Инновационное развитие как экономическая категория
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 30
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (50), Февраль 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578245
Цитирований: 30 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Представлена трактовка инновационного развития как качественных изменений продуктов, технологий, инвестиций с расширением рыночных возможностей на основе инноваций. Отмечены возможности позиционирования организаций на рынках в контексте рыночных позиций.
Ключевые слова: инновационное развитие, экономика знаний, позиционирование, экономическая теория, инновация, развитие, хозяйственная деятельность
В настоящее время проблема инновационного развития для всех отечественных субъектов хозяйственной деятельности является актуальной. Это обусловлено тем, что накопленный ресурсный потенциал и стремительное изменение условий ведения конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках приводят к пересмотру приоритетов руководства организаций в пользу управлениями инновациями.
Инновационное развитие как оно есть
Сегодня в литературе используется множество определений понятия «развитие». Например, развитие предполагает накопление качественных новообразований [1]; развитие как процесс и результат целенаправленной управленческой деятельности в изменяющейся экономической среде [4]; развитие как инструмент эффективного перераспределения ресурсов [5]; развитие и/или обновление организации как процесс предложения, создания и сохранения под контролем необходимых жизненно важных для организации перемен [6] и т.д.
Исходя из этих определений, в основе развития организации лежат качественные изменения, связанные в значительной степени с совершенствованием управляющей подсистемы. Такие изменения происходят благодаря упорядочиванию протекающих процессов, изменению их алгоритмов. При этом понятие «развитие организации» можно связать с понятием «инновация» [3].
Аспекты инновационного развития
Основной причиной введения понятия «инновационное развитие» (ИР) является потребность оценивать и прогнозировать влияние результатов инновационной деятельности на функциональное и экономическое изменение организации и ее внутренних элементов. Анализ работ отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященных инновационному развитию организаций, показывает, что понятие «инновационное развитие» связывают со следующими аспектами:
• с ростом инновационного потенциала, раскрывая при этом ресурсное обеспечение инновационной деятельности [4];
• с изменением уровня конкурентоспособности.
При этом инновация представляется как основное конкурентное преимущество [8];
• с достижением максимальной эффективности инновационного процесса, определяемой количественно по полноте и быстроте движения по инновационному циклу [9];
• с возможностью вводить технологии в хозяйственный оборот, подразумевая при этом под движущим фактором ИР степень новизны инноваций [10].
По нашему мнению, наиболее адекватным современным экономическим условиям определением ИР можно считать следующее: изменение качественных характеристик организации с расширением рыночных возможностей на основе инноваций продуктового и процессного типа.
«Агрегатные» состояния организации и позиционирование
В естественных науках развитие трактуются как некие переходы качественного характера, например, переход льда в воду или переход воды в пар. И эти переходы характеризуются тем, что у льда кристаллическая решетка жесткая, у воды молекулы связаны по парам, а у пара молекулы не связаны друг с другом. Аналогичные переходы агрегатного состояния вещества (как состояния воды, льда, пара) могут быть в субъекте хозяйствования. Эти состояния трактуются как «агрегатные» экономические состояния организации.
Проводя аналогию с фазовыми («агрегатными») состояниями создаваемых продуктов (услуг), можно представить схему под названием «Стадии инновационного развития продукта (услуги) и позиционирование субъекта хозяйствования на трех рынках» (рис. 1).
Рис. 1. Стадии инновационного развития продукта (услуги)и позиционирование субъекта хозяйствования на трех рынках
Действительно, каждая из стадий на этой схеме представляет собой продукт, находящийся в своем «агрегатном» состоянии, и переход от одной стадии к другой является изменением «агрегатного» (фазового) состояния продукта (услуги). Поэтому такие изменения трактуются как качественные изменения продукта (услуги).
Инновационные изменения качественного характера в субъекте хозяйствования в силу определения ИР можно отслеживать на рынках «технологий – продуктов – инвестиций».
Кроме того, позиционированием организации на трех рынках («технологий – продуктов – инвестиций») можно демонстрировать изменения, которые в организации произошли или могут произойти.
Утверждается, что переходы с одного уровня позиционирования на другой являются переходами качественного характера, позволяющие расширить рыночные возможности (рынки технологий, продуктов, инвестиций).
Изменения позиционирования могут быть вызваны необходимостью повышения конкурентоспособности, расширения сегмента рынка, повышения стоимости компаний на рынке и т.д.
Эти возможные изменения можно определенным образом описать, если ввести три оси координат:
•ось, по которой будем измерять изменения на рынке технологий и как следствие позиционирование на рынке технологий;
•ось, по которой будем измерять изменение на рынке продуктов и соответственно измерять эффективность работы на рынке продуктов;
•ось, по которой будем измерять эффективность работы с инвестициями и как следствие позиционирование на рынке инвестиций.
Эти оси могут составлять основу количественного описания инновационных изменений на предприятии.
Вывод
Владение новыми знаниями (и правами на эти новые знания) позволяет приобрести новое качественное состояние. В отличие от материальных активов (деньги, сырье, оборудование, финансы) не приобретается качество, а приобретается новое количество. Поэтому за счет новых знаний (и прав на них) могут появляться качественные изменения.
Таким образом, инновационное развитие трактуется как качественные изменения продуктов, технологий, инвестиций с расширением рыночных возможностей на основе инноваций. Эти качественные изменения порождают возможности перемен как внутри организаций, так и на рынках.
Источники:
2. Арутюнов Ю.А., Барыкин А.Н. Модель инновационного развития организаций [Текст] // Предпринимательство, 2006, № 6.
3. Арутюнов Ю.А., Башкатов И.П., Шаранин А.С. Инновация как экономическая категория [Текст] // Предпринимательство, 2009, № 4.
4. Аскарова А.А. Оценка инновационного потенциала предприятий малого бизнеса [Текст]. – М.: Дело, 2006.
5. Афонин И.В. Управление развитием предприятия: стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены. Учебное пособие [Текст]. – М.: Дашков и К, 2005.
6. Баранчеев В.П., Мартынов Л.М. Механизм инновационного развития организации [Текст] // Изобретательство, 2005, № 7.
7. Герасимов Б.Н. Организационное развитие с использованием существующего инновационного потенциала [Текст] // Инновационные процессы в менеджменте: сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2006.
8. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. – М.: ТЕИС, 2005.
9. Крылов Э.Н., Власова В.М. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2006.
10. Максимов Ю., Митяков С. Инновационное развитие экономической системы: эффективность трансфера технологий // Инновации, 2006, № 7.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 16:37:41