Бюджетные энергетические инициативы администрации Буша

Гардаш С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (20), Август 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гардаш С.В. Бюджетные энергетические инициативы администрации Буша // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 8. – С. 21-28.

Аннотация:
Статья представляет собой анализ инициатив республиканской администрации США в области энергетической политики. Автор приходит к выводу о том, что «По сравнению с программами демократической администрации, первые энергетические инициативы Буша оставляют впечатление спешки, фрагментарности и расчета на быстрый внешний пропагандистский эффект. Они пока не затрагивают реальные сложные ключевые проблемы энергосбережения, роста энергоэффективности материального производства и создания действенных схем резервного топливного снабжения страны в случае ухудшения.

Ключевые слова: бюджетная программа США, энергетика



В феврале 2001 г. президент Буш направил в конгресс США свое первое бюджетное послание, озаглавленное "Предварительный план для нового начала: ответственный бюджет для американских приоритетов", в котором были более детально конкретизированы новые текущие энергетические приоритеты его администрации и предполагаемые объемы целевого бюджетного финансирования, в основном, в форме дискреционных расходов. [1]

Эти приоритеты включают четыре направления: федеральную финансовую поддержку малообеспеченным гражданам на теплоизоляцию жилищ, содействие росту использования энергии солнца и прочих возобновляемых источников, проведение исследований для разработки новых "технологий чистого угля", а также увеличение объема регионального Северо-восточного федерального нефтяного резерва для стабилизации зимних поставок жидкого коммунального топлива в критических ситуациях.

Бюджетная финансовая помощь малоимущим домохозяйствам в районах с холодными погодными условиями на ремонт отопительных систем и установку современной теплоизоляции распределяется по двум направлениям.

Первое направление – программа министерства энергетики по климатической энергетической поддержке "WAP", по которой средства передаются в виде целевых грантов отдельным штатам, где они распределяются по местным подрядным коммерческим компаниям для проведения ремонтно-монтажных работ. Кроме того, в отдельных случаях может субсидироваться деятельность местных энергетических операторов по перевозкам и распределению топлива, используемого на коммунальные нужды. Помимо программы "WAP" в некоторых штатах на указанные цели выделяются дополнительные средства за счет местных бюджетов, целевых взносов коммерческих структур, а также по линии еще одной федеральной программы оказания энергетического содействия малодоходным домохозяйствам – "LIHEAP", в рамках которой штаты имеют право добавлять получаемые средства к финансированию через "WAP". [2]

Установленные допустимые нормы расходов на теплоизоляцию в расчете на одно домохозяйство по этим программам составляют в среднем около 2 тыс. долл. Программы предназначены только для самых бедных слоев населения; при этом максимальное предпочтение уделяется тем домам, где проживают дети и престарелые граждане, инвалиды и представители национальных меньшинств.

Второе направление. В плане содействия росту использования возобновляемых источников энергии, новая администрация планирует поддерживать целевые программы НИОКР с максимальной вероятностью получения практических результатов от внедрения новых технологий. Предполагается также ввести ряд дополнительных налоговых льгот для снижения затрат пользователей при монтаже сложных коллекторных и теплообменных систем для использования солнечной энергии на крышах жилых и административных зданий.

Президент Буш выдвинул предложение связать выдачу лицензии на коммерческую добычу нефти и природного газа на федеральных землях природных заповедников с созданием целевых фондов дополнительной поддержки развития использования возобновляемых энергетических источников. В частности, отчисления от прибыли таких коммерческих операторов должны направляться на дальнейшее освоение энергии солнца, ветра, биомассы, приливов и течений, океанических термоградиентов, геотермальных вод и локальных перепадов соленостей в устьях рек.

Учитывая, что самым доступным энергетическим источником на территории США, по-прежнему является уголь, администрация Буша считает целесообразным сосредоточить федеральную поддержку на создании новых технологий его эффективного использования для производства электроэнергии на тепловых электростанциях с минимальным объемом вредных углеродных и сернистых выбросов, загрязняющих окружающую среду. В рамках уже существующей государственной программы "технологии чистого угля" предполагается на протяжении предстоящих 10 лет выделить на эти цели свыше 2 млрд. долл. Эти средства должны поступить за счет дополнительного перераспределения в пользу разработки угольных технологий ассигнований по уже имеющимся программам оптимального использования других видов минерального топлива.

Поддержка функционирования Северо-восточного федерального нефтяного резерва объемом 2 млн. баррелей. (0,27 млн. т) предусматривает увеличение ранее выделенных средств на эти цели в 2001 финансовом году (ф.г.) на 8 млн. долл. Президент Буш особо подчеркнул важность беспрецедентного характера того, что новый резерв находится в собственности частных коммерческих фирм. Тем самым федеральные ассигнования направляются в сферу местного бизнеса в целях обеспечения общественных потребностей в стабильном энергоснабжении.

Планы бюджетных ассигнований для министерства энергетики.

Предлагаемые новой администрацией объемы выделения бюджетных ассигнований министерству энергетики США в 2002 ф.г. представлены на диаграмме 1.

На 2001 ф.г. бюджет министерства был определен в 19,7 млрд. долл., на 2002 ф.г. – в 19,0 млрд. долл. Средства, выделяемые по расходным статьям федерального бюджета на энергетические проекты в США, делятся в настоящее время на две части:

1) обязательные бюджетные расходы ("mandatory budget outlays");

2) дискреционные бюджетные ассигнования ("discretionary budget authority").

К обязательным расходам относятся обычно от трети до трех четвертей "энергетических" расходов бюджета; их базисные нормы устанавливаются на длительный срок и не подлежат ежегодному пересмотру. К дискреционным ассигнованиям, которые могут подвергаться ежегодным сокращениям или увеличениям по решению конгресса, чаще относится примерно треть от общей суммы установленных пределов бюджетных затрат. В случае необходимости этими средствами можно в известной мере маневрировать на протяжении текущего финансового года. Структура бюджетных расходов непосредственно отражает шесть приоритетных направлений энергетических инициатив новой администрации, реализуемых по линии этого ведомства и более подробно рассмотренных ниже.

По первому направлению планируется за предстоящие 10 лет примерно вдвое увеличить государственные фонды помощи малоимущим семьям на улучшение теплоизоляции жилищ и ремонт отопительных систем до уровня в 1,4 млрд. долл. В 2002 ф.г. на эти цели будет выделено на 120 млн. долл. больше, чем в предыдущем году.

По второму направлению предполагается расширить и перестроить программу исследований по снижению загрязняющих атмосферных выбросов при сжигании добываемого в США угля, с тем, чтобы позволить увеличить его использование на тепловых электростанциях без ущерба для окружающей среды. Всего за 10 лет, как уже отмечалось, на эти цели предполагается истратить более 2 млрд. долл. Обязательным условием реализации всех разработок считается наличие совместных частных и государственных затрат, причем относительная доля расходов коммерческих участников должна возрастать по мере приближения проектов к стадии практического внедрения.

По третьему направлению министерству будет выделено 5,3 млрд. долл., предназначенных для модернизации и текущего содержания федеральных хранилищ ядерных боезапасов военного назначения для различных систем их доставки к целям. Эта сумма на 5% выше предшествующего уровня аналогичных затрат.

По четвертому направлению для развития новых технологий применения возобновляемых источников энергии предполагается использовать часть обязательных бонусов, которые будут выплачены в казну коммерческими операторами новых нефтегазовых месторождений на территории и шельфе США. Такими операторами могут стать предприниматели, получившие на конкурентной основе лицензии на право разведки и добычи нефти и газа на государственной территории Арктического природного заповедника на Аляске, в размере до 1,2 млрд. долл. Первые поступления в этот целевой федеральный фонд ожидаются в 2004 ф.г.

Диаграмма 1. Дискреционные бюджетные ассигнования министерству энергетики США в период 1998-2002 ф. г., млрд. долл. в текущих ценах Составлено по данным: A Blueprint For New Beginnings: A Responsible Budget For America's Priorities. - Wash., G.P.O., February 2001, p. 108.

По пятому направлению предусматриваются дополнительные налоговые скидки и льготы для частных компаний на эксплуатацию возобновляемых источников производства электроэнергии, а также субсидии исполнителям контрактов на демонтаж и дезактивацию закрываемых старых АЭС. Специальные налоговые льготы предназначены для производителей солнечных энергетических установок и для владельцев зданий, в которых это оборудование будет монтироваться.

По шестому направлению президент Буш предполагает выделить 8 млн. долл. на заполнение и поддержание в готовности для использования в экстренных ситуациях нового нефтяного резерва на северо-востоке США. Созданный по решению прошлой администрации, резерв предназначен для стабилизации поставок жидкого топлива для отопления жилищ и коммерческих зданий в случаях неблагоприятных погодных условий в зимние периоды и возможного нового роста цен.

Особое внимание предполагается уделить повышению эффективности деятельности министерства энергетики США, в котором до недавнего времени выполнялось в установленные сроки только 10% запланированных программ и проектов, а 40% из них никогда полностью не завершались. Руководству министерства было предложено ускорить перевод большинства выполняемых программ на контрактную основу, с назначением внешних коммерческих подрядчиков, жестко материально ответственных за достижение конечного результата в установленные сроки. Кроме того, за счет закрытия неприоритетных проектов и внутреннего перераспределения средств, планируется увеличить ассигнования для небольшого числа наиболее важных программ.

В плане дальнейшего реформирования деятельности министерства энергетики, бюджетный проект предусматривает перестройку существующей контрактной системы для внедрения более эффективной системы управления и контроля. Кроме этого, предполагается более широко внедрить уже существующую практику параллельных поэтапных конкурентных контрактных работ по отдельным программам министерства с целью роста эффективности и качества их проведения.

Другое направление перестройки существующей практики деятельности министерства энергетики, рекомендуемое в бюджетном послании нового президента США, это внедрение более высоких нормативов обязательного раздела затрат на все выполняемые энергетические проекты между федеральным бюджетом и коммерческими фирмами. Как ожидается, эта мера поможет сократить количество выполняемых на федеральные средства энергетических НИОКР, от которых нельзя ожидать непосредственной коммерческой отдачи в короткие сроки.

P.S.: По сравнению с программами демократической администрации, первые энергетические инициативы Буша оставляют впечатление спешки, фрагментарности и расчета на быстрый внешний пропагандистский эффект. Они пока не затрагивают реальные сложные ключевые проблемы энергосбережения, роста энергоэффективности материального производства и создания действенных схем резервного топливного снабжения страны в случае ухудшения международной обстановки в районах зарубежной добычи нефти.

Несмотря на шумную внешнюю риторическую критику в адрес демократов, многие направления энергетических инициатив президента Буша начинают или продолжают реализацию проектов, предложенных предшествующей администрацией, но заблокированных в свое время оппозиционным республиканским большинством в конгрессе. Концентрация президента Буша на внутренней энергетической политике и создании льготных условий для национальных энергетических компаний игнорируют объективные факторы низкой рентабельности эксплуатации внутренних месторождений топливно-энергетического сырья на территории США. При этом у новой администрации пока нет конкретных планов действий в тех или иных реальных кризисных энергетических ситуациях, что создает вероятность высокой степени уязвимости американского энергетического хозяйства в отношении новых возможных резких скачков мировых цен на нефть в будущем.

[1] A Blueprint For New Beginnings: A Responsible Budget For America's Priorities. - Wash., G.P.O., February 2001, 175 рр.

[2] "Department of Energy's Weatherization Assistance Program" – "WAP"; "Federal Low Income Home Energy Assistance Program" – "LIHEAP".


Страница обновлена: 22.01.2024 в 15:58:08