Приоритетные направления новой бюджетной программы администрации США
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (17), Май 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Наумов А.А. Приоритетные направления новой бюджетной программы администрации США // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 5. – С. 31-35.
Аннотация:
В своем первом бюджетном послании конгрессу президент Дж. Буш-младший в качестве первоочередных выдвинул семь задач:
1) сокращение внешнего долга США;
2) проведение крупномасштабной налоговой реформы;
3) сокращение темпов роста федеральных расходов и трансформация приоритетов расходования бюджетных средств;
4) повышение качества и реформирование начального и дошкольного образования;
5) реформирование социального страхования;
6) реформирование системы страхования здоровья престарелых “медикейр”;
7) обновление и модернизация национальной обороны США.
Ключевые слова: реструктуризация, бюджетная программа США, Дж. Буш-младший, первоочередные задачи США
В своем первом бюджетном послании конгрессу президент Дж. Буш-младший в качестве первоочередных выдвинул семь задач:
1) сокращение внешнего долга США;
2) проведение крупномасштабной налоговой реформы;
3) сокращение темпов роста федеральных расходов и трансформация приоритетов расходования бюджетных средств;
4) повышение качества и реформирование начального и дошкольного образования;
5) реформирование социального страхования;
6) реформирование системы страхования здоровья престарелых ‑ “медикейр”;
7) обновление и модернизация национальной обороны США.
Для реализации намеченных целей Буш намерен использовать профицит федерального бюджета, доставшийся ему в наследство от демократов, размер которого до настоящего времени непрерывно возрастал. По данным министерства финансов США, активное сальдо федерального бюджета в январе 2001 г. составило 76,38 млрд. долл. Это свидетельствует о заметном росте по сравнению с тем же месяцем прошлого года, когда аналогичный показатель был равен 62,15 млрд. долл. Американские бюджетные доходы ‑ в основном, в виде налоговых поступлений ‑ выросли со 189,48 млрд. долл. в январе 2000 г. до 219,22 млрд. долл. в январе 2001 г. Общие бюджетные расходы увеличились за тот же срок с 127,33 млрд. долл. до 142,84 млрд. долл. По прогнозу Бюджетного управления при конгрессе США, профицит федерального бюджета в дальнейшем будет также увеличиваться и к 2011 г. его ежегодный размер должен достигнуть 900 млрд. долл., а суммарный профицит за ближайшие 10 лет может составить 5,6 трлн. долл.
Из этой общей суммы около 2,5 трлн. долл. составит профицит специализированных фондов социального страхования и обеспечения, средства из которых могут быть использованы только на финансирование программ в социальной сфере. Таким образом, в действительности правительство сможет изменять целевые направления финансовых средств только оставшейся части бюджетного профицита, которая может составить примерно 3,1 трлн. долл. С учетом ожидаемого положительного бюджетного баланса президент Буш в первую очередь предлагает снизить налоговые ставки для оживления экономики и лишь затем продолжить выплату государственного долга.
Проведение крупномасштабной налоговой реформы.
Осуществление "радикального сокращения налогов" является основным положением пакета бюджетных инициатив Буша. Основной упор республиканской администрации делается на возможный стимулирующий эффект экономического роста в результате проведения резких налоговых сокращений. По мнению нового американского президента, это может дать мощный импульс американской экономике, темпы роста которой, по его словам, “находятся в опасности”. Буш-младший считает, что снижение процентных ставок, проводимое Федеральной резервной системой (ФРС), является необходимым, но слишком медленным средством оживления экономики. Сокращение налогов должно ускорить и усилить положительные экономические процессы.
6 февраля президент Буш представил в конгресс программу сокращения налогов, предусматривающую понижение налоговых ставок для американских граждан по всему спектру налогов. Для большего стимулирования экономики, по мнению президента, эта программа должна иметь обратную силу с 1 января 2001 г. Основные положения налоговой реформы, предлагаемой Бушем, сводятся к следующему:
а) заменить существующую прогрессивную налоговую шкалу в 15% (доход менее 25750 долл. в год для одиноких физических лиц), 28% (с 25750 по 62450 долл. в год), 31% (с 62450 по 130250 долл. в год), 36% (с 130250 по 283150 долл. в год), и 39,6% (доход более 283150 долл. в год) на более упрощенную, а именно: 10% (доход менее 6000 долл. в год), 15% (с 6000 по 27050 долл. в год), 25% (с 27050 по 136750 долл. в год), 33% (более 136750 долл. в год);
б) увеличить размер вычета из общей суммы налоговых выплат родителей на каждого ребенка ("детский налоговый кредит", ("child credit")) с 500 долл. до 1000 долл.;
в) предоставить семьям, в которых одновременно работают муж и жена, налоговую скидку в 10%; ликвидировать налог на наследство ("death tax");
г) сделать постоянной налоговую скидку для корпораций в 20%, которая ранее временно предоставлялась только на отдельные виды НИОКР ("tax credit for research expenses").
Общая сумма сокращения федеральных налогов, предполагаемого программой, должна составить 1,6 трлн. долл. за 10 предстоящих лет. Согласно планам республиканцев в среднем в расчете на каждую семью американцы должны получить экономию в размере 1600 долл. в год.
Сокращение федеральных расходов и изменение приоритетов в распределении бюджетных средств.
Большое значение в расстановке задач нового бюджетного плана администрация Дж. Буша-младшего придает общему сокращению федеральных расходов. 28 февраля 2001 г. Буш выступил перед объединенной сессией конгресса США, где изложил основные положения бюджетной программы. Обязательные расходы в 2002 финансовом году предполагается увеличить только на 26 млрд. долл. по сравнению с 2001 финансовым годом (рост на 4%). В этой связи бюджетный план на 2002 финансовый год содержит комплекс мер по трансформации структуры расходования бюджетных средств для приоритетного финансирования самых важных федеральных программ.
Дж. Буш-младший придает большое значение укреплению системы образования в США.
В проекте бюджета предусмотрено увеличение расходов на программы начального и дошкольного образования. Для реализации этих целей в бюджетном законопроекте содержится трехкратное увеличение средств на обучение американских школьников чтению, в связи с чем в течение ближайших 5 лет предполагается дополнительно выделить 5 млрд. долл.
В 2002 финансовом году расходы Министерства образования США будут увеличены на 11,5%. Ключевое место в новой системе бюджетных приоритетов уделяется реформе в области социального обеспечения. Предполагается увеличить расходы на социальное обеспечение, программу бесплатной медицинской помощи и другие программы, обеспечивающие права наименее защищенных слоев населения, а также назначить специальную комиссию, которая займется пересмотром системы выплаты пенсий. На реформирование и укрепление механизма социального и пенсионного обеспечения США в проекте бюджета на следующие 10 лет заложено 2,6 трлн. долл.
Для поддержания экономической стабильности США в случае непредвиденных, чрезвычайных и экстренных ситуаций (наводнения, пожары, стихийные бедствия, землетрясения) в бюджетном плане предусмотрено создание специального фонда “непредвиденных расходов” и выделение на него финансовых средств в размере 1 трлн. долл. в течение 10 лет.
В своем выступлении перед объединенной сессией конгресса США президент отметил, что считает надежную оборону одним из основных приоритетов американской бюджетной политики.
Буш подчеркнул необходимость “реструктурировать национальную оборону” и сообщил, что поручил министру обороны подготовить американские вооруженные силы к борьбе с новыми “возникающими угрозами”. “Именно поэтому для защиты нашего собственного народа, а также наших союзников и друзей США необходима система противоракетной обороны”, - сказал президент. Для этого, по словам Буша, предложенный им проект бюджета предусматривает выделение начальных средств на соответствующие технологические исследования и разработки.
Для реализации поставленных задач расходы Пентагона в 2002 финансовом году должны быть увеличены более чем на 14,2 млрд. долл., из которых 57 млрд. предполагается выделить на обеспечение американских военнослужащих, включая расходы на жалованье, льготы, медицинское обслуживание и строительство жилья для военных. Кроме того, в бюджете предусматривается увеличение расходов на выплаты ветеранам в размере 1 млрд. долл.
В области энергетики американский президент поручил своему кабинету разработать новую “национальную энергетическую политику” с акцентом на увеличение внутреннего производства энергии, а также на использование альтернативных и возобновляемых энергетических источников.
При достижении администрацией Буша-младшего поставленных целей должно произойти перераспределение финансовых средств между различными правительственными учреждениями, в результате которого федеральные расходы во многих министерствах и ведомствах будут сокращены. Наибольшее сокращение расходов будет у федерального Управления по делам малого бизнеса. Объем финансирования этого ведомства по сравнению с 2001 финансовым годом сократится на 6,9%, а бюджет Управления по чрезвычайным ситуациям – на 5,4%. По сравнению с предыдущим годом, расходы Министерства транспорта должны быть снижены в 2002 финансовом году на 2 млрд. долл., а Министерства сельского хозяйства – на 1,6 млрд. долл.
О прогнозах дальнейшего развития экономических событий в США мы расскажем в следующем номере журнала.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:12:55