Грейдирование должностей в консалтинговых компаниях
Скачать PDF | Загрузок: 26 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (60), Декабрь 2011
Цитировать:
Зиангирова Л.А. Грейдирование должностей в консалтинговых компаниях // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 12. – С. 22-30.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289422
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрена система грейдирования должностей, которая может быть внедрена в работу любой консалтинговой компании. Предложено дополнение к одному из методов описания должностей – методу Хэя. Данная работа является фактически первым комплексным анализом грейдирования должностей в консалтинговых компаниях и служит дальнейшей разработке систем оценки, мотивации, подбора и обучения персонала.
Ключевые слова: управление персоналом, оплата труда, консалтинг, мотивация, грейдирование должностей, структура компании, консалтинговая компания, грейды, система грейдов, метод Хэя, тарифные сетки
Автором представлена универсальная система грейдов, которая может быть внедрена в том или ином виде в работу любой консалтинговой компании. Данная публикация, по нашему мнению, является фактически первым комплексным анализом грейдирования должностей именно в консалтинговых компаниях.
Рейтинг должностей
Сначала необходимо проанализировать структуру пяти наиболее успешных консалтинговых компаний, осуществляющих свою деятельность на территории России (McKinsey, PwC, Ernst&Yang, Hay Group, Accenture). Автором была определена универсальная структура должностей бизнес-подразделений, которая выглядит следующим образом:
1) аналитик (занимается в основном аналитикой и сбором данных, а также активным собственным развитием);
2) консультант (несет ответственность за какой-либо отдельный участок работы, а также за развитие младших сотрудников);
3) старший консультант (несет ответственность за какой-либо проект в целом (руководитель проекта), а также за развитие сотрудников младших грейдов);
4) менеджер (несет ответственность за развитие клиентов какой-либо отрасли в рамках одного направления – например, развитие компаний автомобильной отрасли в рамках направления организационного консультирования);
5) партнер (несет ответственность за развитие направления в целом либо в случаях, когда речь идет о небольшой компании, отвечает за развитие всей компании).
Также были выделены основные должности, входящие в структуру административных подразделений любой консалтинговой компании. Отметим, что ниже приведены основные должности и в зависимости от размера компании количество должностей может быть увеличено за счет введения позиции ассистентов, старших/младших специалистов/менеджеров.
1. Отдел финансов: бухгалтер; главный бухгалтер; финансовый аналитик; директор по финансам.
2. Отдел продвижения и маркетинга: маркетолог; PR-специалист; директор по маркетингу.
3. Отдел информационных технологий: инженерпрограммист; веб-программист; системный администратор; директор по информационным технологиям.
4. Отдел продаж: аналитик по продажам; менеджер по продажам; директор по продажам.
5. Административный отдел: секретарь; водитель; специалист по обеспечению офиса; директор административного отдела.
6. Отдел персонала: специалист по обучению и развитию; специалист по подбору персонала; специалист по компенсациям и льготам; специалист по кадровому администрированию; специалист по оценке персонала; директор по персоналу.
Далее необходимо разделить все позиции на 5 грейдов (с 1 по 5). Будем действовать по алгоритму, описанному в методе Хэя:
1. Определение факторов и их веса.
2. Определение субфакторов и их описание.
3. Распределение веса субфакторов в рамках факторов с составлением таблицы грейдов.
4. Определение грейдов на позиции.
5. Определение относительной ценности позиций в соответствии с набранными пойнтами (вес субфактора, умноженный на грейд).
6. Ранжирование позиций. Факторы и их вес
Поскольку в литературе предлагаются различные варианты набора факторов по методу Хэя, за основу рекомендуется взять классические факторы, описанные в книге Т.О. Соломанидиной «Мотивация трудовой деятельности» [4]: 1) знания и навыки; 2) решения проблем; 3) ответственность; 4) условия работы.
Также в рамках построения системы грейдов предлагается внедрить дополнительную группу факторов «требуемые компетенции», поскольку в консалтинге, как ни в какой иной сфере, эффективность работы компании зависит от наличия либо отсутствия тех или иных компетенций сотрудников.
Распределим 1000 баллов по факторам в обоих вариантах (табл. 1). Сумма балов (1000) выбрана произвольно.
Таблица 1
Распределение баллов по факторам
Следующим шагом определим субфакторы для каждого фактора.
1. Фактор «Знания».
Субфакторы:
• способность объединять и координировать разнообразные действия работников с различными обязанностями;
• необходимость специального обучения, знаний и использование специальных методов, техник и технологий при осуществлении данного вида работ;
• необходимость навыков широких межличностных отношений.
2. Фактор «Решение проблем».
Субфакторы:
• тип внешней среды, в которой работник решает задачи;
• разнообразие и сложность ситуативно решаемых задач.
3. Фактор «Ответственность».
Субфакторы:
• свобода действий (нужен ли контроль со сторон руководства);
• воздействие работы на конечные результаты (прямое либо косвенное);
• объем ресурсов (доходов или затрат), касающихся должности.
4. Фактор «Условия работы».
Субфакторы:
• вредность работы.
5. Фактор «Достижение результатов».
Субфакторы:
• личное планирование;
• подход к решению задач;
• ориентация на результат;
• инициатива;
• устойчивость;
• анализ и обучение;
• управление временем.
6. Фактор «Работа в команде».
Субфакторы:
• работа в команде;
• информированность;
• баланс интересов.
7. Фактор «Коммуникации».
Субфакторы:
• устные коммуникации;
• письменные коммуникации.
8. Фактор «Работа с информацией».
Субфакторы:
• поиск информации;
• обработка информации и данных;
• транслирование информации;
• хранение информации.
9. Фактор «Консультирование».
Субфакторы:
• точка зрения;
• консультирование.
10. Фактор «Лояльность».
Субфакторы:
• корпоративный стиль;
• лояльность компании.
Построим шкалу субфакторов на основе баллов, присвоенных каждому фактору в таблице 1 (табл. 2).
Таблица 2
Шкала субфакторов
Далее выясним значимость позиций через распределение грейдов. После чего определим относительную ценность позиций.
Относительная ценность позиции определяется по формуле [6]:
Ценность = вес субфактора × грейд.
Расклад по позициям
Следующим шагом составим рейтинг должностей по значимости их позиций в Компании. Для этого произведем следующие действия: 1) сгруппируем позиции; 2) выявим наибольший разрыв между набранными баллами (граница разрыва будет являться переходом к следующему грейду).
В результате получим следующие показатели ценности каждой позиции, а также распределение позиций по грейдам (табл. 3)
Таблица 3
Рейтинг должностей с разбивкой по грейдам
В итоге, распределив баллы по грейдам, получим следующие результаты:
• в пятый грейд войдут позиции, набрашие количество баллов свыше 1800;
• в четвертый грейд войдут позиции, набравшие от 1000 до 1799 баллов;
• в третий грейд войдут позиции, набравшие от 400 до 999 баллов;
• во второй грейд войдут позиции, набравшие количество баллов от 200 до 399 баллов;
• в первый грейд войдут позиции, набравшие количество баллов до 199.
Вывод
Разработанную систему можно использовать в качестве основы для:
• оптимизации системы оплаты труда;
• проведения независимой оценки сотрудников на предмет соответствия занимаемым должностям; создания эффективной системы вознаграждения;
• формирования стратегии развития персонала.
Все разработки были протестированы и внедрены в работу российской компании «Артизан», занимающейся предоставлением консалтинговых услуг в области управления персоналом.
Источники:
2. Марк А. Хьюзлид, Дэйв Ульрих, Брайан И. Беккер Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность = The HR Scorecard: Linking People, Strategy, and Performance [Текст]. — М.: Вильямс, 2007.
3. Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. Заработная плата в современных условиях [Текст]. – СПб.: Владос, 2008.
4. Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала [Текст]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
5. Мазин, А. Л. Экономика труда [Текст]. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
6. Диканова М. Грейдфрукты: все по корзинам! [Текст] // Издательский дом Родионова, 2009, №4.
7. Бодрова О.А. Оптимизация оплаты труда на основе системы грейдов: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. – М.: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса, 2008.
8. Методическое пособие по применению грейдинговой системы hr-portal.ru, Управление персоналом – 2008 [Электронный ресурс] // http://www.hr-portal.ru/pages/hrm/grademet.php (дата обращения 10.10.2012).
Страница обновлена: 09.08.2024 в 16:26:07