски инновационной деятельности Взаимосвязанными компонентами когнитивной экономики выступают управление и риск. Инновационная деятельность ИТ-компании неразрывно связана с рисками. В научной литературе широко представлены различные классификации рисков в экономике [3]. Их анализ показывает, что авторы не рассматривают риски, имеющие место в деятельности консалтинговых компаний, оказывающих ИТ-услуги.

Опираясь на выполненные исследования, мы считаем, что в бизнес-консалтинге в области информационных технологий присутствуют следующие виды предпринимательских рисков:

1) по источнику появления:

• субъективный, обусловленный личностными качествами персонала ИТ-компании (недостаток опыта, профессионализма, нарушение этики и стандарта профессионального поведения и др.);

• объективный, связанный с низким качеством информационного обеспечения при разработке и принятии ИТ-инновации, динамикой внешней среды;

2) по этапу реализации ИТ-решения:

• на этапе принятия решения (ошибки в применении средств и методов обработки информации, в ходе анализа информации, качественных и количественных методов оценки риска и др.);

• на этапе его реализации (ошибки при реализации ИТ-решения, неожиданные изменения во внешней и внутренней среде и др.);

3) по области возникновения:

• внешний, обусловленный трансформацией транзитивной экономики;

• внутренний, связанный с особенностью деятельности ИТ-компании;

4) по возможности возмещения:

• страхуемый, количественно оцененный страховой компанией;

• нестрахуемый.

Нами установлено, что в ИТ-консалтинге также присутствуют следующие виды предпринимательских рисков:

• имущественный, обусловленный вероятными потерями аппаратно-программных средств по причине кражи, диверсий, повреждений, стихийных бедствий и др.;

• производственный, связанный с повреждением используемых физических, аппаратных, программных, криптографических средств, нарушением целостности, доступности, конфиденциальности информации и др.;

• торговый, обусловленный задержкой платежей, отказом от платежа недобросовестных заказчиков и др.;

• финансовый, возникающий в случае потери финансовых ресурсов;

• инвестиционный, состоящий в обесценении инвестиционно-финансового портфеля ИТ-компании.

Информационные риски

Информационная среда ИТ-компании представляет собой множество взаимосвязанных информационных элементов, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и передачу информации с целью достижения конкурентных преимуществ. Важнейшими информационными элементами выступают сотрудники, информационные ресурсы, компьютерные системы, аппаратные, программные, криптографические средства, непосредственно участвующие в информационном процессе либо обеспечивающие его эффективное функционирование.

Внешняя информационная среда консалтинговой компании представлена объектами, субъектами, процессами и явлениями внешнего окружения, влияющими на элементы ее внутренней информационной среды. В ходе реализации случайных негативных событий во внутренней или во внешней информационной среде ИТ-компании может произойти нарушение целостности, доступности, конфиденциальности бизнес-информации.

Учитывая стратегическое значение информации в условиях формирования инновационного сообщества, можно утверждать, что в предпринимательских рисках ИТ-компании присутствуют элементы информационного риска.

Таким образом, методология риск-менеджмента может быть эффективно применена при управлении информационными рисками бизнес-консалтинга в области информационных технологий. Процесс управления рисками в ИТ-консалтинге, опирающийся на системный и синергетический подходы, содержит ряд этапов:

1) выявление риска;

2) оценка риска;

3) выбор методов управления риском;

4) применение системы мер по управлению риском;

5) оценка результатов деятельности.

В мировой практике существует ряд общепризнанных стандартов и подходов к обеспечению информационной безопасности ИТ-компании и управлению ее рисками. Наибольшую известность получили такие международные спецификации и стандарты как ISO 17799-2002 (BS 7799), ISO 27001, GAO, FISCAM, SCIP, COBIT, SAC, COSO и др. В настоящее время используются программные комплексы анализа и контроля информационных рисков: CRAMM (компания Insight Consulting, www.insight.co.uk), Risk Watch (компания Risk Watch, www.riskwatch.com), ГРИФ (компания Digital Security, www.dsec.ru).

Выводы

ИТ-консалтинг, поддерживая стратегические цели субъектов инновационной экономики, должен одновременно обращать внимание на предпринимательские риски, обусловленные активным взаимодействием субъектов и объектов когнитивной экономики. Реализация системного и синергетического подходов к управлению рисками позволит ИТ-компании эффективно использовать стратегические ресурсы, рационально распределять ответственность между участниками ИТ-инновации, иметь прочные конкурентные преимущества на рыночном пространстве.


Страница обновлена: 22.09.2024 в 04:55:00