Organizational competence of the enterprises of the high technology industries under conditions of information economy

Konstantin Mamaev

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 / April, 2011

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15619468
Cited: 3 by 07.12.2023

Abstract:
On an example of the Russian ship-building branch problems of maintenance of competitiveness of the industry under the conditions of information economy have been analyzed. The concept of organizational competence as competitiveness factor was put forward, classification was offered and the role of organizational competence at the enterprise was shown.

Keywords: innovations, shipbuilding, оrganizational competence



Перед российскими судостроительными предприятиями в настоящее время стоит задача повышения своей организационной компетентности с целью обеспечения постоянства инновационного процесса и создания стратегической основы устойчивого развития и будущей конкурентоспособности. Под компетентностью понимаются накопленные знания, применяемые для выработки новых знаний и проявляющиеся в практической деятельности и в коммуникациях [1, 2].

Компетентность как особый вид конкурентоспособности

В рамках ресурсного подхода большое внимание уделяется значимости нематериальных ресурсов для конкурентоспособности и рентабельности предприятий. Конкурентные преимущества фирмы, основанные на ее компетентности, обладают особой устойчивостью. Ценность того или иного ресурса для создания конкурентного преимущества определяется в том числе дефицитностью, трудностью имитации и замещения. Эти условия выполняются по следующим причинам:

1. Тогда как новые услуги или новая технология могут быть скопированы с большими или меньшими затратами, компетентность не может быть скопирована, поскольку она обладает способностью воспроизводиться и развиваться. Информация, лежащая в основе формирования компетентности, является глобальным, возобновляемым ресурсом. Знание представляет собой актив, совместное использование которого по всей организации позволяет увеличивать его, причем не пропорционально в больших размерах.

2. Компетентность не может быть приобретена на рынке. Хотя имеется возможность привлечь индивидуальных экспертов и наладить поток новой информации, коллективная компетентность, создающаяся в сети индивидуальных знаний и умений, уникальна.

3. Создание компетентности требует длительного времени, поэтому конкуренты не могут ее мгновенно развить за счет роста бюджета и привлечения новых сотрудников.

4. Компетентность способна развиваться быстрее благодаря наличию определенной критической массы какого-либо ресурса или их комбинации.

Например, широкая собственная сбытовая сеть облегчает проведение исследований потребностей покупателей и ускоряет стадию внедрения новых товаров.

5. Анализ компетентности фирмы затруднен для конкурентов в отличие от, например, рекламной активности, предлагаемого товарного ассортимента и долей рынка.

Компетентность применительно к предприятиям можно рассматривать с позиций четырех уровней:

• индивидуального (компетентность каждого сотрудника);

• группового (компетентность подразделения или функциональной области предприятия);

• организационного (компетентность всей фирмы в решении стоящих перед ней задач);

• отраслевого (компетентность различных предприятий отрасли, сформированная путем отраслевого бенчмаркинга и отражающая «коллективную мудрость отрасли»).

Организационная компетентность

Использование концепции организационной компетентности при управлении промышленными предприятиями может оказать существенное влияние на принятие управленческих решений по совершенствованию организационных структур, формированию портфеля заказов и определению приоритетных направлений расходования финансовых ресурсов в целях обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Любая фирма обладает организационной компетентностью, однако степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия.

Организационная компетентность формируется постепенно в результате целенаправленного отбора и накопления информации и проявляется в совершенствовании как деятельности предприятия, так и его организационной структуры.

Формализованную, или кодифицированную, часть организационной компетентности составляют патенты, торговые марки и соответствующие бренд-буки, базы данных, содержащие, например, информацию о покупателях или техническую документацию, программное обеспечение, предназначенное для сбора и оценки необходимой информации, обоснования и принятия оптимальных управленческих решений, координирующего воздействия на различные стороны деятельности фирмы. К организационной компетентности также относятся индивидуальные знания сотрудников, применяемые ими на рабочем месте, а также коллективное знание в виде отработанных моделей взаимодействия между сотрудниками при выполнении ими рабочих процессов.

Таким образом, по типу носителя автор классифицирует организационную компетентность следующим образом:

• компетентность, принадлежащая конкретным сотрудникам предприятия;

• кодифицированная компетентность, отраженная в базах данных и документации предприятия (стандартах предприятия, архивах технической документации, базах данных покупателей и поставщиков, тендерной документации и т.д.);

• программное обеспечение;

• кодифицированная компетентность, зарегистрированная в установленном законом порядке (патенты, лицензии, торговые марки);

• внутренняя коллективная компетентность, отраженная в хозяйственных процессах предприятия;

• внешняя коллективная компетентность, совместная с партнерами на рынке и проявляющаяся во взаимодействии с ними.

Все составляющие организационной компетентности теснейшим образом взаимосвязаны (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты организационной компетентностии источники ее приобретения

Взаимодействие индивидуальных знаний и навыков сотрудников определяет их коллективное знание, которое, в свою очередь, влияет на методы осуществления хозяйственных процессов и модели взаимодействия с партнерами на рынке.

Программное обеспечение поддерживает рабочие процессы сотрудников, а также взаимодействие с внешними партнерами. Опыт взаимодействия с другими предприятиями на рынке отражается в базах данных, которые, в случае их автоматизации, управляются соответствующим программным обеспечением.

Обратим внимание на то, что информационные технологии играют не определяющую, а поддерживающую роль в создании организационной компетентности. Хотя знание и компетентность основываются на данных и информации и могут аккумулироваться на различных носителях (как бумажных, так и электронных), но в отличие от информации они связаны с деятельностью конкретных людей, коллективов, организаций, отражая их представления о причинно-следственных связях и способности к творческому приложению имеющихся знаний.

На рис. 1 обозначены и обратные связи в системе организационной компетентности. Индивидуальное знание каждого сотрудника обогащается благодаря обмену опытом с коллегами, а также благодаря изучению информации, аккумулированной в базах данных. Равным образом, компания учитывает в своих решениях и действиях сигналы рынка, пожелания и предпочтения сотрудничающих предприятий.

Функциональное разделение организационной компетенции

По функциональному признаку предлагается разделять организационную компетентность на научно-техническую, производственную, логистическую, маркетинговую, сервисную, снабженческую, кадровую, организационно-управленческую, научно-техническую проектную, предпринимательскую.

В частности, производственно-технологическая компетентность базируется на знаниях о технологии производства, необходимые для организации и совершенствования производственного процесса. Аналогичным образом, кадровая компетентность предполагает знание рынка труда и трудового законодательства, умение привлекать и подбирать персонал, способности разрабатывать и реализовывать действенные программы обучения и мотивации персонала.

В данной классификации автор разграничивает организационно-управленческую и предпринимательскую виды компетентности. Организационно-управленческая компетент ность проявляется в управлении существующими хозяйственными процессами предприятия и повышении их эффективности.

Предпринимательская компетентность предполагает способность инновационного комбинирования доступных ресурсов с целью создания конкурентоспособного рыночного предложения и развития прибыльного бизнеса. Иными словами, организационно-управленческая и предпринимательская виды компетентности отличаются по интенсивности и направленности процесса генерации знаний.

Поскольку наличие организационной компетентности подразумевает генерацию и продвижение новых знаний, следует также провести ее классификацию по роли в инновационном процессе:

• модифицирующая;

• улучшающая;

• радикально инновационная.

Более того, для комплексного развития организационной компетентности, несомненно, важно, чтобы ее отдельные компоненты в своем развитии соответствовали друг другу и взаимно обеспечивали условия для своего полного проявления. Автор предлагает использование следующей классификации организационной компетентности по соответствию уровня развития:

• опережающая;

• сбалансированная;

• отстающая.

Отстающую организационную компетентность можно обозначать как низкий уровень компетентности вплоть до ее отсутствия. Опережающая организационная компетентность, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень генерации знаний и высокую вероятность успешной инновационной деятельности, но, с другой стороны, в краткосрочном периоде она создает существенную нагрузку на все хозяйственные процессы фирмы. Кроме того, опережающая компетентность может из-за «эффекта ореола» (психологическая склонность по одному удачному продукту или проекту создавать положительное впечатление о компании в целом) сформировать неверные ожидания потенциальных партнеров по бизнесу.

Всесторонняя классификация организационной компетентности позволяет обеспечить комплексный подход к ее управлению и учет всех ее аспектов при разработке программ по ее развитию.

Информация и организационная компетентность

В краткосрочном периоде организационная компетентность проявляется в способности найти актуальную, достоверную и полную информацию о рынках, на которых работает предприятие, о возможностях и потребностях потенциальных поставщиков и покупателей, о проводимых тендерах, о тенденциях развития техники и технологии, о современных научных исследованиях и опытно-конструкторских разработках. Фирма должна стремиться быстрее конкурентов получать больше знаний о характере своей внешней и внутренней среды, их взаимосвязи, о современных методах проектирования и производства, об изменениях в налоговом законодательстве и доступных финансовых инструментах. В рамках своих границ фирма должна стремиться к лучшему пониманию источников своих конкурентных преимуществ.

Однако сама по себе эта информация может и не оказаться ценной для фирмы, если она не будет перенесена на хозяйственные процессы фирмы и не будет передана покупателям воплощенной в товарах и услугах. Более того, организационная компетентность позволяет разрабатывать рыночные стратегии, а также создавать и поддерживать обоюдовыгодные взаимоотношения на рынке.

Вывод

В долгосрочном периоде аккумуляция организационной компетентности находит отражение в совершенствовании организационных структур, а также в изменении культуры организации. Влияние на культуру может заключаться в том, что повышается авторитетность знания, что развитие в организации получит ориентация на знания, их бенчмаркинговый поиск, генерацию и совместное использование.


Страница обновлена: 30.04.2025 в 08:45:29