Склонность к предпринимательству: роль внутренних и внешних факторов
Устинова К.А.1
1 Вологодский научный центр Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 9 (Сентябрь 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На основе данных социологического опроса общественного мнения, проведенного в 2016 г. на территории Вологодской области, оценивается влияние внешних и внутренних факторов на склонность к предпринимательской деятельности. По результатам проведенного анализа установлено, что из обозначенных выше групп факторов наибольшее влияние на предпринимательскую деятельность оказывают внутренние, связанные с положительным внутренним настроем, удовлетворенностью сложившейся ситуацией, положительным отношением к предпринимательству, а также с хорошим материальным положением семьи и наличием высокого образовательного уровня. Показано, что среди внешних факторов на готовность к предпринимательству воздействует восприятие политической и экономической ситуации в стране и в регионе. Подчеркнем, что на региональном уровне эти аспекты оказывают несколько большее влияние на склонность к предпринимательству, чем на уровне страны. Установлено, что важная роль отводится не столько функционированию политической системы, сколько институциональным аспектам, связанным с соблюдением отдельных прав и свобод личности, с возможностью повлиять на ситуацию в стране и в регионе.
Ключевые слова: склонность к предпринимательству, оценка политической и экономической ситуации, отношение к предпринимательству, социально-демографические характеристики
JEL-классификация: L26, L29, M21
Источники:
Carree M., Thurik R. 2003 The impact of entrepreneurship on economic growth. In Audretsch DB and Acs ZJ (eds) Handbook of Entrepreneurship Research. Boston/Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 437–471
Parker S.C. The Economics of Self-employment and Entrepreneurship. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. - London: Routledge, 1994.
5. Wennekers S., Thurik R. Linking entrepreneurship and economic growth // Small Business Economics. – 1999. – № 13. – С. 27-55.
McClelland D. The Achieving Society. Princeton. - NJ: Princeton University Press, 1961.
Collins O.F., Moore D.G., Unwalla D.B. 1964 The Enterprising Man. East Lansing: Michigan State University Business Studies
8. Carsrud A.L., Johnson R.W. Entrepreneurship: A social psychological perspective // Entrepreneurship & Regional Development. – 1989. – № 1. – С. 21-31.
9. Audretsch D.B., Keilbach M. Does entrepreneurship capital matter? // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2004. – № 5. – С. 419-429.
10. Audretsch D.B., Thurik R. What’s new about the New Economy? Sources of growth in the managed and entrepreneurial economies // Industrial and Corporate Change. – 2001. – № 1. – С. 267-315.
Parker S.C. The Economics of Self-employment and Entrepreneurship. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
12. Wennekers S., van Stel A., Thurik R., Reynolds P. Nascent entrepreneurship and the level of economic developmen // Small Business Economics. – 2005. – № 3. – С. 293-309.
13. Drakopoulou Dodd S.D., Anderson A.R. Mumpsimus and the mything of the individualist entrepreneur // International Small Business Journal. – 2007. – № 4. – С. 341-360.
14. Gibson E.P., Schwartz H.S. Value priorities and gender // Social Psychology Quarterly. – 1998. – № 1. – С. 49-67.
15. Montanye J.A. Entrepreneurship // The Independent Review. – 2006. – № 4. – С. 549-571.
16. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов // Вестник санкт-петербургского университета. серия 8. менеджмент. – 2015. – № 3. – С. 21-46.
17. Беляева Т.В., Ласковая А.К., Широкова Г.В. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательских намерений студентов: роль национальной культуры // Российский журнал менеджмента. – 2016. – № 1. – С. 59-86.
Dej D. 2008. The nature of entrepreneurial motivation. In J.A.M. Leon, M. Gorgievski, M. Lukes, Teaching psychology of entrepreneurship: Perspective from six European countries pp. 81-102. Madrid, Spain: Universidad Nacional de Educación a Distancia Madrid
19. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American Psychologist. – 2000. – № 1. – С. 68-78.
Vesalainen J., Pihkala T. Motivation structure and entrepreneurial intentions. Fusionmx. [Электронный ресурс]. URL: http://fusionmx.babson.edu/ entrep/fer/papers99/II/II_B/IIB.html.
21. Carsrud A., Brännback M. Entrepreneurial motivations: What do we still need to know? // Journal of Small Business Management. – 2012. – № 1. – С. 9-26.
22. Perry C. After further sightings of the heffalump // Journal of Managerial Psychology. – 1990. – № 5. – С. 22-31.
23. Sapp S., Harrod W. Reliability and validity of a brief version of Levenson's locus of control scale // Psy-chological Reports. – 1993. – № 72. – С. 539-550.
24. Kaufmann P., Welsh D. Locus of control and entrepreneurship in the Russian Republic // Entrepreneur-ship: Theory and Practice. – 1995. – № 1. – С. 43-56.
25. Ward E. Motivation of expansion plans of entrepreneurs and small business managers // Journal of Small Business Management. – 1993. – № 1. – С. 32-38.
26. Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Полис. – 1993. – № 3. – С. 149-154.
Барсукова С. Предприниматели разных «призывов» или динамика составляющих предпринимательского успеха // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год: Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год
в сб.: Заславская Т. И. М., 1999.
28. Чепуренко А.Ю., Яковлев А.А. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. – 2013. – № 2. – С. 51-60.
29. Чепуренко А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 2(14). – С. 102-124.
Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Gsom.spbu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gsom.spbu.ru/files/gem_28_02 _web.pdf.
31. Туман-Никифорова И.О. Русский традиционный менталитет и экономическое предпринимательство // Вестник красноярского государственного аграрного университета. – 2010. – № 12. – С. 163-169.
Российская идентичность в социологическом измерении. Isras.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/ Doklad/Doclad_Rus_Identity.pdf.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:02:47