Кластерный анализ предприятий сферы сельскохозяйственного туризма

Лысенко Е.А.1, Майорова Л.Н.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) - Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал)

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 20, Номер 3 (Март 2019)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось проведение кластерного анализа предприятий сферы сельскохозяйственного туризма и их идентификация в соответствии со структурой получаемых доходов, а также исследование важнейших факторов эффективности использования ограниченных ресурсов и рычагов повышения деловой активности предприятий сферы сельскохозяйственного туризма. Характерной особенностью оценки хозяйственного состояния предприятий сельскохозяйственного туризма, является достаточно большое количество показателей, которые образуют многомерные векторы. Проведенный в статье анализ позволил авторам выявить, что предприятия, в которых доминируют доходы от сельскохозяйственного производства, проявляют низкую эффективность, как по основному виду деятельности, так и в реализации туристического потенциала. Предприятия, специализирующиеся исключительно на производстве туристического продукта, не достигают максимальных показателей реализации своего туристического потенциала. А предприятия, которые сочетают практически равные доли сельскохозяйственной и туристической деятельности, занимают промежуточное положение по всем показателям эффективности. Предлагается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, сокращение производственных затрат, рост выручки и прибыли, получаемой от реализации продукции для достижения экономической эффективности.

Ключевые слова: кластерный анализ, кластеризация, сельскохозяйственный туризм, типологизация предприятий сельскохозяйственного туризма, рычаги повышения деловой активности предприятий

JEL-классификация: Q19, Q10, L83

Источники:

Призрачный агротуризм: рентабельность сельского туризма в России может составить 15 - 30 %. Agroinvestor. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/regions/article/22935-prizrachnyy-agroturizm/ ( дата обращения: 22.12.2018 ).
Черненко А.А. Формирование зернового кластера как условие повышения эффективности региональной экономики. / Дисс. кан. экон. наук. - Краснодар: КубГАУ, 2014. – 194 с.
Скрынник Е. Агротуризм - новая точка роста сельского хозяйства России. Strategy24. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/news/yelena-skrynnik-prognoziruyet-dokhody-ot-agroturizma-v-razmere-50-milliardov-rubley-v-god ( дата обращения: 15.01.2019) ).
4. Адамеску А.А., Воскресенский В.Ю. Современные подходы к организации агротуризма в странах Центральной и Восточной Европы // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 33. – С. 67-71.
Ассоциация развития агротуризма. Все об агротуризме. Agritourism. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.agritourism.ru/russia ( дата обращения: 18.01.2019 ).
Госкомстат Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: http://rostov.gks.ru ( дата обращения: 29.01.2019 ).
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://mcx.ru ( дата обращения: 16.01.2019 ).
Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru ( дата обращения: 23.01.2019 ).
9. Попова О.Б., Шамкаева Э.И. Перспективы территориальной организации агротуризма в Оренбургской области // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 6(167). – С. 164-168.
Садыкова Л.Г., Дусаева Е.М. Повышение эффективности сельского туризма в регионе // Перспективы развития науки: сб. трудов Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. – С. 152-156.
Гладилин А.В. Практикум по эконометрике. / учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 336 с.
12. Petroman Ioan Agritourism An Educational Tool for the Students with Agro-food Profile // Procedia Economics and Finance. – 2016. – № 39. – С. 83-87. – doi: 10.1016/S2212-5671(16)30244-1.
13. Yozukmaz N., Akinci-Ekiztepe B., Çeken H. The Importance of Rural Tourism: Rural Tourism Practices in the World and in Turkey. Uluslararası Sosyal ve Ekonomik Bilimler Dergisi // International Journal of Social and Economic Sciences. – 2014. – № 4(2). – С. 37-44.
14. Полбицына Л.Г. Формирование кластеров в АПК как эффективный инструмент регионального развития // Научный вестник Уральской академии государственной службы. – 2017. – № 2(3). – С. 72-74.
15. Tiraieyari Neda Agri-tourism: Potential opportunities for farmers and local communities in Malaysia // African Journal of Agricultural Research. – 2012. – № 7(31). – С. 850. – doi: 10.5897/AJARx11.035.
Халафян А.А. Stаtіstіса 6. Статистический анализ данных. / учебник. - М.: ООО «Бином-пресс», 2017. – 512 с.
17. Рыжаков Е.Д. Кластерное развитие агропромышленного комплекса // Региональная экономика. – 2017. – № 14(53). – С. 34-40.
18. Crouch G.I., Perdue R.R. The Disciplinary Foundations of Tourism Research 1980-2010 // Journal of Travel Research. – 2015. – № 54(5). – С. 563-577. – doi: 10.1177/0047287514559036.
19. Schroeder R., Zimmerman, F., Formiga N. Growing Complexity in Rural Areas. Networking through Tourism and Recreation // Journal of Rural Development. – 2016. – № 4(1). – С. 15-23.
20. Pato M.L., Teixeira A.A.C. Twenty Years of Rural Entrepreneurship // Bibliometric Survey. Sociologia Ruralis. – 2016. – № 56(1). – С. 3-28. – doi: 10.1111/soru.12058.
21. Maharjan S.K., Dangol D.R. Agritourism Education and Research in Nepal // Agri Res & Tech: Open Access J. – 2018. – № 14(5). – doi: 10.19080/ARTOAJ.2018.14.555932.
22. Bartol T., Budimir G., Dekleva-Smrekar D., Pušnik M., Južnič P. Assessment of research fields in Scopus and Web of Science in the view of national research evaluation in Slovenia // Scientometrics. – 2014. – № 98(2). – С. 1491–1504. – doi: 10.1007/s11192-013-1148-8.
23. Pato M.L., Teixeira A.A. Twenty Years of Rural Entrepreneurship: A Bibliometric Survey // Sociologia Ruralis. – 2016. – № 56(1). – С. 3-28. – doi: 10.1111/soru.12058.
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. / 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. – 453 с.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 10:10:42