Торгово-промышленная палата как феномен развития предпринимательства (на примере Республики Марий Эл)

Низова Л.М.1, Бирюкова О.Г.1
1 Поволжский Государственный технологический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 20, Номер 3 (Март 2019)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Исследуется роль территориальной торгово-промышленной палаты в развитии экономической инфраструктуры в сфере предпринимательства. На основе авторского мониторинга определена динамика и структура членской базы по размеру и видам деятельности. К приоритетным направлениям относятся рост членской базы ТПП и широкий арсенал оказываемых бизнес услуг. Это положительно сказалось на росте численности предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, увеличение среднесписочной численности работающих, рост среднемесячной заработной платы, увеличение оборота. На этом фоне продолжает иметь место следующие проблемы: непредвиденные обстоятельства в условиях рыночной экономики, зависимость от инвестиционного климата и системы управления малым и средним бизнесом, сложности с финансовым состоянием предприятий. Это требует дальнейшего совершенствования условий конкуренции, формирования межведомственного взаимодействия бизнеса и государства, внедрения новых инновационных проектов с использованием не сырьевых отраслей экономики, развитие самозанятости в рамках национального проекта. Статья будет интересна для предпринимателей, самозанятых, членов попечительского совета ВУЗов, членов палаты ТПП Республики Марий Эл, специалистов региональных и муниципальных органов власти, труда и занятости, некоммерческих организаций и бизнес сообществ.

Ключевые слова: предпринимательство, торгово-промышленная палата, малый и средний бизнес, внешняя и внутренняя среда, межведомственное взаимодействие

JEL-классификация: L26, F16, L31, M53, F19

Тезисы (Highlights):

  • Торгово-промышленная палата в условиях рыночной экономики является существенным звеном в развитии предпринимательства. Главной ее миссией при этом является межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти и предприятиями, входящими в состав членской базы союза (крупные, малые и микропредприятия).
  • 2. Для выработки консолидированной позиции на площадке ТПП функционируют общественные формирования по страхованию, развитию предпринимательства, энергоаудиту и профессиональному образованию в подготовке квалифицированных кадров.
  • 3. Существенным фактором является формирование инфраструктуры предпринимательской деятельности и участие представителей палаты в общественных формированиях республики, их подготовка и переподготовка.
  • 4. В деятельности ТПП особую приоритетность представляет учет внешних и внутренних факторов, которые влияют на степень риска и устойчивость предпринимательских структур на рынке труда.
  • 5. Для повышения роли ТПП в развитии предпринимательства необходимо привлекать инвестиции за счет создания новых рабочих мест в целях идентифицирования продуктов производства, повышения их качества и конкурентоспособности.

Источники:

Конституция Российской Федерации (публ. с учетом поправок, внес. законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6 – ФКЗ и от 30.12.2008 п. 7 – ФКЗ) (2009). Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html ( дата обращения: 20.12.2018 ).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142 ( дата обращения: 23.12.2018 ).
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824 ( дата обращения: 20.01.2018 ).
Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/10102727 ( дата обращения: 01.02.2018 ).
Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432 ( дата обращения: 20.12.2018 ).
Устав Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (утв. Учредительным Съездом ТПП РСФСР 19.10.1991) (ред. от 01.03.2016). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61147 ( дата обращения: 29.01.2018 ).
«Положение о стандарте деятельности торгово-промышленных палат в Российской Федерации» (приложение 2 к постановлению Совета ТПП РФ от 21.06.2017 N 24-5). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301622 ( дата обращения: 20.01.2018 ).
Территориальный орган федеральной государственной статистики по Республике Марий Эл. [Электронный ресурс]. URL: http://maristat.gks.ru ( дата обращения: 08.02.2018 ).
9. Бабич М. Чем помочь бизнесу? // Внд. – 2014. – № 46(74).
Кларк Д.Б. Распределение богатства. - М., 1934. – 40 с.
Низова Л.М. Самозанятость и предпринимательство как факторы рыночной экономики. / Монография. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. – 220 с.
Базилевич А.И. и др Организация предпринимательской деятельности. / учебник, под ред. В. Я. Горфинкеля. - М.: Проспект, 2010.
Примаков Е.М. Россия в современном мире. Прошлое, настоящее, будущее. / сборник. - Москва: Центрполиграф, 2018. – 620 с.
14. Примаков Е.М. Роль Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в формировании кадрового потенциала // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2010. – № 5. – С. 120-121.
Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета.  2014.  5 дек
16. Тимербулатова А.А. Торгово-промышленная палата как социальный институт: особенности реализации консолидирующей функции на региональном уровне // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2(47). – С. 59-65.
17. Шубенкова Е. В., Войкина Е.А. Опыт развития бизнес-образования в Италии // Российское предпринимательство. – 2018. – № 12.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. / пер. с нем. - М.: Эксмо, 2008. – 499-501 с.
Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 ( дата обращения: 20.02.2018 ).

Страница обновлена: 06.08.2025 в 23:40:19

 

 

Chamber of Commerce as a phenomenon of entrepreneurship development (on the example of the Republic of Mari El)

Nizova L.M., Biryukova O.G.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 20, Number 3 (March 2019)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The role of the territorial chamber of commerce and industry in the development of economic infrastructure in the field of entrepreneurship is investigated. Based on the author's monitoring, the dynamics and structure of the membership base are determined by size and type of activity. The priority areas include the growth of the membership base of the Chamber of Commerce and Industry and a wide arsenal of business services provided. This had a positive effect on the growth in the number of small and medium-sized businesses and individual entrepreneurs, an increase in the average number of employees, an increase in the average monthly wage, and an increase in turnover. Against this background, the following problems continue to occur: unforeseen circumstances in a market economy, dependence on the investment climate and the system of managing small and medium businesses, difficulties with the financial condition of enterprises. This requires further improvement of the conditions of competition, the formation of interdepartmental interaction between business and the state, the introduction of new innovative projects using non-resource sectors of the economy, the development of self-employment in the framework of the national project. The article will be interesting for entrepreneurs, self-employed, members of the Board of Trustees of Universities, members of the chamber of Commerce of the Republic of Mari El, specialists of regional and municipal authorities, labor and employment, non-profit organizations and business communities.

Keywords: entrepreneurship, small and medium business, external and internal environment, chamber of commerce, interagency cooperation

JEL-classification: L26, F16, L31, M53, F19

Highlights:

  • Торгово-промышленная палата в условиях рыночной экономики является существенным звеном в развитии предпринимательства. Главной ее миссией при этом является межведомственное взаимодействие с органами исполнительной власти и предприятиями, входящими в состав членской базы союза (крупные, малые и микропредприятия).
  • 2. Для выработки консолидированной позиции на площадке ТПП функционируют общественные формирования по страхованию, развитию предпринимательства, энергоаудиту и профессиональному образованию в подготовке квалифицированных кадров.
  • 3. Существенным фактором является формирование инфраструктуры предпринимательской деятельности и участие представителей палаты в общественных формированиях республики, их подготовка и переподготовка.
  • 4. В деятельности ТПП особую приоритетность представляет учет внешних и внутренних факторов, которые влияют на степень риска и устойчивость предпринимательских структур на рынке труда.
  • 5. Для повышения роли ТПП в развитии предпринимательства необходимо привлекать инвестиции за счет создания новых рабочих мест в целях идентифицирования продуктов производства, повышения их качества и конкурентоспособности.