Роль государства в поддержании конкурентоспособности производителей
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (19), Июль 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Емельянов С.В. Роль государства в поддержании конкурентоспособности производителей // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 7. – С. 6-12.
Аннотация:
Проблема конкурентоспособности экономики, пока еще не вполне четко поставленная и осознанная в России, уже давно стала проблемой номер один в макроэкономической политике развитых стран. Пожалуй, впервые она была зримо поставлена в послевоенной экономике Японии. Когда Япония стала экономически “беспокоить” Америку, содействовавшую появлению японского “чуда”, проблема стала выходить на первый план и в США. Европа прошла длинный путь интеграции, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить себе такую конкурентоспособность, которая была бы сравнима с конкурентоспособностью США.
Ключевые слова: экспорт, экономика России, ресурсы, мировая экономика, государство, конкурентоспособность предприятий, международные корпорации
Проблема конкурентоспособности экономики, пока еще не вполне четко поставленная и осознанная в России, уже давно стала проблемой номер один в макроэкономической политике развитых стран. Пожалуй, впервые она была зримо поставлена в послевоенной экономике Японии. Когда Япония стала экономически “беспокоить” Америку, содействовавшую появлению японского “чуда”, проблема стала выходить на первый план и в США. Европа прошла длинный путь интеграции, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить себе такую конкурентоспособность, которая была бы сравнима с конкурентоспособностью США.
На позиции любой страны в мировой экономике, прежде всего, влияет положение ее производителей на внутреннем и внешнем рынках. Возможность страны занять достойное место в глобальной экономике зависит от того, насколько быстро ее фирмы сумеют занять привлекательные ниши на товарных и финансовых рынках мира и удержать их. Поэтому обоснование экономической стратегии любого государства лежит в плоскости анализа, прогнозирования и поддержки производителей, либо уже имеющих конкурентные преимущества, либо способных приобрести их в обозримом будущем.
Исходя из этого, возможности государства по поддержке конкурентоспособности своих производителей лежат не столько в сфере регулирования отраслевой структуры экономики, сколько в сфере регулирования условий воспроизводства конкурентных преимуществ того или иного уровня вне зависимости от отраслевой принадлежности производителей. Таким образом, внешнеэкономическую политику государства можно структурировать, исходя из качества бизнес-среды, которую в том или ином случае поддерживает государство. Проведенный нами анализ политики американского государства с этой точки зрения, позволил выявить доминирующие конкурентные преимущества национальных производителей.
В анализе была использована классификация К.Л. Рожкова [1], выделяющая восемь типов деловой привлекательности страны, каждому из которых соответствует свой тип конкурентных преимуществ производителей.
Исследование экономической политики американского правительства в последнее десятилетие ХХ века показало, что использовались рычаги поддержки конкурентных преимуществ, по меньшей мере, четырех типов.
Поддержка ресурсных преимуществ производителей.
Традиционный способ защиты интересов национальных производителей ‑ введение таможенных (в общем случае – торговых) ограничений ‑ активно использовался Соединенными Штатами, несмотря на то, что времена всеобщего прямого протекционизма, характерные для середины ХХ века, давно прошли. Этот способ защищает ресурсные преимущества фирм, которые исчезают с увеличением свободы торговли (в силу различий в обеспеченности стран ресурсами различных видов). В первую очередь, меры подобного рода касаются добывающих отраслей и отраслей низкой степени переработки исходного сырья, поскольку они характеризуются высокой степенью эксплуатации ресурсных конкурентных преимуществ.
Пожалуй, самой регулируемой отраслью производства в Соединенных Штатах было и остается сельское хозяйство. Исторически сложилось так, что внешнеторговая политика страны носила протекционистский характер, и буквально с самого начала существования американского государства внутренний рынок был защищён высокими ставками импортных пошлин. В 1930 году по закону Смита был принят самый высокий в ХХ веке протекционистский тариф ‑ 52,8% стоимости импортируемых товаров. Этот закон вводил ограничения на импорт12 видов товаров: пшеницу, рожь и муку из них, ячмень, овёс, хлопок, молочные продукты, миндаль, фундук, арахис и масло из него, льняное семя и масло из него, сахар и сиропы. Сейчас предусмотренные им меры применяются для ограничения импорта хлопка, арахиса, молочных продуктов и сахара.
С другой стороны, государство не взимает пошлины с тропических видов продукции, которая по большей части не производится в стране. Речь идет о кофе, какао, чае, пальмовом масле и другой сельхозпродукции.
Государственные внешнеторговые программы, таким образом, играют значительную роль в жизнедеятельности современного аграрного сектора страны. Своей импортной составляющей они “прикрывают” ресурсные преимущества аграрного сектора. Принцип отбора объектов государственного покровительства, как мы видим, состоит в том, чтобы поддерживать производство продуктов сельского хозяйства США, его ресурсную базу вне зависимости от уровня технологий. Фактически жизненный цикл этих продуктов искусственно продляется за счет выставления барьеров на пути движения на внутренний рынок страны продуктов иностранного производства с более низкими издержками.
Для регулирования импорта продукции, обеспечения защиты внутреннего рынка и достижения определённых внешнеполитических целей в США применяются стандартные, принятые в мировой практике, меры. В их числе импортные пошлины, ограничения (квоты) на импорт, сопутствующие им механизмы, а также технические ограничения на ввоз сельхозпродукции. Пошлины введены на большое количество импортируемых в страну сельскохозяйственных товаров, но они, как правило, невелики в сравнении с текущими ценами рынка.
Количественные ограничения импорта (квоты или взаимные договорённости) ‑ более весомый по сравнению с пошлинами инструмент. С 30-х гг. ХХ века президент имеет право введения импортных пошлин или квот, если импорт какого-либо товара отрицательно сказывается на эффективности программ поддержания цен и дохода. Поэтому практически все виды сельскохозяйственной продукции, производство которых поддерживается государственными программами, в той или иной степени защищены импортными квотами или пошлинами.
Антидемпинговая политика вообще, и в металлургической отрасли в частности, наиболее зримо свидетельствует о защите ресурсных преимуществ американских производителей. Можно по-разному оценивать наличие или отсутствие демпингового ценообразования у поставщиков–нерезидентов (в том числе у российских металлургических экспортеров), однако позиция американской стороны в международной конкуренции здесь явно оборонительная.
Кроме протекционистской правительством США широко используется кредитно-финансовая политика, причем объектом регулирования является не столько защита внутреннего рынка от импортной экспансии, сколько поддержка национального производства.
При этом следует различать прямое замещение частного спроса государственным и косвенную поддержку производителей через кредитование по разным каналам. Первое – такой же (если не более грубый) инструмент протекционизма, как импортные пошлины.
Так, судостроительная отрасль США развивается на основе Постановления о национальном судостроении и реконструкции кораблей (the National Shipbuilding and Conversion Act) от 1993 года и расширенной Федеральной программы гарантирования финансирования судостроения (the expanded Title XI Federal Ship financing Guarantee Program)
В течении 40 лет Морская администрация (Maritime administration - MARAD) через эту программу, а также через Фонд капитального строительства (Capital Construction Fund - CCF) предоставляет отрасли финансовую поддержку.
В дополнение к этому федеральное правительство продолжает оказывать прямую поддержку через приобретение товаров и услуг, предоставляемых судостроительными верфями и другими предприятиями отрасли в целях ремонта кораблей, находящихся в собственности государства. Приобретение товаров и услуг государством оформляется соответствующими контрактами. От государства сторонами контрактов выступают, в частности, инженерные войска, служба береговой охраны, Морская администрация (MARAD) и др.
Замещение экспортного, а также внутреннего частного спроса государственным можно однозначно истолковывать как поддержку ресурсных преимуществ производителей. К таковым может быть отнесено использование программ технической и продовольственной помощи для создания стабильных рынков сбыта сельскохозяйственной продукции в развивающихся странах и на постсоветском пространстве.
Подобные способы проникновения американских производителей на иностранные рынки практикуются и для отраслей, традиционно высокого технологического уровня. Например, МВФ, подконтрольный США, недавно предоставил очередной кредит Индонезии под реализацию автомобильной программы индонезийского правительства.
О косвенных способах применения государственных финансовых рычагов влияния на конкурентоспособность производителей выводы следует делать после более глубокого анализа результатов и объектов регулирования. В настоящее время в США сложилась высокоэффективная система фермерского кредита, чему способствовала многолетняя сельскохозяйственная политика государства.
Так, во время сельскохозяйственного кризиса 70-х гг. Федеральная резервная служба (ФРС) позволила коммерческим банкам, предоставлявшим кредиты фермерам, отсрочить часть фермерских долгов, а в некоторых случаях полностью списать проценты. Для банков, кредитующих сельское хозяйство, были смягчены нормы обязательных резервов.
Помимо коммерческих банков, на финансовую поддержку фермеров направлена деятельность Системы фермерского кредита, через которую предоставляется около 25% всех сельскохозяйственных кредитов (35,8 млрд. долл.). Главное регулирующее звено Системы ‑ Администрация по делам фермерского кредита ‑ позволяет открыть правительственную кредитную линию, доступ к которой возможен через частные институты финансового рынка. Система состоит из 48 отделений на уровне штата, 250 окружных отделений и почти 2000 отделений уровня графств.
Кроме прямого кредитования используется система гарантий частным кредиторам: правительство возмещает до 90% заёмных средств.
На Систему фермерского кредита работают несколько финансовых организаций, связанных с протекционизмом в отношении сельского хозяйства не напрямую, а косвенно [2]:
* Федеральная корпорация по финансированию банков (Federal Banks Funding Corporation) - даёт заёмные средства с Уолл-Стрит под гарантии долга;
* Страховая корпорация (Farm Credit System Insurance) гарантирует долги банков;
* Лизинговая компания (Farm Credit Lising Services Corporation) занимается лизингом техники, предоставляет фермерам оборудование и помещения. Также компания осуществляет доставку и разгрузку материалов, предоставляет высокие технологии в области переработки продукции, занимается техническим обслуживанием, а также изысканием финансовых средств для строительства хранилищ и предприятий переработки, закупки оборудования, железнодорожных вагонов и другой необходимой техники.
* Федеральная сельскохозяйственная ипотечная корпорация (Federal Agriculture Mortage Credit Corporation) ‑- “Фермер Мак” ‑ занимается вторичным сбытом долговых обязательств фермеров и их кооперативов, развивает вторичный рынок ипотечных расписок фермеров и сельских домовладельцев. Результаты финансовой деятельности этой корпорации в результаты деятельности СФК не включаются.
В том случае, если финансово-кредитная поддержка государства изменяет ценовые пропорции на внутреннем рынке и условия торговли она может быть истолкована как поддерживающая ресурсные преимущества (замещение частного спроса государственным, в частности, понижает нижний предел цен производителей, с которыми они могут выходить на рынок).
[1] Рожков К.Л. Страновая и территориальная логистика. - М.: Научная книга, 2000.
[2] Черняков Б.А., Янбых Р.Г. Кредит в аграрном секторе США // США: экономика, политика, идеология. – 1997 - №5 - с.81-82.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:10:45