Две грани консалтинга
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (17), Май 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ездаков А. Две грани консалтинга // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 5. – С. 7-11.
Аннотация:
В последнее время отечественным предпринимателям все чаще приходится слышать термин "бизнес-консалтинг" или просто "консалтинг". Даже агентство "Дейтор" в своем ежегодном рейтинге ведущих компаний и первых лиц компьютерного бизнеса ввело такую номинацию. У кого-то это выражение вызывает недоумение, другие сопоставляют его (и, кстати, не беспочвенно) с русским эквивалентом: "консультирование". В английском языке словообразование значительно упрощено, и термин, имеющий в своем корне понятия "советовать, консультировать (consult)", не может быть с ними не связан. Основной вопрос — насколько глубока эта связь? Попробуем ответить.
Ключевые слова: консалтинг, бизнес-процесс, консультирование
Сложившееся на сегодняшний день у российских бизнесменов представление о консалтинге в большей степени относится к сфере деятельности системных интеграторов. Как правило, оно охватывает различные аспекты реинжиниринга крупных коммерческих структур. То есть речь идет об изменении бизнес-процессов предприятия, проводимых с целью повышения эффективности его функционирования. Именно в такой номинации агентство "Дейтор" присвоило в 1996 г. первенство известному отечественному системному интегратору — компании IВS. Компания пришла к этой грани консалтинга через множество различных проектов, осуществленных ее специалистами. Решение вопросов о повышении эффективности деятельности предприятий чаще всего осложняется бытующим у отечественных предпринимателей не очень четким представлением о том, что же все-таки нужно делать.
Как известно, в советское время делалась ставка на комплексную автоматизацию предприятий. Однако со временем стало ясно, что это не панацея от всех бед. Тогда-то на российские просторы и выпорхнуло еще одно, труднопроизносимое "импортное" слово — реинжиниринг, обозначающее в данном случае процесс перестройки деловых процессов, происходящих на предприятии.
С середины 90-х годов крупные проекты автоматизации деятельности компаний, реализуемые ведущими отечественными системными интеграторами, такими, как IBS, Ай-Ти, R-Style и рядом других, стали обязательно включать в себя предпроектный консалтинг. Результаты не заставили себя ждать. Проекты, выполненные с предварительным этапом консалтинга, в значительно большей степени решали проблемы заказчика, чем ранее реализованные системы комплексной автоматизации. В таких проектах обычно затрагиваются вопросы структурной перестройки компании, автоматизации ее делопроизводства, реже — кадровый состав и сферы деятельности. Системные интеграторы, а именно они берутся за решение подобных задач, выступают здесь в роли консультантов по решению одной большой проблемы - повышению эффективности бизнес-процессов предприятия.
Реализация этапа предпроектного консалтинга на базе комплексного анализа позволяет определить истинные причины, ухудшающие работу предприятия. Обнаружив "узкие места", системный интегратор предлагает заказчику не просто автоматизированную систему, а комплекс аппаратно-программных средств и организационно-режимных мероприятий, позволяющих эти места "расширить". Более того, исполнитель создает модель новой организации бизнес-процессов на предприятии, которая тщательно выверяется и обсуждается с клиентом. Такая модель становится основой создаваемой системы, и помимо повышения эффективности деятельности предприятия она обычно обеспечивает возможность безболезненной коррекции бизнес-процессов. То есть является моделью открытой, развивающейся, наращиваемой системы.
Значит, консалтинг — глобальное, проблемное консультирование? На самом деле, это лишь один вид консалтинга. Существует и другой, который обеспечивает не перестройку, а сопровождение или поддержку деятельности предприятия. Естественно, в первую очередь речь идет о юридическом и аудиторском сопровождении.
Многие частные зарубежные компании заручаются поддержкой независимых консалтинговых фирм в своей повседневной деятельности. Да и крупные акционерные и государственные предприятия нуждаются в получении достоверной информации о текущем состоянии дел для принятия правильных решений по управлению бизнес-процессами. Естественно, подобную информацию могут предоставить лишь независимые консалтинговые компании.
Каким фирмам следует доверить вопросы сопровождения бизнес-процессов компании? Рассмотрим два примера.
• Аудиторская фирма проводит проверку финансовой деятельности компании и по ее результатам выдает положительное заключение. Вслед за этим проводит свою проверку ГНИ и начисляет штрафы и пени. Компания не согласна с заключением Государственной налоговой инспекции и для защиты своих интересов вынуждена обратиться уже в другую фирму — юридическую.
• Компания рассматривает вопрос о вложении денежных средств в конкретный проект. Специализированная консалтинговая фирма разрабатывает бизнос-план, после чего инвестор принимает положительное решение. Однако, для создания детализированной технологии выполнения проекта, поэтапного плана достижения финансовых результатов и обеспечения аудиторской и юридической поддержки компании приходится обращаться в другие фирмы.
Специалисты консалтинговой компании R-Style Trust считают, и, похоже, не без основания, что в обоих случаях решение проблем было бы значительно упрощено, если привлечь к нему универсальную консалтинговую фирму, выполняющую одновременно аудиторское, юридическое сопровождение и поддержку управления инвестициями.
Не секрет, что порой привлекая к экспертизе договора две различные компании — юридическую и аудиторскую, клиент зачастую получает противоположные оценки. Юрист отвечает только за правовую оценку, поэтому юридически грамотно составленный документ может заключать в себе формулировку, приводящую к повышенному налогообложению. В свою очередь, договор, одобренный только аудиторами, может содержать правовые ошибки. Многопрофильная же консалтинговая фирма предложит клиенту вариант документа, учитывающий оба эти аспекта. Таким образом, можно сделать выводы о выгодности работы с одной универсальной, многопрофильной консалтинговой компанией. В пользу этого говорит как отсутствие нестыковок между предложениями по различным направлениям, так и возможность реализации комплексного подхода в решении проблем. Последнее позволяет взглянуть на проблему интегрально, учитывая связь между решаемой задачей и другими сторонами деятельности предприятия. Положительным моментом является и то, что в дела фирмы посвящается лишь одна структура, и, как следствие, более высокий уровень ответственности ее сотрудников перед заказчиком.
Нужно отметить, что чем крупнее бизнес, тем сложнее процесс его функционирования. Поэтому, поручая отдельным специализированным фирмам решение каких-то вопросов, заказчик рискует получить ответ, который окажется, возможно, и правильным, но совершенно бесполезным, если не хуже. Это может произойти при попытке решить проблему в отрыве от связанных с ней моментов бизнес-процесса. Комплексное решение, предлагаемое универсальной консалтинговой фирмой, предусматривает разрешение проблемы в целом, то есть заказчик получит ответ на вопрос с учетом всех изменений, которые произойдут в деятельности предприятия впоследствии. Такой подход позволяет решать как локальные задачи, так и крупные проблемы клиентов. Многопрофильная консалтинговая фирма может разрабатывать решение с использованием интегральной оценки по различным критериям или провести экспертизу уже готового решения. Во втором случае возможен выбор лучшего из предложенных вариантов, а также оценка любого из них с юридической и аудиторской точек зрения. Кроме того, как разновидность экспертного заключения может быть сформулирована рекомендация, на основе которой клиент и примет свое окончательное решение.
Этот вид консалтинга — поддержка и сопровождение — уже нечто иное, чем консультирование. Он открывает предпринимателям возможность единого комплексного решения проблем, перманентно сопровождающих их деятельность.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:29:09