Правовая безопасность интеллектуальной собственности

Шелюбская Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (17), Май 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шелюбская Н.В. Правовая безопасность интеллектуальной собственности // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 5. – С. 78-82.

Аннотация:
Новые информационные технологии вызвали к жизни задачу обеспечения правовой безопасности интеллектуальной собственности и качества информации в Интернете. В настоящее время наиболее динамично развивающейся отраслью Интернета является «электронная торговля». По оценкам, в ЕС к 2005 году объем коммерческих сделок, совершаемых через Сеть, превысит 300 млрд. долл. В США в 2001 г эта цифра достигнет 200 млрд. долл. [1]. Развитие этой молодой сферы поставило ряд новых задач и проблем, решение которых зависит от правительственных органов. В их числе, сбор налогов, использование товарных знаков, борьба с пиратством, проблема юрисдикции (в частности, законодательство какой страны должно регулировать сделки). С ростом коммерческого использования Интернета резко возросло число дел, связанных с нарушением авторских прав.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, правовое обеспечение, защита интеллектуальной собственности, правовая безопасность



Новые информационные технологии вызвали к жизни задачу обеспечения правовой безопасности интеллектуальной собственности и качества информации в Интернете. В настоящее время наиболее динамично развивающейся отраслью Интернета является «электронная торговля». По оценкам, в ЕС к 2005 году объем коммерческих сделок, совершаемых через Сеть, превысит 300 млрд. долл. В США в 2001 г эта цифра достигнет 200 млрд. долл. [1]. Развитие этой молодой сферы поставило ряд новых задач и проблем, решение которых зависит от правительственных органов. В их числе, сбор налогов, использование товарных знаков, борьба с пиратством, проблема юрисдикции (в частности, законодательство какой страны должно регулировать сделки). С ростом коммерческого использования Интернета резко возросло число дел, связанных с нарушением авторских прав.

Выход Интернета за национальные границы требует международных усилий по решению поставленных проблем. ВОИС уже вплотную занялся этим вопросом. В его рамках создан Постоянный комитет по авторским и смежным правам и Консультативный комитет по управлению авторскими и смежными правами в глобальных информационных сетях с участием владельцев прав и провайдеров услуг.

Европейская комиссия в конце 1999 г. разработала международную хартию, которая послужила основой для соглашения между странами относительно регулирования коммерческой деятельности в Интернете, не прибегая к созданию административного органа или свода правил, против чего активно выступают деловые круги. Следует отметить, что правительство США еще в 1997 г. разработало основы электронной коммерческой деятельности в Интернете, основанные на принципе саморегулирования. [2]

В настоящее время правительства США, Японии и ЕС активизируют сотрудничество в области совершенствования охраны интеллектуальной собственности в Интернете вообще, и изобретений, касающихся методов предпринимательства, включая вопросы патентования методов электронных расчетов и сертификации, электронных подписей и т.д.

Информационное обеспечение.

В 90-е гг. правительства ведущих стран обратили внимание на необходимость облегчения доступа малого и среднего предпринимательства к информации, и, прежде всего, к патентной информации. Особое значение этой проблеме придается в ЕС. С созданием региональных патентных ведомств (прежде всего Европейского патентного ведомства ‑ ЕПВ) туда стал перемещаться центр тяжести патентной процедуры. В связи с этим в деятельности национальных патентных ведомств, частично освободившихся от патентной экспертизы, заметно повысилась роль информационного обслуживания. Например, Патентное ведомство Нидерландов с 1997 г. начало играть роль важного источника информации для получения новых знаний в предпринимательском секторе.

В Германии создано, помимо Патентного ведомства, еще 25 патентно-информационных центров и служб, рассредоточенных по всей стране. На территории земли Северная Рейн-Вестфалия, наиболее развитого научно-промышленного региона страны, действует четыре таких центра. Из них три поддерживаются местными университетами, а один – торгово-промышленной палатой. В 1995-1999 гг. три центра были объединены в локальную сеть. Цель этого проекта, финансируемого министерством экономики земли, ‑ облегчение доступа к объединенным патентно-информационным ресурсам малых и средних предприятий. [3]

В Европейском патентном ведомстве организована мощная информационно-поисковая система EPOQUE. Создаются региональные фонды и базы данных на CD-ROM, которые включают национальную и международную патентную информацию. В ЕС таким образом комплектуется 126 региональных библиотек-депозитариев, в Японии – 110, в США - 70. В последние годы патентные ведомства предпринимают меры по объединению информационных ресурсов в глобальном масштабе.

В ЕС организована Распределительная патентная служба Интернета (DIPS), ориентированная, прежде всего, на нужды малого и среднего предпринимательства и индивидуальных изобретателей. В 1997 г. ВОИС приступила к созданию глобальной сети электронно-цифровых библиотек по промышленной собственности через сети Интернета.

Опрос 349 европейских компаний показал, что доля организаций, обращающихся в сеть за патентной информацией, выросла только за 1998-1999 гг. с 11% до 68%, а в фармацевтике – до 83%. Причем 93% обращающихся в Интернет потребителей патентной информации в той или иной степени пользуются услугами бесплатных сайтов. [4]. Бесплатное патентно-информационное обслуживание в ЕС через Интернет серьезно обеспокоило коммерческие информационные службы. В результате Европейское патентное ведомство решило поставлять свою информацию по минимальным ценам, доступным, прежде всего, малому и среднему бизнесу. Это, в свою очередь, стимулирует частные коммерческие службы к поставке конечным пользователям обогащенных информационных продуктов по приемлемым расценкам. Благодаря этому стоимость баз данных у коммерческих поставщиков информации снизилась в 1997 г. почти на 50%.

Таким образом, в настоящее время сложилась кооперация государственного и частного секторов патентной информации. При этом патентные ведомства ориентируются на предоставление базовой информации по относительно низким расценкам, на основе принципа равного подхода к общественному и частному секторам, а коммерческие службы сосредотачивают усилия на предоставлении комплексных пакетов продуктов и услуг, адаптированных к конкретным научно-производственным задачам.

Развитие конкуренции.

Особое внимание в Западной Европы в последние годы уделяется развитию конкуренции как главному элементу ускорения инновационной деятельности.

Ограничение недобросовестной конкуренции на протяжении последних 30 лет являлось одной из главных задач государственной политики по стимулированию предпринимательской инициативы. В ЕС основополагающими в области конкуренции являются статьи 85 и 86 Римского договора. Статья.85 запрещает в числе прочих все соглашения, которые ограничивают или контролируют производство, рынки, техническое развитие или инвестиции. Эти правила не распространяются на отдельные типы соглашений о закупке, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, франшизы. Статья 86 в основном регулирует поведение одного мощного предприятия [5].

Согласно европейской практике, господствующее положение предполагает захват одной из сторон свыше 80% соответствующего рынка. Противоправным считается не господствующее положение как таковое, а злоупотребление им. Например, в начале 2000 г. Европейская комиссия и Федеральная комиссия по торговле США заблокировали слияние компаний America Online и Time Warner, если те не согласятся на уступки об ограничении сферы деятельности.

Озабоченность вызвали планы компании Time Warner создать совместное предприятие с британским концерном EMI Group, что позволило бы последней получить доминирующее положение на рынке доступа в Интернет [6]. Некоторые страны ‑ члены ЕС имеют собственные законы о недобросовестной конкуренции, но они должны соответствовать европейскому законодательству. Например, в Великобритании в 2000 г. вступил в силу новый антитрестовский закон о конкуренции, который впервые запрещает антиконкурентные соглашения и злоупотребления господствующим положением на рынке. В число запрещенных действий входят ограничение производства, сбыта, новых технических разработок, инвестиций, установление фиксированных цен, раздел рынков и т.д. Если предприятие захватило более 40% британского рынка, его позиция может быть признана доминирующей [7]

Выводы

1. Государство в настоящее время активно содействует инновационному предпринимательству. При этом наблюдается расширение участия частного бизнеса в процессе разработки самой государственной политики. Правительства выполняют сложные и многообразные роли в сфере инновационной политики. Их можно условно разделить на «содействующую», «организующую» и «направляющую».

«Содействующая» ‑ это поддержание здорового экономического климата в стране и создание инновационной инфраструктуры.

«Организующая» ‑ использование конкретных механизмов достижения целей инновационной политики (разнообразные методы стимулирования);

«Направляющая» ‑ предоставление стратегической информации, на основе которой фирмы могут следить за новыми возникающими возможностями (прогнозирование развития технологий, информационное обеспечение).

2. Все большее значение в государственной политике приобретает стимулирование кооперации на региональной, национальной и наднациональной основе. Государство переходит к кластерной стратегии и стимулирует сотрудничество не только между государственными и частными институтами, но и между фирмами.

________________________

1. Л. Кравец. “Интеллектуальная собственность в электронной торговле”. Интеллектуальная собственность, № 4, 1999, с. 40

2. Л. Кравец. «Совершенствование патентной системы в США»

Интеллектуальная собственность, № 5, 2000, с. 19

3. Патентное дело. Дайджест.. 2000, n6, с. 27

4. Патентная информация сегодня, № 1, 2000, с. 19

5. Патенты и лицензии, 2000, № 8, с. 5

6. Ведомости, 24.09.2000, Б 4

7. Патентное дело. 2000, №6, с. 44


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:47:09