Принципы промышленной политики, ориентированной на экономический рост
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (51), Март 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15600394
Аннотация:
Представлены и проанализированы различные концепции реализации промышленной политики, показана эволюция подходов. Доказывается, что модернизация современной российской экономики требует проведения промышленной политики, базирующейся на взаимодействии государства и бизнеса, обеспечении роста конкурентоспособности национальных производителей, создании условий для развития высокотехнологичных сегментов экономики.
Ключевые слова: инновации, маркетинг, экономический рост, конкурентоспособность, конкуренция, глобализация, модернизация экономики, промышленная политика, структурные изменения
В последние годы в научной литературе сложилось двойственное отношение к вопросу о необходимости и принципах проведения промышленной политики. Большинство отечественных специалистов подчеркивают важность проведения в Российской Федерации промышленной политики, направленной на восстановление и модернизацию производства, переход к инновационному типу экономического развития. Отмечается, что промышленная политика должна быть направлена на совершенствование отраслевой и товарной структуры производства.
Вместе с тем встречается и другая точка зрения, сводящаяся к тому, что промышленная политика приводит лишь к нерациональному и неэффективному использованию ресурсов, распылению государственных средств, снижению эффективности деятельности частного бизнеса. Квинтэссенция такой точки зрения выражена известным польским политиком, «отцом» польских реформ Лешеком Бальцеровичем, утверждавшим: «Самая лучшая промышленная политика – это отсутствие таковой».
Политику обусловливают возможности
Сегодня промышленная политика определяется как совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, связанная с регулированием приобретения факторов производства, организации производства, распределения и реализации товаров и услуг на разных фазах жизни хозяйствующего субъекта и жизненного цикла продукции [2].
Одновременно подчеркивается, что нужна не «традиционная» или «ортодоксальная» промышленная политика, основанная на предоставлении выборочных преимуществ одной группе участников рынка за счет ограничения возможностей другой, а по сути, ее новый тип, предполагающий существенно большую степень гибкости инструментов регулирования.
Очевидно, что в понимании сущности промышленной политики у разных специалистов наблюдаются заметные различия. Отчасти эти различия связаны с исторической эволюцией данного понятия.
Сегодня применительно к реализации промышленной политики выделяются два этапа: этап «жесткой промышленной политики» – с ХIХ века до 70-х гг. ХХ века – и этап «мягкой промышленной политики», типичный для двух последних десятилетий ХХ века. Современная промышленная политика часто характеризуется как мягкая промышленная политика, так как государство в меньшей степени вмешивается в процесс принятия хозяйственных решений, в частности в сферу регулирования структуры и объемов производства. Принципиальным становится акцент на создание условий для повышения конкурентоспособности национальных компаний в условиях глобального рынка [3].
На наш взгляд, данная типологизация подходов к реализации промышленной политики принципиальна для определения контуров и принципов поддержки приоритетных секторов экономики в современном мире. Реализовывать прежнюю, жесткую промышленную политику сегодня не представляется возможным. Сегодня правительства обладают существенно меньшими возможностями по перераспределению производственных ресурсов.
Определимся с приоритетами
В современных условиях, в отличие от эпохи индустриализации, существенно сложнее предугадывать будущие перспективные направления развития национальной экономики. Наконец, принципиальным фактором, способным повлиять на характер проводящейся экономической политики, стал процесс глобализации и расширения хозяйственных связей, приводящий к обострению процессов конкуренции уже не на национальном, а на глобальном уровне.
В подобных условиях, несомненно, акцент должен переноситься на решение вопроса о повышении конкурентоспособности национальных производителей, создании возможностей для равной конкуренции отечественных компаний с более крупными и более опытными иностранными конкурентами.
Раскрывая особенности подходов к реализации промышленной политики на современном этапе, необходимо подчеркнуть, что многие авторы, поддерживая идею проведения промышленной политики в условиях России, подчеркивают специфичность экономической ситуации в стране и обусловленность проведения активной промышленной политики именно особенностями российской экономики. Так, одной из причин более активной роли государства в регулировании экономических процессов в Российской Федерации называют то обстоятельство, что экономический кризис «особенно сильно затронул страны с не вполне самостоятельной экономической политикой, страны максимально открытые внешним рынкам и не отличающиеся высокой диверсификацией производства» [5].
С точки зрения представителей бизнес-сообщества, промышленная политика должна предполагать выделение приоритетных отраслей; создание равных условий конкуренции для отраслей и продуктов, получивших высокий приоритет; четкую публичную стратегию по созданию, развитию и приватизации корпораций с государственным участием; разумную налоговую политику; международную политику, основанную на учете экономических интересов партнеров [5].
Без маркетинга стратегия неполная
Поскольку современное экономическое развитие является чрезвычайно стремительным и динамичным и современные рынки в большей степени являются рынком покупателя, а не продавца, то при реализации промышленной политики должны учитываться изменения в потребительском спросе и, следовательно, могут использоваться стандартные методы, применяемые в корпоративном управлении. В частности, по мнению А.Г. Комарова, в основу развития стратегии промышленности важно положить маркетинговый подход к формированию промышленной политики [4]. Такой подход представляется нам рациональным, поскольку позволяет ориентировать промышленные предприятия, получающие государственную поддержку, на выпуск востребованной рынком продукции.
Очевидно, изменение условий конкуренции на современном рынке, переход развитых стран к постиндустриальной стадии развития, будет предполагать существенную трансформацию методов реализации промышленной политики. Большее значение в таких условиях приобретают механизмы и методы, способствующие активизации возможностей бизнеса. Это должно предполагать:
• консенсус в реализации частных и государственных интересов, создание лучших условий для развития предпринимательства;
• акцент на косвенные методы регулирования, способствующие повышению конкурентоспособности производства национальных производителей.
Обратимся к зарубежному опыту
Принципиально важно учитывать мировой опыт, прежде всего в части реализации промышленной политики, направленной на поддержку современных, высокотехнологичных сегментов экономики.
На наш взгляд, наиболее успешным опытом в этом плане обладают восточноазиатские государства.
Отдельные элементы промышленной политики использовали и некоторые восточноевропейские страны.
Реализация промышленной политики за рубежом в современных условиях, как правило, характеризуется:
• выделением ключевых отраслей и сегментов производств, перспективных для экономического развития страны либо с точки зрения будущего потенциала роста, либо с точки зрения критерия стратегической важности (Китай, Южная Корея и др. страны);
• акцентом на целесообразности развития высоко-технологичных производств;
• формулировкой задачи сглаживания структурных диспропорций в развитии страны;
• созданием льготных условий для привлечения иностранных инвестиций в избранные отрасли и виды деятельности;
• частичной защитой на некоторых этапах внутреннего рынка за счет таможенных пошлин и административных ограничений;
• использованием на некоторых этапах реализации промышленной политики прогнозирования и по сути индикативного планирования экономики;
• приоритетом в использовании на более поздних этапах реализации промышленной политики мягких методов управления, нередко заимствованных из сферы бизнеса, направленных на обеспечение роста конкурентоспособности производства в приоритетных отраслях.
В Российской Федерации государственная поддержка особенно важна для развития инновационных производств. Опыт показывает, что принципиальную роль в реализации конкурентных преимуществ играют такие факторы, как вертикальная интеграция; сервис, подстраивающийся под изменяющийся потребительский спрос; постоянные инновации; управление эффективностью производства; значительные масштабы деятельности.
Вывод
Для интенсификации развития инновационных сегментов экономики принципиально наличие платежеспособного спроса, доступного финансирования и инфраструктуры, квалифицированных кадров, комфортного налогообложения, защищенности прав собственности и отсутствие административных барьеров.
Очевидно, необходима последовательная работа по созданию таких условий в рамках национальной экономики. Зарубежный опыт показывает, что модернизационный рывок предполагает территориальную локализацию наилучших условий инвестирования и ведения бизнеса: создание бизнес-оазисов – индустриальных центров и технопарков. Государство может локализовать наилучшие условия, создавая «зонтики» поддержки.
Источники:
2. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям [Текст] / Под ред. Е.М. Примакова и В.Л. Макарова. – М.: Наука, 2004.
3. Княгинин В.Н, Щедровицкий П.Г. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации [Текст]. – М.: Европа, 2005.
4. Комаров А.Г. Государственное регулирование развития высокотехнологичного промышленного комплекса в условиях нестабильной экономической среды [Текст]. – СПб.: СПбГУЭФ, 2009.
5. Кризис и структурная трансформация экономики России [Текст] / Под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: РАГС, 2010.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:17:45