Склонность к предпринимательству: роль внутренних и внешних факторов
Устинова К.А.1![]()
1 Вологодский научный центр Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 19
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 9 (Сентябрь 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На основе данных социологического опроса общественного мнения, проведенного в 2016 г. на территории Вологодской области, оценивается влияние внешних и внутренних факторов на склонность к предпринимательской деятельности. По результатам проведенного анализа установлено, что из обозначенных выше групп факторов наибольшее влияние на предпринимательскую деятельность оказывают внутренние, связанные с положительным внутренним настроем, удовлетворенностью сложившейся ситуацией, положительным отношением к предпринимательству, а также с хорошим материальным положением семьи и наличием высокого образовательного уровня. Показано, что среди внешних факторов на готовность к предпринимательству воздействует восприятие политической и экономической ситуации в стране и в регионе. Подчеркнем, что на региональном уровне эти аспекты оказывают несколько большее влияние на склонность к предпринимательству, чем на уровне страны. Установлено, что важная роль отводится не столько функционированию политической системы, сколько институциональным аспектам, связанным с соблюдением отдельных прав и свобод личности, с возможностью повлиять на ситуацию в стране и в регионе.
Ключевые слова: склонность к предпринимательству, оценка политической и экономической ситуации, отношение к предпринимательству, социально-демографические характеристики
JEL-классификация: L26, L29, M21
Источники:
Carree M., Thurik R. 2003 The impact of entrepreneurship on economic growth. In Audretsch DB and Acs ZJ (eds) Handbook of Entrepreneurship Research. Boston/Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 437–471
Parker S.C. The Economics of Self-employment and Entrepreneurship. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. - London: Routledge, 1994.
5. Wennekers S., Thurik R. Linking entrepreneurship and economic growth // Small Business Economics. – 1999. – № 13. – С. 27-55.
McClelland D. The Achieving Society. Princeton. - NJ: Princeton University Press, 1961.
Collins O.F., Moore D.G., Unwalla D.B. 1964 The Enterprising Man. East Lansing: Michigan State University Business Studies
8. Carsrud A.L., Johnson R.W. Entrepreneurship: A social psychological perspective // Entrepreneurship & Regional Development. – 1989. – № 1. – С. 21-31.
9. Audretsch D.B., Keilbach M. Does entrepreneurship capital matter? // Entrepreneurship Theory and Practice. – 2004. – № 5. – С. 419-429.
10. Audretsch D.B., Thurik R. What’s new about the New Economy? Sources of growth in the managed and entrepreneurial economies // Industrial and Corporate Change. – 2001. – № 1. – С. 267-315.
Parker S.C. The Economics of Self-employment and Entrepreneurship. - Cambridge: Cambridge University Press, 2004.
12. Wennekers S., van Stel A., Thurik R., Reynolds P. Nascent entrepreneurship and the level of economic developmen // Small Business Economics. – 2005. – № 3. – С. 293-309.
13. Drakopoulou Dodd S.D., Anderson A.R. Mumpsimus and the mything of the individualist entrepreneur // International Small Business Journal. – 2007. – № 4. – С. 341-360.
14. Gibson E.P., Schwartz H.S. Value priorities and gender // Social Psychology Quarterly. – 1998. – № 1. – С. 49-67.
15. Montanye J.A. Entrepreneurship // The Independent Review. – 2006. – № 4. – С. 549-571.
16. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов // Вестник санкт-петербургского университета. серия 8. менеджмент. – 2015. – № 3. – С. 21-46.
17. Беляева Т.В., Ласковая А.К., Широкова Г.В. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательских намерений студентов: роль национальной культуры // Российский журнал менеджмента. – 2016. – № 1. – С. 59-86.
Dej D. 2008. The nature of entrepreneurial motivation. In J.A.M. Leon, M. Gorgievski, M. Lukes, Teaching psychology of entrepreneurship: Perspective from six European countries pp. 81-102. Madrid, Spain: Universidad Nacional de Educación a Distancia Madrid
19. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being // American Psychologist. – 2000. – № 1. – С. 68-78.
Vesalainen J., Pihkala T. Motivation structure and entrepreneurial intentions. Fusionmx. [Электронный ресурс]. URL: http://fusionmx.babson.edu/ entrep/fer/papers99/II/II_B/IIB.html.
21. Carsrud A., Brännback M. Entrepreneurial motivations: What do we still need to know? // Journal of Small Business Management. – 2012. – № 1. – С. 9-26.
22. Perry C. After further sightings of the heffalump // Journal of Managerial Psychology. – 1990. – № 5. – С. 22-31.
23. Sapp S., Harrod W. Reliability and validity of a brief version of Levenson's locus of control scale // Psy-chological Reports. – 1993. – № 72. – С. 539-550.
24. Kaufmann P., Welsh D. Locus of control and entrepreneurship in the Russian Republic // Entrepreneur-ship: Theory and Practice. – 1995. – № 1. – С. 43-56.
25. Ward E. Motivation of expansion plans of entrepreneurs and small business managers // Journal of Small Business Management. – 1993. – № 1. – С. 32-38.
26. Бунин И.М. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Полис. – 1993. – № 3. – С. 149-154.
Барсукова С. Предприниматели разных «призывов» или динамика составляющих предпринимательского успеха // Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год: Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год
в сб.: Заславская Т. И. М., 1999.
28. Чепуренко А.Ю., Яковлев А.А. Теория предпринимательства: важность контекста // Российский журнал менеджмента. – 2013. – № 2. – С. 51-60.
29. Чепуренко А.Ю. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) // Журнал новой экономической ассоциации. – 2012. – № 2(14). – С. 102-124.
Верховская О.Р., Дорохина М.В. Глобальный мониторинг предпринимательства. Gsom.spbu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gsom.spbu.ru/files/gem_28_02 _web.pdf.
31. Туман-Никифорова И.О. Русский традиционный менталитет и экономическое предпринимательство // Вестник красноярского государственного аграрного университета. – 2010. – № 12. – С. 163-169.
Российская идентичность в социологическом измерении. Isras.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/ Doklad/Doclad_Rus_Identity.pdf.
Страница обновлена: 14.08.2025 в 01:54:25
Download PDF | Downloads: 19
Propensity to entrepreneurship: the role of internal and external factors
Ustinova K.A.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 9 (September 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Based on the data of the sociological survey of public opinion carried out in 2016 in the Vologda region, the influence of external and internal factors on the propensity to entrepreneurial activity is estimated. According to the results of the analysis it was found that of the above groups of factors the greatest impact on business activities have internal, associated with a positive internal attitude, satisfaction with the situation, a positive attitude to entrepreneurship, as well as a good financial situation of the family and the presence of a high educational level. It is shown that among the external factors, the perception of the political and economic situation in the country and in the region affects the readiness for entrepreneurship. We emphasize that at the regional level, these aspects have a slightly greater impact on the propensity to entrepreneurship than at the country level. It is established that an important role is given not so much to the functioning of the political system, as to the institutional aspects related to the observance of individual rights and freedoms, with the ability to influence the situation in the country and in the region.
Keywords: propensity to entrepreneurship, assessment of political and economic situation, attitude to entrepreneurship, socio-demographic characteristics
JEL-classification: L26, L29, M21
