Определение субъектов социального предпринимательства: синтез подходов российской гуманитарной науки

Хасанова Г.Н.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 12 (Декабрь 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Целью настоящего исследования является определение субъектов социального предпринимательства. Предмет статьи заключается в изучении организационно-экономических взаимоотношений, возникающих в процессе формирования социальных предприятий в Российской Федерации. Методологическую базу составили системные подходы и точки зрения, представленные в трудах российских и зарубежных авторов, специализирующихся в области теории и практики социального предпринимательства, действующее федеральное законодательство по вопросам деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, а также механизмов государственной поддержки социально-ориентированного бизнеса, а также межотраслевые и статистические методы. В результате исследования автор статьи выделил критерии отнесения организаций к социальному предпринимательству. Были проанализированы показатели размеров, объемов выручки, организационно-правовые формы социальных предприятий Российской Федерации по данным за 2016 год, а также сделан вывод о целесообразности наделения социальных предприятий специальным статусом. Результаты исследования могут быть применены при формировании концепции законодательного регулирования социального предпринимательства в Российской Федерации.

Ключевые слова: некоммерческие организации, социальное предпринимательство, социальная миссия, социальное предприятие

JEL-классификация: L26, O35, L31

Источники:

1. Арай Ю.Н. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: подход к построению типологии // Российский журнал менеджмента. – 2018. – № 6. – С. 253-272. – doi: 10.21638/spbu18.2018.205.
2. Благов Ю.Е., Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство: проблемы типологии (предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. – 2010. – № 3. – С. 109-114.
Борнштейн Д. Как изменить мир: Социальное предпринимательство и сила новых идей. - М.: Альпина Паблишер, 2012. – 499 с.
4. Буянов В.П., Гришиа Я.С. Системообразующие факторы конструируемой модели правового обеспечения социального предпринимательства: системный подход // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2016. – № 68. – С. 48-59.
5. Морозов В.А. Социальное предпринимательство и сфера оплачиваемых услуг // Креативная экономика. – 2016. – № 11. – С. 1287-1304. – doi: 10.18334/ce.10.11.37022.
6. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 6(159). – С. 103-111.
7. Московская А.А., Берендяев А.А., Москвина А.Ю. Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимизации социального предпринимательства в России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2017. – № 6(142). – С. 31-51. – doi: 10.14515/monitoring.2017.6.02.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»)» №875п-П12 от 17.02.2015г. Официальный сайт Федерального портала проектов нормативных правовых актов. Федерального портала проектов нормативных правовых актов. [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru ( дата обращения: 01.09.2018 ).
Постановление ВЦИК «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») [принят 22.11.1926: по сост. на 25.11.1935]. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 01.09.2018 ).
Приказ Минэкономразвития РФ № 227 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2011 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» [принят 20.05.2011]. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 01.09.2018 ).
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2017. – 1057 с.
Товарищество передвижных художественных выставок. Письма и документы. / Т. 1, 2. - М.: Издательство «Искусство», 1987. – 383 с.
Уголовный кодекс РСФСР [принят 27.10.1960: по сост. на 30.07.1996]. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru ( дата обращения: 01.09.2018 ).
Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Эксмо, 2007. – 864 с.
15. Banks J.A. The Sociology of Social Movements // Macmillan. – 1972.
Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinction. Caledonia.org.uk. [Электронный ресурс]. URL: http://www.caledonia.org.uk/papers/Social-Entrepreneurship.doc ( дата обращения: 01.09.2018 ).
Dees J.G., Emerson J. Economy P. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. - New York: John Wiley & Sons, 2001. – 330 с.

Страница обновлена: 09.09.2025 в 01:09:51

 

 

The subjects of social entrepreneurship: a synthesis of the viewpoints in the Russian humanitarian science

Khasanova G.N.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 12 (December 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The purpose of this research is to develop a unified definition of the subjects of social entrepreneurship. The goal of the article is to learn organizational and economic relations in the process of social enterprises formation in Russian Federation. Methodological framework made up of systemic approaches and points of view presented in the works of Russian and foreign authors specializing in the field of the theory and practice of social entrepreneurship, existing Federal legislation on the activities of commercial and non-profit organizations, as well as cross-sectoral and statistical methods. The author defined the criterias of the social entrepreneurship, analyzed indicators of size, revenues, organizational and legal forms of social enterprises according to the year of 2016 and make the conclusion about the advisability of giving social enterprises special status. The results of the article can be applied in the formation of the concept of legal regulation of social entrepreneurship in the Russian Federation.

Keywords: social entrepreneurship, non-profit organizations, social enterprise, social mission

JEL-classification: L26, O35, L31