Теоретические основы и принципы логистизации сферы транспортно-складских услуг
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (20), Август 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Джабраилов А.Э. Теоретические основы и принципы логистизации сферы транспортно-складских услуг // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 8. – С. 83-90.
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 7/2001.)
Очередное исследование, посвященное логистике. Здесь речь идет о теоретических основах рационализации управления потоковыми процессами в сфере транспортно-складских услуг. В статье обозначены основные направления реализации принципов логистики в среде отечественного бизнеса. Материал будет интересен как опытным, так и начинающим предпринимателям.
Ключевые слова: логистика, российская бизнес-среда, транспортно-складские услуги, потоковые процессы
Окончание. Начало в № 7/2001.
Логистика, как и маркетинг, является научно-практическим инструментом совместного хозяйствования многих экономически самостоятельных рыночных структур. Это позволяет достигать рациональной (оптимальной) организации потоковых процессов, протекающих в пространственно-временной последовательности, с целью выявления и реализации потенциальных резервов управления и получения, в конечном счете, дополнительных доходов и прибыли этими структурами преимущественно за счет общественно-полезных, главным образом, производительных факторов и источников.
Такое толкование логистики, с одной стороны, объясняет устойчивую невостребованность практикой отечественного предпринимательства современных форм и методов логистики, широко распространенных за рубежом. С другой стороны ставит на повестку дня ряд актуальных проблем в условиях проводимых в России реформ. К их числу относятся:
‑ определение степени подготовленности кризисной экономики России и других стран СНГ к непосредственному использованию классических инструментов эволюционно отлаженного рыночного механизма, особенно логистики, а также путей, и условии подготовки к этому хозяйственных и других предпринимательских структур. Это во многом предопределяет эффективность, а, следовательно, и целесообразность применения в нашей стране логистики и ряда других прогрессивных нововведений на данном этапе;
‑ разработка более широкой и содержательной программы логистизации потоковых процессов и создание логистических систем как на отдельных участках и стадиях циклично воспроизводимой деятельности, так и по всей логистической цепи;
‑ установление более четкого и продуктивного взаимодействия между маркетинговыми службами и другими подразделениями хозяйственных структур с их логистическими системами как в организационно-методическом, так и экономическом аспектах;
‑ использование достаточно объективных и надежных критериев общественной и рыночной эффективности программ логистизации (также в методическом и экономическом аспектах);
‑ решение логистических (информационных и оптимизационных) задач в различных звеньях логистической цепи с целью определения зон взаимной выгоды и перспективного компромисса для нескольких собственников или распорядителей сопряженных логистических систем.
Неподготовленность действующих в переходный период систем управления России к непосредственному использованию логистики требует более широкой и содержательной трактовки логистизации рыночных структур. Основным ядром и целью логистизации остается обеспечение необходимой рациональности (оптимальности) управления потоковыми процессами и реализация, тем самым, дополнительных резервов за счет осуществления более успешных вариантов взаимодействия производительных сил.
Величина указанных резервов зависит от выполнения системами управления требования объективного закона экономической кибернетики ‑ закона необходимого разнообразия, согласно которому управляющие и управляемые системы должны быть адекватны по своей сложности и структурному многообразию объекту управления. Поскольку объекты общественной деятельности (особенно экономические объекты) непрерывно усложняются под влиянием системного разделения труда, научно-технического прогресса и других факторов цивилизации, что особенно наглядно проявляется в повышении степени связности и взаимообусловленности производительных сил, требуется периодическая реорганизация (рационализация) управленческих структур. В этом заключается основная задача логистизации и образованных в результате указанных причин логистических систем.
В содержательном же отношении рационализация управления потоковыми процессами с помощью логистики сводится к решению трех основных проблем:
1. Формализации и моделированию возникающих ситуаций и улучшению тем самым постановки задач управления на всех уровнях.
2. Разработки на этой основе более рациональной (оптимальной) "технологии" управления потоковыми процессами на отдельных участках или по всей логистической цепи в виде пространственно-временной последовательности разработки и исполнения управленческих решений распорядительными центрами различных рыночных структур.
3. Использования более совершенных, организационных структур, форм и методов технических средств и кадров управления, адекватных новой "технологии" управления для более полного и точного решения логистических (информационных и оптимизационных) задач.
Однако, рассмотренная рационализация управления потоковыми процессами становится необходимой и возможной в условиях экономики России переходного периода только при обеспечении минимально-необходимой работоспособности отечественных рыночных структур (систем управления).
Необходимым условием работоспособности рыночных систем управления являются параметры управляемости и адаптивности рыночных структур. Таким образом, логистизацию рыночных систем управления следует осуществлять в двух главных направлениях:
1) Создание необходимых условий для повышения степени управляемости, адаптивности и улучшения целеполагания логистических систем в качестве предпосылок для их максимальной реализации;
2) Одновременная ориентация форм и методов логистизации систем (к моменту создания микро- и макрологистических систем) на реально достижимую модель управления рыночными структурами, что означает, в свою очередь, необходимость существенной модификации применяемых в экономически развитых странах знаний и навыков современной логистики с целью их адаптации к ограниченной работоспособности рыночных хозяйственных систем переходного периода (использование логико-эвристических методов, теории нечетких множеств, теории игр в слабо формализуемых ситуациях, имитационного моделирования и др.) [1].
Таким образом, логистизация рыночных структур в условиях реформируемой экономики России не может ограничиться рационализацией их систем управления, а должна сопровождаться их параллельным преобразованием в логистические системы. В результате эффект логистизации намного превышает дополнительную выгоду рыночных структур от рациональной (оптимальной) организации управления их потоковыми процессами. В результате этого возникает объективная необходимость координации и взаимодействия работы таможенных органов, таможенно-терминальных комплексов, таможенных перевозчиков, участников внешнеэкономической деятельности, контрольных надзорных и сертификационных органов с единой информационно-коммуникационной сетью и созданием замкнутой логистической цепи.
Таким образом, в результате проведенной приватизации и демонополизации на транспорте, либерализации тарифной политики, ускоренно формируется рынок транспортно-складских услуг, в котором актуальность развития функции логистического управления товародвижения многократно возрастает.
Это вызвано тем, что повышается значение горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей, в том числе инфраструктуры товарных рынков, появлением разветвленной сети посреднических организаций, когда стало особенно актуально обслуживание потребителей в комплексе, а также в результате предоставленя им услуг траспортно-экспедиционного, таможенно-складского, информационного характера. Для эффективного и качественного выполнения функции по таможенному оформлению, транспортно-экспедиционному и складскому обслуживанию, требуется более тесное взаимодействие и координация всех участников товародвижения.
Особенности систем управления в области транспортно-складских услуг дают возможность осуществлять многоступенчатую логистизацию этих систем в виде образования макро и микрологистических систем.
Макрологистика предусматривает высокий уровень логистизации в том случае, если организация управления охватывает деятельность, контроль и обслуживание нескольких участников в процессе оказания транспортно-складских услуг, связанных между собой взаимовыгодной программой. В результате образуется единая логистическая цепь для нескольких хозяйствующих объектов не только в оказании таможенно-складских услуг, но и в маркетинговой, финансовой, информационной, рыночной деятельности и т.д.
Микрологистика обеспечивает рациональную организацию работы во внутрифирменных процессах, главным образом нацеленных на повышение эффективности работы самих предприятий, повышение качества обслуживания и снижение стоимости оказываемых услуг.
В данном случае рассматриваются функции формализации информационных и оптимизационных логистических задач. Предпочтение отдается, такому составу логистических задач, который предусматривает возможность дополнять маркетинговую предметную направленность, ориентацией, нацеленной на удовлетворение нужд и требований клиентов, формирующих ту или иную потребность и соответствующий платежеспособный спрос.
Такой подход дает возможность построения систем управления транспортно-экпедиционными и таможенно-складскими услугами. Сюда можно отнести формирование клиентуры, эффективное управление грузопотоками, комплексное использование различных видов транспорта с учетом вида и расстояния перевозок, таможенно-складское обслуживание, страхование, формирование ценовой политики. Однако, для успешного решения проблем маркетинговой стратегии, необходимо изменить характер и содержание информационных потоков между контрагентами грузопоставок и саму информационную модель.
Эффективное управление процессами доставки и таможенного оформления товаров и транспортных средств на современном этапе экономического развития, уже не мыслимо без всестороннего использования колоссальных возможностей мирового и национального информационно телекоммуникационного пространства, применение новейших технологий и систем управления. Сегодня никто не сомневается, что без использования компьютерных программных средств при таможенном оформлении товаров не возможно в полном объеме выполнять основные функции, возложенные на таможенные органы: осуществлять и совершенствовать таможенное оформление и таможенный контроль, создавать условия, способствующие ускорению товарооборота, ввести таможенную статистику внешней торговли.
В Европе, при активном участии Европейского Союза, создана унифицированная высокоэффективная инфраструктура, обслуживающая международные перевозки в масштабе всей Европы. В значительной степени она базируется на достижениях многолетнего сотрудничества всех европейских стран в рамках различных региональных и общеевропейских международных организаций транспортного и общеэкономического характера.
Процесс вовлечения транснортпо-экспедиционных и таможенно-складских предприятий в рыночную экономику и, тем более, в общеевропейскую транспортную и таможенную систему требует создание новых организационных форм перевозочного процесса с обязательным внедрением новых информационных технологий, которым относится транспортная логистика, которая определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:
Во-первых, процесс планирования, организации и осуществления рациональной и не дорогой доставки внешнеторговых грузов (товаров) от мест их производства до мест потребления;
Во-вторых, контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования внешнеторговых грузов, с использованием современных средств телекоммуникации, телематики, информатики и других информационных технологий;
В-третьих, предоставление соответствующей информации грузовладельцам (экспедиторам, таможенным перевозчикам, таможенным терминалам, таможне, получателям внешнеторговых грузов, другим участникам перевозки).
Актуальность создания логистической системы управления грузодвижением повышается в связи с тем, что в экономике России неразвита и деформирована система доставки груза, нет необходимых и достаточных условий как общесистемного, так и внутрифирменного характера для обеспечения требуемой работоспособности формируемых логистических систем управления транспортно-экспедиционными и таможенно-складскими услугами. С целью создания достаточно работоспособных логистических систем в этой сфере логистизация транспортно-экспедиционных и таможенно-складских комплексов требует их одновременного реформирования,.
Реформа сферы транспортно-экспедиционных и таможенно-складских услуг должна предусматривать:
а) повышение конкурентоспособности и снижение себестоимости услуг;
б) обеспечение сохранности груза (товара) при транспортировке, хранении и выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
в) готовность транспортно-складских предприятий принять на себя функции по промежуточному хранению, упаковке, сбыту продукции и другим операциям и услугам;
в) обеспечение взаимной гражданско-правовой ответственности между участниками грузодвижения;
г) создание единой замкнутой информационно-коммуникационной сети;
д) расширение сферы действия механизма аренды и лизинга транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов.
Необходимо улучшить работу по координации и развитию автоматизированных систем управления, учета и контроля грузопотоками.
Спрос на транспортно-экспедиционные и таможенно-складские услуги при сокращении государственного регулирования тарифов зависит от времени доставки, качества обслуживания, оказания дополнительных услуг. Поэтому в условиях рыночной экономики, такие факторы как надежность, своевременность, быстрота, наглядность и гибкость перевозочного процесса имеют не меньшее значение, чем транспортно-складские тарифы.
Источники:
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:58:18