Заключение налоговых экспертов ОЭСР о доступе к банковской информации
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (17), Май 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мозер Р. Заключение налоговых экспертов ОЭСР о доступе к банковской информации // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 5. – С. 73-77.
Аннотация:
Фискальный комитет ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) представил в Париже экспертное заключение об облегчении доступа налоговым органам к банковской информации. Заключение соответствует правопорядку Швейцарии. Оно признает необходимость защиты частной сферы деятельности. Самым важным, по словам швейцарского министра финансов Виллигера, является сегодня то, что банковская секретность в Швейцарии не подлежит обсуждению. Защита частной сферы банковских клиентов является законной. Поэтому данное заключение министра для Швейцарии имеет особое значение и представляет для нее хорошее известие.
Ключевые слова: частная собственность, банковская система, швейцария, налоговые органы, банковская секретность
Фискальный комитет ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) представил в Париже экспертное заключение об облегчении доступа налоговым органам к банковской информации. Заключение соответствует правопорядку Швейцарии. Оно признает необходимость защиты частной сферы деятельности. Самым важным, по словам швейцарского министра финансов Виллигера, является сегодня то, что банковская секретность в Швейцарии не подлежит обсуждению. Защита частной сферы банковских клиентов является законной. Поэтому данное заключение министра для Швейцарии имеет особое значение и представляет для нее хорошее известие.
Речь идет о заключении, в котором предлагается облегчить доступ налоговых органов к банковским секретам, где, однако, нет никаких правовых обязательств относительно реализации этих мероприятий. Тем не менее, диалог о доступе налоговых органов будет продолжен, причем мнения среди членов внутри самой ОЭСР относительно предполагаемых шагов в этой области самые разные.
Швейцария открыта для этого диалога, однако будет продолжать отстаивание швейцарского правопорядка. Конкретно, банковская секретность не выставляется как объект обсуждения, но комитет ОЭСР считает необходимым рассмотреть вопрос, во-первых, об обязанности идентификации лиц, имеющих банковские вклады, во-вторых, о доступе налоговых органов к банковской информации и, в-третьих, об обмене подобного рода информацией с зарубежными налоговыми органами. Эти рекомендации соответствуют существующему в Швейцарии правопорядку.
Так например, на основании уголовного и банковского законодательства уже сегодня невозможно вкладывать в банки анонимные деньги. Швейцарская банковская секретность не предоставляет защиты для уголовных элементов и фальсификаторов данных о налогообложении, независимо от того, совершили ли они преступления в стране или за рубежом. Швейцария гарантирует в подобных случаях оказание правовой и административной помощи. Последнее (административная помощь ‑ Р.М.) зафиксировано, например, в соглашении о двойном налогообложении с США. Предпосылкой для этого является то, что совершенное за границей преступление квалифицируется Швейцарским правом как обман. Этот, так называемый, принцип двусторонней наказуемости, сохраняет свою силу. Этот принцип очень важен, так как, например, благоприятное в отношении налогообложения помещение денег, не является в Швейцарии преступлением.
Банковская секретность
.Общие положения.
Банковская секретность ‑ это обязательство банков, их сотрудников или третьих лиц не разглашать информацию о деловых операциях своих клиентов или третьих лиц, полученную в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей. С банковской секретностью связаны эксперты, занятые по заданию контрольных органов наблюдением (контролем), а также другие лица, которые имеют деловые отношения с банками. Банковская секретность защищает, во всяком случае, не банк, а клиентов, находящихся в связях с банком. По этой причине следует говорить о "секретах клиентов банка", а не о банковских секретах.
2. Правовые основы.
В Швейцарии банковская секретность регулируется в различных областях права. В первую очередь, это вытекает из гражданского права, и в основном, из договорных обязательств банкиров о соблюдении секретности относительно личных дел клиентов.
Договорные обязательства между клиентами и банком объясняют обязанность "молчать", как встречную обязанность доверия к клиенту. Личная сфера клиентов защищается, кроме того, общими положениями гражданского и уголовного кодексов о защите личности, а также о защите данных. Вообще-то, обязанность молчания не представляет собой особенности банковской профессии, она распространяется и на другие профессии, как например, врачей, адвокатов, нотариусов и служителей церкви.
Законодательство о банкирах рассматривает обязанность банкира молчать, как его профессиональное обязательство, основанное на положениях гражданского кодекса, нарушение которого наказуемо. В соответствии с законом о банках, банкир, разглашающий секреты своих клиентов или третьих лиц, подлежит тюремному наказанию или денежному штрафу. В законе о банках однозначно подчеркивается, что сохраняется и действие других законов, в соответствии с которыми банкир обязан представлять информацию властям или давать показания перед судом.
И наконец, обязанность не разглашать тайну действует как в банковской сфере, так и в биржевом секторе.
3. Номерные счета не являются анонимными.*
Важным является различие между отличающимися друг от друга явлениями: "анонимными счетами" и "номерными счетами".
Анонимным считается счет, когда банк не знает идентичности владельца счета. В Швейцарии банк в любом случае должен знать идентичность своих клиентов. И, как следствие, в Швейцарии не существует анонимных счетов. В отличие от этого имеются "номерные счета". При номерном счете фамилия вкладчика заменяется номером. И, тем не менее, банк обязан знать фамилию владельца счёта. Он должен знать его идентификацию и, в случае необходимости, тщательно проверять тех, кто фактически способствует экономически владельцу счёта. Только ограниченный круг служащих банка имеет доступ к документации счёта.
4.Пределы секретности.
Банковские секреты идут на пользу клиентам. В соответствии с этим, только клиент может освободить банк от сохранения тайны и позволить ему, а иногда и обязать его, раскрыть подлежащие хранению секреты.
Решение о разглашении банковской тайны не может быть принято самим банком. Таким образом, швейцарская банковская тайна не является абсолютной. Положения гражданского, долгового и конкурсного права, а также уголовного и административного права и положения об оказании правовой помощи предусматривают исключения. Так, например, по требованию судебной власти может быть отменена банковская секретность и вопреки воли клиента.
Чаще всего такая отмена банковской секретности может производиться в сфере уголовного права (например, в рамках уголовного процесса при отмывании денег). Банковские секреты разглашаются также в случаях оказания правовой помощи при искажении налоговых сумм, т.е. при утаивании подлежащих налогообложению доходов с использованием фальшивых или поддельных документов или при экстремальных случаях, связанных с уклонением от уплаты налогов,.
В этих случаях банковская секретность не создает препятствий при уголовном преследовании виновных.
Рекомендации ОЭСР.
Для налоговых органов самым трудным мероприятием является выявление виновных в искажении подлежащих налогообложению доходов и в уклонении от уплаты налогов с доходов, особенно при межгосударственных операциях. Доступ к различного рода компьютерным технологиям привел к несправедливости обмена между "мобильным капиталом" и доходом от работы и недвижимостью, т.к. последние виды доходов едва ли можно было скрыть.
Эксперты-экономисты в Париже приветствуют запланированные в этой связи в Европейском сообществе налогообложения источников в размере 20% при межгосударственных выплатах процентов.
ОЭСР рекомендует при этом проводить три мероприятия:
1 .Анонимные счета должны быть, элиминированы. Должна иметься возможность идентификации не только владельцев счетов, но и пользователей. Это оставляет за номерными счетами возможность для их существования.
2. Страны, которые не имеют, так называемой, "собственной заинтересованности" в определенных фискальных методах, а поэтому не предоставляют другим государствам никаких справок, должны усовершенствовать условия для потоков информации.
3. Следует усовершенствовать законным путем оказание правовой помощи при налоговых преступлениях. Заповедь, например, о "двойной дискриминации" не должна больше служить препятствием на пути зарубежных расследований.
Организация ОЭСР уверена, что этот пункт вызовет в определенных странах вопросы . И, тем не менее, уже в 2002 году она планирует проверить, какие из стран-участниц последовали этому совету.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:05:43