Место контроллинга в теории экономики предприятия
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (19), Июль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В рамках теории экономики предприятия контроллинг занимает особое место, объединяя в единое целое исследования в таких областях как управление, организация, планово-учетная и контрольная деятельность, а также информационное обеспечение. При этом контроллинг позволяет наилучшим образом интегрировать эти взаимодействующие между собой виды исследований и способствует, тем самым, выработке и осуществлению целостной политики предприятия и концепции управления. Существенную помощь в описании такого сложного явления как контроллинг могут оказать кибернетика и теория систем, а также психология и социология, которые позволяют на новом качественном уровне объяснить возникающие при реализации контроллинга проблемы.
Ключевые слова: контроллинг, экономика предприятия, информационная система, система управления
В рамках теории экономики предприятия контроллинг занимает особое место, объединяя в единое целое исследования в таких областях как управление, организация, планово-учетная и контрольная деятельность, а также информационное обеспечение. При этом контроллинг позволяет наилучшим образом интегрировать эти взаимодействующие между собой виды исследований и способствует, тем самым, выработке и осуществлению целостной политики предприятия и концепции управления. Существенную помощь в описании такого сложного явления как контроллинг могут оказать кибернетика и теория систем, а также психология и социология, которые позволяют на новом качественном уровне объяснить возникающие при реализации контроллинга проблемы.
Находясь на пересечении различных экономических дисциплин, контроллинг будет играть все возрастающую роль в рамках экономических исследований.
Анализ дискуссий по контроллингу показывает, что эта область экономических знаний описана с недостаточной степенью систематизации, полноты и точности. Это выражается, прежде всего, в различиях восприятия содержания и целей контроллинга. Одной из причин этого является то, что авторы, преследуя различные научные цели, делают упор на отдельные элементы целостной системы контроллинга, забывая о его междисциплинарном и комплексном характере.
Для оценки представленных концепций необходимо осуществить их классификацию. При этом надо отметить, что в силу невозможности четкого определения границы между предлагаемыми концепциями, трудно избежать частичного их пересечения.
В таблице 1 представлена классификация известных концепций контроллинга. Рассмотрим более подробно существующие концепции.
Концепция, ориентированная на систему учета.
Данная концепция, в качестве основной и единственной сферы деятельности контроллинга пересматривает систему учета на предприятии. При этом под системой учета понимается специфическая информационная система, которая позволяет руководству в любой момент времени получить исчерпывающие количественные (стоимостные и натуральные) данные о деятельности предприятия, необходимые для целей планирования и контроля.
Основной задачей контроллинга в рамках данной концепции является централизация, и переориентация в будущее системы учета, концентрирующейся на регистрации фактической информации прошлых периодов. Таким образом, контроллинг играет основную роль в процессе разработки системы учета, базирующейся на плановых показателях и позволяющей реализовывать основные цели предприятия (по ликвидности и рентабельности) при любых решениях и действиях органов управления. Однако здесь затрагивается лишь один элемент контроллинга, что сужает исследуемую область знаний и не позволяет полностью использовать его потенциал. При этом, однако, необходимо признать, что данная концепция может оказаться полезной, особенно на начальных стадиях внедрения контроллинга в условиях отечественных предприятиях.
Концепция, ориентированная на информационную систему.
Эта концепция опирается на рассмотренные выше принципы. Однако, преследуя информационную цель контроллинга, она основывается на всей системе целей предприятия, что существенно расширяет информационную базу контроллинга. Данная концепция особенно выделяет содержательные, процессуальные и структурные задачи контроллинга в рамках информационной системы, причем контроллинг рассматривается как ядро этой системы. В качестве организационно независимой информационной службы, контроллинг получает довольно обширные полномочия, связанные с информационным снабжением и коммуникацией для координации и поддержки управленческого процесса. Концентрация всей необходимой для принятия управленческих решений информации, а также деятельности по ее поиску и обработке позволяет существенно повысить эффективность коммуникационных потоков и всего информационного процесса в целом.
Одной из важных задач контроллинга в рамках рассматриваемой идеи является концептуальная разработка, внедрение и последующее обслуживание информационной системы управления. При этом особую роль играет организация эффективного документооборота и интеграция системы электронной обработки данных в общую информационную систему (management information system - MIS).
Обобщая и расширяя возможности координации и информационного снабжения управленческого процесса, данная концепция пытается разграничить сферу деятельности контроллинга, не позволяя, однако, выделить какого-либо специфического инструментария контроллинга в рамках управления предприятием. Кроме того, необходимо отменить, что полная централизация информационной деятельности в рамках контроллинга представляется не всегда практически реализуемой и целесообразной. Указанные аспекты, а также то, что в рамках данной контрольных инструментов контроллинга, позволяет сделать вывод о невозможности использования ее в качестве целостной научной концепции контроллинга.
Концепция, ориентированная на систему управления.
Данная концепция рассматривает контроллинг как инструмент и интегральную часть системы управления. При этом все аспекты контроллинга выводятся из общего спектра проблем, связанных с управлением и, тем самым, осуществляется попытка систематического и полного анализа основ контроллинга, который реализует как информационные, так и координационные цели.
В соответствии с различной степенью реализации цели координации в рамках данной концепции можно выделить подход, ориентированный на планово-контрольную систему, и подход, ориентированный на координацию.
В первом случае целью координации становятся, прежде всего, процессы производственного планирования и контроля и соответствующее информационное снабжение. Такая постановка проблемы делает данную концепцию привлекательной для российских предприятий, предполагая, однако, реализацию, по крайней мере, первой концепции.
Во втором случае проблема координации описывается более широко, охватывая все подсистемы системы управления. При этом контроллинг сам начинает играть роль подсистемы управления, координирующей деятельность всей системы управления в целом. Данная концепция вызывает наибольший интерес, так как, представляя контроллинг в аспекте общих проблем принятия управленческих решений, они позволяют объединить наиболее важные элементы двух рассмотренных выше концепций.
Таблица 1
Основные концепции контроллинга
Концепция контроллинга
|
Трактовка сущности и основных задач контроллинга в рамках данной концепции
|
Контроллинг как система управленческого учета
|
Переориентация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия
|
Контроллинг как система информационного обеспечения предприятием
|
Создание общей информационной системы управления (management information system). Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков
|
Контроллинг как элемент системы управления предприятием
|
|
с акцентом на планирование и контроль
|
Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия
|
с акцентом на координацию
|
Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением)
|
Контроллинг как система “стройного менеджмента” (Lean Management)
|
Делегирование прав и ответственности за ведение производственного учета исполнителям на отдельном рабочем месте.
|
Контроллинг как – практическая концепция:
Контроллинг общей цели Контроллинг числовых показателей |
Доминирует логика системного мышления – оптимизация прибыли Доминирует логика последовательного мышления – максимизация прибыли |
В целом система контроллинга на предприятии решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной в зависимости от выбранной концепции управления предприятием. Процесс принятия решения по управлению предприятием в свете классического (рационального) подхода и роль контроллинга в нем подробно представлены в табл. 2.
Таблица 2
Процесс принятия решений по управлению предприятием и роль системы контроллинга
Процесс принятия решений по управлению предприятием
|
Роль системы контроллинга на каждой стадии процесса
|
1. Выявление проблемы
|
Анализ количественной информации л внутренней среде предприятия (выручка, затраты, прибыль, их динамика, отклонения фактических значений от плановых). Анализ количественной информации о внешней среде предприятия
|
2. Определение цели и выбор критерия (-ев). Установление значимости (“веса”) критериев
|
Разработка и внедрение единой в рамках предприятия методики расчета показателей, характеризующих степень достижения цели
|
3. Нахождение возможных альтернатив
|
Поиск и количественный анализ имеющихся альтернатив
|
4. Оценка альтернатив по выбранному критерию
|
Расчет показателей с предоставлением информации руководителю
|
5. Выбор наилучшей альтернативы
|
Ранжирование вариантов (окончательный выбор производится руководителем)
|
Таблица 1
Основные концепции контроллинга
Концепция контроллинга Трактовка сущности и основных задач контроллинга в рамках данной концепции
Контроллинг как система управленческого учета
Переориентация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия
Контроллинг как система информационного обеспечения предприятием Создание общей информационной системы управления (management information system). Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков
Контроллинг как элемент системы управления предприятием
с акцентом на планирование и контроль Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия
с акцентом на координацию Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением)
Контроллинг как система “стройного менеджмента” (Lean Management) Делегирование прав и ответственности за ведение производственного учета исполнителям на отдельном рабочем месте.
Контроллинг как – практическая концепция:
Контроллинг общей цели
Контроллинг числовых показателей
Доминирует логика системного мышления – оптимизация прибыли
Доминирует логика последовательного мышления – максимизация прибыли
Таблица 2
Процесс принятия решений по управлению предприятием и роль системы контроллинга
Процесс принятия решений по управлению предприятием Роль системы контроллинга на каждой стадии процесса
1. Выявление проблемы Анализ количественной информации л внутренней среде предприятия (выручка, затраты, прибыль, их динамика, отклонения фактических значений от плановых). Анализ количественной информации о внешней среде предприятия
2. Определение цели и выбор критерия (-ев). Установление значимости (“веса”) критериев Разработка и внедрение единой в рамках предприятия методики расчета показателей, характеризующих степень достижения цели
3. Нахождение возможных альтернатив Поиск и количественный анализ имеющихся альтернатив
4. Оценка альтернатив по выбранному критерию Расчет показателей с предоставлением информации руководителю
5. Выбор наилучшей альтернативы Ранжирование вариантов (окончательный выбор производится руководителем)
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:30:15