Пути формирования благоприятных условий для развития предприятий сферы услуг
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (29), Май 2009
Цитировать:
Волкова А.А. Пути формирования благоприятных условий для развития предприятий сферы услуг // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 140-144.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12591775
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье на примере Самарской области рассмотрены трехуровневая система поддержки сферы услуг и одно из направлений ее развития на основе потенциала предприятий малого бизнеса.
Ключевые слова: малый бизнес, сфера услуг, Самарская область, экономика региона, макроуровень, инфраструктура региональной поддержки
Объем потребления услуг населением является одной из характеристик его уровня жизни и эффективности работы предприятий сферы сервиса как сектора экономики. Сфера услуг динамично развивается, о чем свидетельствуют статистические данные, ежегодно публикуемые Федеральной службой государственной статистики. Динамика развития в сфере услуг показывает, что в 2008 г. в целом по стране объем платных услуг для населения стал на 4,9% больше чем в 2007. Похожая динамика наблюдается и по отдельно взятым округам, например в Приволжском федеральном округе прирост составил 9,5%, что несколько выше общего показателя по стране. Наибольший темп роста в Приволжском федеральном округе показала республика Башкортостан (116,2% по отношению к 2007 г.). В Самарской области, на примере которой проводилось исследование, темп роста объема оказанных населению платных услуг составил 105,9%.
На 1 января 2007 г. более 25 % малых предприятий были заняты в сфере услуг. Рассмотрим соотношение крупных, средних и малых предприятий изучаемой сферы по доминирующим отраслевым группам [1].
Таблица 1
Распределение объема платных услуг для населения по секторам реализации в 2007 г.
|
Оказано платных услуг
| |||
Крупными и средними предприятиями
|
Субъектами малого предпринимательства
| |||
Млн руб.
|
В % к общему объему
|
Млн руб.
|
В % к общему объему
| |
Платные услуги в том числе:
|
60348,6
|
74,8
|
20324,8
|
25,2
|
Бытовые
|
2752,9
|
36,4
|
4807,5
|
63,6
|
Транспортные
|
8396,7
|
56,2
|
6536,6
|
43,8
|
Связи
|
15996,1
|
96,2
|
630,4
|
3,8
|
ЖКХ
|
20059,6
|
96,7
|
646,4
|
3,3
|
Медицинские
|
2862,5
|
71,6
|
1137,4
|
28,4
|
Системы образования
|
6535,5
|
81,1
|
1519,9
|
18,9
|
Объем платных услуг на 74,8% формировался крупными и средними предприятиями (в 2006 г. эта цифра составляла 74,6%, в 2005 г. – 78,5%). Доля малого предпринимательства - 25,2% (соответственно 25,3% и 22,5 %), в том числе физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе, некорпоративными предприятиями было обеспечено 19,5% (соответственно 15,7% и 16,7%) от общего объема оказанных услуг.
Несмотря на высокие показатели отличительной особенностью сектора услуг, оказываемых малыми предприятиями, продолжает оставаться высокая доля теневого бизнеса. По экспертным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.
На наш взгляд, формирование благоприятных условий и поддержка малых предприятий сферы услуг являются приоритетными направлениями ее развития в регионе.
Малые предприятия обладают определенными особенностями и присущими только им преимуществами и недостатками.
Изучение литературных источников, посвященных проблемам малого бизнеса, и анализ современного состояния малого предпринимательства в России и, в частности, Самарской области позволили обобщить сильные и слабые стороны этого экономического субъекта. Попытка рассмотреть их применительно к малым предприятиям сферы услуг (МПСУ) показала необходимость систематизации данной информации. Для этих целей нами разработана классификация сильных и слабых сторон МПСУ по функциональным сферам (см. табл. 2).
Таблица 2
Характеристика малых предприятий сферы услуг
Критерии
|
Сильные стороны
МПСУ |
Слабые стороны
МПСУ |
В экономической
сфере |
- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
- более низкая потребность в первоначальном капитале; - относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала |
- нехватка финансирования;
- нехватка достоверной информации о рынке; - конкуренция со стороны родственных по профилю предприятий; - нестабильный спрос потребителей услуги |
В сфере производства
|
- высокая гибкость и приспособляемость;
- быстрая реакция на желания потребителей; - совмещение нескольких направлений и видов деятельности; - быстрое развитие типовой и ассортиментной структуры услуг |
- нехватка производственных площадей;
- низкий уровень технической вооруженности |
В сфере управления
|
- большая независимость в действиях;
- свобода поиска и поощрения инициативы; - отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов |
- нехватка квалифицированных кадров;
- совмещение должностей |
В инновационной сфере
|
- значительный инновационный потенциал;
- восприимчивость к новым идеям и их быстрая апробация; - готовность к риску |
- неопределенность сроков инновационного процесса;
- недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями |
В сфере государственного регулирования
|
- государственная поддержка малых предприятий
|
- несовершенство законодательства в области налогообложения и защиты интеллектуальной собственности
|
С нашей точки зрения, решение указанных задач требуется одновременно на макро- (государство), мезо- (регион) и микроуровне (малое предприятие сферы услуг).
В настоящее время на федеральном уровне реализуется ряд мероприятий, направленных на осуществление комплексной поддержки субъектов малого предпринимательства. Государство в существующих условиях должно стимулировать широкомасштабный спрос на услуги. Только в сочетании со стимулированием спроса деятельность организаций инфраструктуры поддержки и обслуживания малого бизнеса в сфере услуг приобретает полноценный экономический смысл. При этом главная задача государства состоит в том, чтобы указывать приоритетные направления развития данной отрасли с учетом национальных интересов.
Сфера услуг ориентирована на региональный рынок. Предприятия данной отрасли должны находиться в непосредственной доступности для населения, поскольку услуги предоставляются конкретному заказчику. В связи с этим производство и потребление услуги тесно взаимосвязаны, они не могут быть разорваны.
Проблемы, решаемые на мезоуровне, должны согласовываться с федеральными задачами и ориентироваться на местные особенности, предусматривающие:
- создание социально-ориентированного механизма регионального хозяйствования;
- стимулирование конкретных видов услуг, которые отвечают интересам и потребностям внутреннего рынка;
- реальную поддержку малых предприятий.
Таким образом, макроуровень создает необходимую почву для функционирования МПСУ, а микроуровень – предприятий сферы услуг, интеграция совместных усилий по развитию данной отрасли осуществляется на мезоуровне. Поэтому основные механизмы поддержки сферы услуг через систему малых предприятий должны разрабатываться именно на региональном (мезо-) уровне.
Таким образом, региональная инфраструктура поддержки сферы услуг должна быть ориентирована на создание социально-привлекательного имиджа территории и взаимосвязи ее составляющих – региональной администрации, предприятий промышленности и сферы услуг, общественных организаций, ориентированных на потребителя конкретного вида услуг.
Источники:
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:53:50