Кластерный анализ предприятий сферы сельскохозяйственного туризма
Лысенко Е.А.1
, Майорова Л.Н.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) - Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)
Скачать PDF | Загрузок: 33
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 20, Номер 3 (Март 2019)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось проведение кластерного анализа предприятий сферы сельскохозяйственного туризма и их идентификация в соответствии со структурой получаемых доходов, а также исследование важнейших факторов эффективности использования ограниченных ресурсов и рычагов повышения деловой активности предприятий сферы сельскохозяйственного туризма. Характерной особенностью оценки хозяйственного состояния предприятий сельскохозяйственного туризма, является достаточно большое количество показателей, которые образуют многомерные векторы. Проведенный в статье анализ позволил авторам выявить, что предприятия, в которых доминируют доходы от сельскохозяйственного производства, проявляют низкую эффективность, как по основному виду деятельности, так и в реализации туристического потенциала. Предприятия, специализирующиеся исключительно на производстве туристического продукта, не достигают максимальных показателей реализации своего туристического потенциала. А предприятия, которые сочетают практически равные доли сельскохозяйственной и туристической деятельности, занимают промежуточное положение по всем показателям эффективности. Предлагается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сокращение производственных затрат, рост выручки и прибыли, получаемой от реализации продукции для достижения экономической эффективности.
Ключевые слова: кластерный анализ, кластеризация, сельскохозяйственный туризм, типологизация предприятий сельскохозяйственного туризма, рычаги повышения деловой активности предприятий
JEL-классификация: Q19, Q10, L83
Источники:
Черненко А.А. Формирование зернового кластера как условие повышения эффективности региональной экономики. / Дисс. кан. экон. наук. - Краснодар: КубГАУ, 2014. – 194 с.
Скрынник Е. Агротуризм - новая точка роста сельского хозяйства России. Strategy24. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/news/yelena-skrynnik-prognoziruyet-dokhody-ot-agroturizma-v-razmere-50-milliardov-rubley-v-god ( дата обращения: 15.01.2019) ).
4. Адамеску А.А., Воскресенский В.Ю. Современные подходы к организации агротуризма в странах Центральной и Восточной Европы // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 33. – С. 67-71.
Ассоциация развития агротуризма. Все об агротуризме. Agritourism. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.agritourism.ru/russia ( дата обращения: 18.01.2019 ).
Госкомстат Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://rostov.gks.ru ( дата обращения: 29.01.2019 ).
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.ru ( дата обращения: 16.01.2019 ).
Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru ( дата обращения: 23.01.2019 ).
9. Попова О.Б., Шамкаева Э.И. Перспективы территориальной организации агротуризма в Оренбургской области // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 6(167). – С. 164-168.
Садыкова Л.Г., Дусаева Е.М. Повышение эффективности сельского туризма в регионе // Перспективы развития науки: сб. трудов Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. – С. 152-156.
Гладилин А.В. Практикум по эконометрике. / учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 336 с.
12. Petroman Ioan Agritourism An Educational Tool for the Students with Agro-food Profile // Procedia Economics and Finance. – 2016. – № 39. – С. 83-87. – doi: 10.1016/S2212-5671(16)30244-1.
13. Yozukmaz N., Akinci-Ekiztepe B., Çeken H. The Importance of Rural Tourism: Rural Tourism Practices in the World and in Turkey. Uluslararası Sosyal ve Ekonomik Bilimler Dergisi // International Journal of Social and Economic Sciences. – 2014. – № 4(2). – С. 37-44.
14. Полбицына Л.Г. Формирование кластеров в АПК как эффективный инструмент регионального развития // Научный вестник Уральской академии государственной службы. – 2017. – № 2(3). – С. 72-74.
15. Tiraieyari Neda Agri-tourism: Potential opportunities for farmers and local communities in Malaysia // African Journal of Agricultural Research. – 2012. – № 7(31). – С. 850. – doi: 10.5897/AJARx11.035.
Халафян А.А. Stаtіstіса 6. Статистический анализ данных. / учебник. - М.: ООО «Бином-пресс», 2017. – 512 с.
17. Рыжаков Е.Д. Кластерное развитие агропромышленного комплекса // Региональная экономика. – 2017. – № 14(53). – С. 34-40.
18. Crouch G.I., Perdue R.R. The Disciplinary Foundations of Tourism Research 1980-2010 // Journal of Travel Research. – 2015. – № 54(5). – С. 563-577. – doi: 10.1177/0047287514559036.
19. Schroeder R., Zimmerman, F., Formiga N. Growing Complexity in Rural Areas. Networking through Tourism and Recreation // Journal of Rural Development. – 2016. – № 4(1). – С. 15-23.
20. Pato M.L., Teixeira A.A.C. Twenty Years of Rural Entrepreneurship // Bibliometric Survey. Sociologia Ruralis. – 2016. – № 56(1). – С. 3-28. – doi: 10.1111/soru.12058.
21. Maharjan S.K., Dangol D.R. Agritourism Education and Research in Nepal // Agri Res & Tech: Open Access J. – 2018. – № 14(5). – doi: 10.19080/ARTOAJ.2018.14.555932.
22. Bartol T., Budimir G., Dekleva-Smrekar D., Pušnik M., Južnič P. Assessment of research fields in Scopus and Web of Science in the view of national research evaluation in Slovenia // Scientometrics. – 2014. – № 98(2). – С. 1491–1504. – doi: 10.1007/s11192-013-1148-8.
23. Pato M.L., Teixeira A.A. Twenty Years of Rural Entrepreneurship: A Bibliometric Survey // Sociologia Ruralis. – 2016. – № 56(1). – С. 3-28. – doi: 10.1111/soru.12058.
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. / 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. – 453 с.
Страница обновлена: 12.07.2025 в 23:41:03
Download PDF | Downloads: 33
Cluster analysis of enterprises in the sphere of agricultural tourism
Lysenko E.A., Mayorova L.N.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 20, Number 3 (March 2019)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article presents the results of the study, the purpose of which was to conduct a cluster analysis of enterprises in the sphere of agricultural tourism and their identification in accordance with the structure of income, as well as the study of the most important factors of the effectiveness of the use of limited resources and the levers of increasing the business activity of enterprises in the sphere of agricultural tourism. A characteristic feature of the assessment of the economic condition of agricultural tourism enterprises is a sufficiently large number of indicators that form multidimensional vectors. As a result of the study, we have found that enterprises, which are dominated by income from agricultural production, show low efficiency, both in the main type of activity and in the implementation of tourism potential. Enterprises that specialize exclusively in the production of a tourist product do not reach the maximum indicators of the realization of their tourism potential. And enterprises that combine almost equal shares of agricultural and tourism activities occupy an intermediate position in all performance indicators.
Keywords: clustering, cluster analysis, agricultural tourism, typology of agricultural tourism enterprises, levers of increasing business activity of enterprises
JEL-classification: Q19, Q10, L83
