Management of private institute of higher education as a social and economical system

Lidiya Ilyina

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 / May, 2011

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=16038454
Cited: 8 by 07.12.2023

Abstract:
Under reformation of educational activity the most attention is paid to the development of private educational sector, which requires revision of the management system in it. Private institute is a structural part of social and economical system of the state and at the same time is itself the social and economical system, in with the interaction and correlation of the elements and processes is implemented within the network of separate sub-systems of higher education, which produce social and economic products and services.

Keywords: management, social and economic system, institutes of highereducation, private institutes of higher education



Сегодня основным условием усиления экономической и политической роли России и повышения благосостояния населения является рост конкурентоспособности страны. Главным конкурентным преимуществом высокоразвитого государства является его человеческий потенциал, что во многом определяется уровнем образования.

Вуз как система

С начала 1990-х годов в России осуществляется реформирование целей и методов образовательной системы.

Принятый в 1992 году Закон РФ «Об образовании» регламентировал возможность существования различных форм собственности, что является необходимым, так как опыт развития высшего образования в развитых зарубежных странах доказывает, что эффективное функционирование рынка образовательных услуг возможно только в условиях, когда государственный сектор в образовании дополняется и усиливается негосударственным.

Все это требует пересмотра системы управления высшими учебными заведениями и рассмотрения возможностями управления ими с точки зрения развития социально-экономических систем.

Основные понятия, которые характеризуют вуз как систему, можно представить в виде таблицы (см. табл.на с.116).

Высшее учебное заведение, на наш взгляд, является динамической, саморазвивающейся, адаптирующейся системой, входящей в общую систему образования и науки Российской Федерации. Управление данной системой в нашей стране построено по традиционному иерархическому принципу, предполагающему относительно демократическое согласование основных решений, принимаемых управляющими органами различного уровня.

Среда имеет значение

Негосударственный вуз, будучи структурным звеном социально-экономической системы государства, в свою очередь сам является социально-экономической системой. Общественная среда с определенными характеристиками (общегосударственными отношениями, человеческими ресурсами, научно-техническим потенциалом, социальными отношениями и т.д.) представляет собой внешнюю среду социально-экономической системы высшего учебного заведения.

Социально-экономическая система негосударственного вуза – это взаимосвязь и взаимозависимость элементов и процессов в рамках отдельных подсистем высшего образования, создающие социальные и экономические товары и услуги.

Элементами внешней среды, задействованными при входе в социально-экономическую систему вуза, являются общегосударственные отношения, человеческие ресурсы, научно-технический потенциал, экономические отношения, профессионально-кадровый заказ, социальные отношения, существующие на данной территории.

Система имеет взаимодействие с внешней средой в двух направлениях: как к системе, так и от нее.

Выборка внешних элементов при входе в систему определяется общими целями управления, к которым относят:

1. Учебная деятельность в рамках полученных лицензионных возможностей.

2. Научная деятельность в объемах научно-практического потенциала вуза.

3. Методическая работа, необходимая для улучшения учебной и научной деятельности системы вуза.

Выход из социально-экономической системы представляет собой итоги деятельности элементов системы в части удовлетворения потребностей общества в рамках определенных целей при входе в систему.

Элементами выхода являются развитые системой отношения, а также определенный объем подготовленных кадров, научные и информационные разработки, методический материал.

Внутренняя среда вуза имеет три взаимосвязанных аспекта:

1. Система вуза – это некое теоретическое построение элементов, существующих в данной организации (отделы, кафедры и т.д.), в совокупности, целостности.

2. Субъекты управления, которые руководят элементами на основе юридически определенных прав

3. Сложный механизм формирования и использования отношений, существующий в данной системе (организационные структуры, нормы, отношения т.д.).

Взаимодействие этих аспектов и получение определенного результата является атрибутом диалектически понятой системы, при этом каждый из них участвует в создании единого системного качества и является одним из элементов выхода из системы.

Структура внутренней среды

Внутреннюю среду социально-экономической системы негосударственного вуза можно разделить на следующие элементы и их компоненты:

1. Ректорат – вырабатывает стратегию управления системой и концептуально определенные принципы ее деятельности, проводит общую организационную работу по подготовке специалистов.

2. Учебный отдел – обеспечивает организацию учебного процесса и его оснащение учебно-методическими материалами. Работа обеспечивается за счет координации работы кафедр и деканатов.

3. Деканаты – осуществляют организационно-административную работу со студентами и профессорско-преподавательским составом кафедр.

4. Кафедры – основные учебно-научные подразделения высшего учебного учреждения. К спектру их работ относится учебная, методическая, научно-исследовательская и воспитательная работа среди студентов, аспирантов и преподавательских кадров.

5. Аспирантура – занимается научной и педагогической работой путем подготовки научных работников.

6. Студенческое самоуправление – проводит воспитательную, учебную, научную работу среди студентов путем реализации идей наиболее активных участников.

7. Редакционно-издательский отдел – обеспечивает выпуск учебно-методической и научной литературы, периодических изданий студенческого и профессорско-преподавательского состава вуза.

8. Информационно-технический отдел

– обеспечивает программно-информационную работу всей системы и проводит учебную деятельность среди студентов и аспирантов, а также занимается повышением квалификации профессорско-преподавательского состава.

9. Финансовый отдел – обеспечивает финансово-кассовую работу системы.

Выводы

Негосударственное высшее учебное заведение является большой и сложной социально-экономической системой, на управление которой оказывают влияние следующие факторы:

- множественность управления. Для достижения определенной цели необходимо управление со стороны сразу нескольких подсистем и элементов;

- достаточно большое количество целей деятельности системы;

- тесная связь с внешней средой (объемы элементов входа и выхода часто определяются не в системе) и т.д.

Таким образом, современная система высшего учебного заведения, в том числе и негосударственного, сопоставима с крупным производственным предприятием. Являясь сложной научной, социальной, экономической, хозяйственной структурой, она имеет достаточно сложные системы управления, качество функционирования которых определяются через связи с внешней и внутренней средой.


Страница обновлена: 27.04.2025 в 15:24:46