Необходимые характеристики механизма государственной поддержки инновационного бизнеса в России

Лебедев А.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (57), Сентябрь 2011

Цитировать:
Лебедев А.С. Необходимые характеристики механизма государственной поддержки инновационного бизнеса в России // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 108-112.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16540179
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются механизмы поддержки инновационного предпринимательства, действующие в США, Великобритании и Германии. Проводится их сравнительный анализ, на основе которого разрабатываются рекомендации к наиболее оптимальному в условиях российской экономики механизму поддержки наукоемких отраслей промышленности, который сможет обеспечить переход отечественной экономической системы на инновационный путь развития.

Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, государственная поддержка инноваций, механизм поддержки наукоемких отраслей промышленности



Основой любой наукоемкой отрасли как в России, так и во всем мире являются инновационные производства, которые в своей работе используют новейшие достижения науки и техники, нередко самими ими разработанные. Главной проблемой российской экономики в этой ситуации является низкая доля инновационных производств в общем количестве компаний, работающих на рынке. Сложившаяся ситуация объясняется нежеланием крупного бизнеса, как правило, относящегося к добывающим отраслям промышленности, инвестировать в инновационные технологии и отсутствием такой возможности у малого бизнеса.

Механизмы поддержки инновационного предпринимательства за рубежом

Мировая практика показывает, что именно малый бизнес является главным инноватором в любом государстве, но необходимо отметить, что такая ситуация складывается при обязательной поддержке государства. Так, к примеру, в США основную роль в развитии наукоемких производств играют университеты, которые, во-первых, сотрудничают с бизнесом в части разработки каких-либо технологий, а во-вторых, являются базой для создания малых инновационных предприятий, поддерживаемых государством на первых порах своей работы. Данная поддержка, как правило, осуществляется либо до того момента, когда инновационная разработка будет коммерциализирована и начнет приносить предприятию прибыль, либо, что случается гораздо реже, до момента, когда станет очевидна неконкурентоспособность поддерживаемой компании.

Одной из наиболее интересных стран с точки зрения поддержки развития наукоемких отраслей является Великобритания. Приоритетной целью государственной политики в этой стране является «превращение Великобритании в лучшую из всех стран мира для осуществления инновационного бизнеса» [1], что было сформулировано в докладе к парламенту в 2008 году. Правительство в данной ситуации не является инноватором как таковым, но осуществляет всестороннюю поддержку производимых научных исследований и разработок, выступая в роли посредника между научным сообществом, бизнесом и обществом, а также продвигая интересы государства на международной арене.

Как и в США, в Великобритании основная ставка при развитии инновационного бизнеса делается на малые предприятия, как на наиболее более гибкие и открытые для всего нового.

Также организовано четкое взаимодействие малого бизнеса и университетов, являющихся центрами инновационных разработок, осуществляющееся напрямую, либо через посредников, в качестве которых выступают крупные компании той же отрасли, что и малые предприятия. Причем данное взаимодействие не является односторонним – бизнес является не только потребителем разработок университетов, он также выносит свои предложения касательно новых программ подготовки кадров, которые осуществляются в учебных заведениях, таким образом, в стране не наступает перенасыщения специалистами каких-либо направлений, а молодые профессионалы имеют высокие шансы для трудоустройства после обучения в вузах.

Необходимо отметить, что инновационная структура Великобритании является одной из наиболее развитых в мире.

Судить об этом позволяют многочисленные программы, направленные на развитие предпринимательства в наукоемких отраслях. К таким программам можно отнести программы трансфера знаний, финансовой поддержки предприятий, запускаемых студентами и аспирантами, а также программы, носящие консультативный характер для вновь организуемого бизнеса.

Тем не менее, указанные меры поддержки, с точки зрения правительства Великобритании, недостаточно совершенны и в настоящее время не в полной мере соответствуют целям государственной политики в этом направлении. Вследствие чего ведется постоянная модернизация данных мер, выражающаяся в их систематизации и повышении их доступности для инновационного бизнеса.

Также особого внимания заслуживает система поддержки малого инновационного предпринимательства, функционирующая в Германии. В ФРГ, как и в других западных странах, центрами разработки и развития технологий являются вузы. Кроме того, в университетах делается упор на необходимость создания выпускниками своего собственного бизнеса. Эта идея начинает прививаться германской молодежи еще в школах, и вокруг нее строится в дальнейшем вся программа поддержки малого инновационного предпринимательства.

Государственные структуры в Германии выступают в качестве «донора» денег для развивающегося бизнеса. В их сферу деятельности также входит организация партнерства между малыми предприятиями и учебными заведениями, так как последние являются центрами концентрации новых разработок. Наиболее активную поддержку находят именно предприятия, начинающие свой путь как университетские проекты и впоследствии перерастающие в самостоятельные бизнес единицы. Кроме того, внимание уделяется самому процессу формирования и развития собственного бизнеса, для чего организуются различного рода конференции и круглые столы, во время которых опытные бизнесмены или, как их еще называют, «бизнес-ангелы» делятся своим опытом с начинающими руководителями.

Сходные особенности моделей

Описанные выше модели во многом отличаются в силу различий государств их практикующих, однако они также имеют сходные ключевые черты.

Среди них можно указать следующие:

1. Инвестиционная система государства и система финансовой поддержки инноваций строятся на совершенно разных принципах. Если основной целью инвестиционной системы является получение прибыли, то система финансовой поддержки направлена на создание благоприятных условий для развития и функционирования малого бизнеса в наукоемких отраслях промышленности и, как следствие, развитие этих отраслей.

2. Результат инноваций – достояние бизнеса и общественности, а не государственных структур, выделивших на нее деньги. Конечно, существует система защиты авторских и смежных прав, но результаты исследований и разработок могут быть использованы практически любой компанией, которая на их основе готова создавать инновационные продукты с последующим их выводом на рынок.

3. Инфраструктура – главная и наиболее важная часть формирования инновационной экономики. Поскольку крупный бизнес, в силу именно своего размера и вытекающей из него инертности, требует слишком много времени для перестройки и восприятия инноваций, ставка делается на небольшие компании, которые, в первую очередь, нуждаются в деньгах, а не в идеях. Поэтому для привлечения их в сектор рискованного инновационного предпринимательства создаются условия, при которых компании сами стремятся попасть в него. Эти условия можно назвать инновационной инфраструктурой.

4. Главный принцип – принцип открытости. Он выражается, во-первых, в открытости бизнеса для новых идей, во-вторых, в открытости научного сообщества государства идеям бизнеса и желании помочь. Как уже было описано, кооперация малого бизнеса и университетов – широко используемая в западных странах практика. Кроме того, университеты часто выступают в качестве стартовых площадок для создания и первоначального развития предпринимательства, использующего в своей работе последние достижения науки и техники.

5. Основа государственной поддержки предприятий, функционирующих и начинающих работу в наукоемких отраслях – не непосредственное предоставление им технологий, а создание условий для их разработки. Технологии должны быть разработаны этими компаниями, тогда экономика государства сама переходит на инновационный путь развития.

Огромное значение имеет непосредственное финансирование реализации научно-исследовательских проектов, но оно занимает только второе место в иерархии. Наиболее важно – финансирование создания инновационной инфраструктуры, благодаря которой меняется, во-первых, мировоззрение населения, а бизнес, видя привлекательность потенциального развития в такой инфраструктуре, начинает самостоятельно стремиться к ней, выполняя условия, необходимые для вхождения в нее. Соответственно, отпадает необходимость принудительного развития наукоемких инновационных отраслей экономики исключительно за счет государственных субсидий.

Российская действительность

По мнению автора, главной ошибкой правительства России в стремлении перехода к инновационному развитию и модернизации экономики является именно недостаточное внимание к необходимости развития инновационного предпринимательства. В настоящее время главным инноватором в РФ становится именного государство, в доказательство можно привести, к примеру, активное создание и продвижение инновационного центра в Сколково, который, по уверению правительства, решит проблему сырьевой ориентации экономики. Это косвенно подтверждается значительным в стране количеством инновационных проектов и одновременным, хоть и незначительным, сокращением количества предприятий, внедряющих в своей деятельности инновационные продукты.

Нельзя не отметить, что внимание руководства нашей страны к пути, по которому идет развитие экономики, служит, в последнее время, одним из основных стимулов ее переориентации, однако та схема, которой эта переориентация идет не является, по мнению автора, наиболее эффективной. Стремление в течение нескольких лет достичь того, к чему зарубежные государства шли десятилетиями, путем многомиллиардных субсидий в создание новых и возрождение старых технопарковых структур не может увенчаться успехом. Необходимо не принудительное развитие инноваций во всех возможных их проявлениях путем жесткого государственного регулирования и масштабного субсидирования, а изменение ориентированности существующего и вновь создаваемого бизнеса, и также формирование условий для инновационного развития предпринимательства, которое повлечет за собой модернизацию всей экономической системы в целом.

Вывод

Основной точкой инвестирования развития наукоемких отраслей в Российской Федерации должны стать не наукоемкие отрасли как таковые, а инновационная инфраструктура развития малого и среднего бизнеса, создание которой обеспечит его развитие.


Источники:

1. Механизмы государственной поддержки инновационного предпринимательства: анализ зарубежного опыта / Под ред. О.П. Молчановой: Монография. – М. : Издательство Московского университета, 2010. – 196 с.
2. Гусаков Алексей. Главный инноватор сейчас – государство, но так быть не должно [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://unova.ru/article/4609.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:54:53