Necessary characteristics of innovative business state support mechanism

Aleksandr Lebedev

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 / September, 2011

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=16540179
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
The paper considers innovative entrepreneurship support mechanisms, working in USA, Great Britain and Germany and gives their comparative analysis. On the basis of this analysis they make recommendations for the most optimal science intense industrial branches support mechanism in conditions of Russian economy. This mechanism may provide for transition of domestic economical system to innovative way of development.

Keywords: innovations, innovative infrastructure, state support of innovations, science intenseindustrial branches support mechanism



Основой любой наукоемкой отрасли как в России, так и во всем мире являются инновационные производства, которые в своей работе используют новейшие достижения науки и техники, нередко самими ими разработанные. Главной проблемой российской экономики в этой ситуации является низкая доля инновационных производств в общем количестве компаний, работающих на рынке. Сложившаяся ситуация объясняется нежеланием крупного бизнеса, как правило, относящегося к добывающим отраслям промышленности, инвестировать в инновационные технологии и отсутствием такой возможности у малого бизнеса.

Механизмы поддержки инновационного предпринимательства за рубежом

Мировая практика показывает, что именно малый бизнес является главным инноватором в любом государстве, но необходимо отметить, что такая ситуация складывается при обязательной поддержке государства. Так, к примеру, в США основную роль в развитии наукоемких производств играют университеты, которые, во-первых, сотрудничают с бизнесом в части разработки каких-либо технологий, а во-вторых, являются базой для создания малых инновационных предприятий, поддерживаемых государством на первых порах своей работы. Данная поддержка, как правило, осуществляется либо до того момента, когда инновационная разработка будет коммерциализирована и начнет приносить предприятию прибыль, либо, что случается гораздо реже, до момента, когда станет очевидна неконкурентоспособность поддерживаемой компании.

Одной из наиболее интересных стран с точки зрения поддержки развития наукоемких отраслей является Великобритания. Приоритетной целью государственной политики в этой стране является «превращение Великобритании в лучшую из всех стран мира для осуществления инновационного бизнеса» [1], что было сформулировано в докладе к парламенту в 2008 году. Правительство в данной ситуации не является инноватором как таковым, но осуществляет всестороннюю поддержку производимых научных исследований и разработок, выступая в роли посредника между научным сообществом, бизнесом и обществом, а также продвигая интересы государства на международной арене.

Как и в США, в Великобритании основная ставка при развитии инновационного бизнеса делается на малые предприятия, как на наиболее более гибкие и открытые для всего нового.

Также организовано четкое взаимодействие малого бизнеса и университетов, являющихся центрами инновационных разработок, осуществляющееся напрямую, либо через посредников, в качестве которых выступают крупные компании той же отрасли, что и малые предприятия. Причем данное взаимодействие не является односторонним – бизнес является не только потребителем разработок университетов, он также выносит свои предложения касательно новых программ подготовки кадров, которые осуществляются в учебных заведениях, таким образом, в стране не наступает перенасыщения специалистами каких-либо направлений, а молодые профессионалы имеют высокие шансы для трудоустройства после обучения в вузах.

Необходимо отметить, что инновационная структура Великобритании является одной из наиболее развитых в мире.

Судить об этом позволяют многочисленные программы, направленные на развитие предпринимательства в наукоемких отраслях. К таким программам можно отнести программы трансфера знаний, финансовой поддержки предприятий, запускаемых студентами и аспирантами, а также программы, носящие консультативный характер для вновь организуемого бизнеса.

Тем не менее, указанные меры поддержки, с точки зрения правительства Великобритании, недостаточно совершенны и в настоящее время не в полной мере соответствуют целям государственной политики в этом направлении. Вследствие чего ведется постоянная модернизация данных мер, выражающаяся в их систематизации и повышении их доступности для инновационного бизнеса.

Также особого внимания заслуживает система поддержки малого инновационного предпринимательства, функционирующая в Германии. В ФРГ, как и в других западных странах, центрами разработки и развития технологий являются вузы. Кроме того, в университетах делается упор на необходимость создания выпускниками своего собственного бизнеса. Эта идея начинает прививаться германской молодежи еще в школах, и вокруг нее строится в дальнейшем вся программа поддержки малого инновационного предпринимательства.

Государственные структуры в Германии выступают в качестве «донора» денег для развивающегося бизнеса. В их сферу деятельности также входит организация партнерства между малыми предприятиями и учебными заведениями, так как последние являются центрами концентрации новых разработок. Наиболее активную поддержку находят именно предприятия, начинающие свой путь как университетские проекты и впоследствии перерастающие в самостоятельные бизнес единицы. Кроме того, внимание уделяется самому процессу формирования и развития собственного бизнеса, для чего организуются различного рода конференции и круглые столы, во время которых опытные бизнесмены или, как их еще называют, «бизнес-ангелы» делятся своим опытом с начинающими руководителями.

Сходные особенности моделей

Описанные выше модели во многом отличаются в силу различий государств их практикующих, однако они также имеют сходные ключевые черты.

Среди них можно указать следующие:

1. Инвестиционная система государства и система финансовой поддержки инноваций строятся на совершенно разных принципах. Если основной целью инвестиционной системы является получение прибыли, то система финансовой поддержки направлена на создание благоприятных условий для развития и функционирования малого бизнеса в наукоемких отраслях промышленности и, как следствие, развитие этих отраслей.

2. Результат инноваций – достояние бизнеса и общественности, а не государственных структур, выделивших на нее деньги. Конечно, существует система защиты авторских и смежных прав, но результаты исследований и разработок могут быть использованы практически любой компанией, которая на их основе готова создавать инновационные продукты с последующим их выводом на рынок.

3. Инфраструктура – главная и наиболее важная часть формирования инновационной экономики. Поскольку крупный бизнес, в силу именно своего размера и вытекающей из него инертности, требует слишком много времени для перестройки и восприятия инноваций, ставка делается на небольшие компании, которые, в первую очередь, нуждаются в деньгах, а не в идеях. Поэтому для привлечения их в сектор рискованного инновационного предпринимательства создаются условия, при которых компании сами стремятся попасть в него. Эти условия можно назвать инновационной инфраструктурой.

4. Главный принцип – принцип открытости. Он выражается, во-первых, в открытости бизнеса для новых идей, во-вторых, в открытости научного сообщества государства идеям бизнеса и желании помочь. Как уже было описано, кооперация малого бизнеса и университетов – широко используемая в западных странах практика. Кроме того, университеты часто выступают в качестве стартовых площадок для создания и первоначального развития предпринимательства, использующего в своей работе последние достижения науки и техники.

5. Основа государственной поддержки предприятий, функционирующих и начинающих работу в наукоемких отраслях – не непосредственное предоставление им технологий, а создание условий для их разработки. Технологии должны быть разработаны этими компаниями, тогда экономика государства сама переходит на инновационный путь развития.

Огромное значение имеет непосредственное финансирование реализации научно-исследовательских проектов, но оно занимает только второе место в иерархии. Наиболее важно – финансирование создания инновационной инфраструктуры, благодаря которой меняется, во-первых, мировоззрение населения, а бизнес, видя привлекательность потенциального развития в такой инфраструктуре, начинает самостоятельно стремиться к ней, выполняя условия, необходимые для вхождения в нее. Соответственно, отпадает необходимость принудительного развития наукоемких инновационных отраслей экономики исключительно за счет государственных субсидий.

Российская действительность

По мнению автора, главной ошибкой правительства России в стремлении перехода к инновационному развитию и модернизации экономики является именно недостаточное внимание к необходимости развития инновационного предпринимательства. В настоящее время главным инноватором в РФ становится именного государство, в доказательство можно привести, к примеру, активное создание и продвижение инновационного центра в Сколково, который, по уверению правительства, решит проблему сырьевой ориентации экономики. Это косвенно подтверждается значительным в стране количеством инновационных проектов и одновременным, хоть и незначительным, сокращением количества предприятий, внедряющих в своей деятельности инновационные продукты.

Нельзя не отметить, что внимание руководства нашей страны к пути, по которому идет развитие экономики, служит, в последнее время, одним из основных стимулов ее переориентации, однако та схема, которой эта переориентация идет не является, по мнению автора, наиболее эффективной. Стремление в течение нескольких лет достичь того, к чему зарубежные государства шли десятилетиями, путем многомиллиардных субсидий в создание новых и возрождение старых технопарковых структур не может увенчаться успехом. Необходимо не принудительное развитие инноваций во всех возможных их проявлениях путем жесткого государственного регулирования и масштабного субсидирования, а изменение ориентированности существующего и вновь создаваемого бизнеса, и также формирование условий для инновационного развития предпринимательства, которое повлечет за собой модернизацию всей экономической системы в целом.

Вывод

Основной точкой инвестирования развития наукоемких отраслей в Российской Федерации должны стать не наукоемкие отрасли как таковые, а инновационная инфраструктура развития малого и среднего бизнеса, создание которой обеспечит его развитие.


Страница обновлена: 20.04.2025 в 09:42:29