Современные тенденции развития теории жизненного цикла фирмы

Зябриков В.В.1, Шевазуцкий И.Р.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 9 (Сентябрь 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зябриков В.В., Шевазуцкий И.Р. Современные тенденции развития теории жизненного цикла фирмы // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 9. – С. 2581-2592. – doi: 10.18334/rp.19.9.39306.

Аннотация:
Деловая культура, наряду со стратегией, является важнейшим элементом внутренней среды фирмы, фактором ее успеха, определяет степень зрелости ее менеджмента и персонала. Этот центральный элемент внутренней среды фирмы наиболее точно характеризует механизм принятия управленческих решений на фирме, а потому в большей степени, чем стратегия или структура, определяет фактически достигнутый уровень развития фирмы, а следовательно, стадию ее жизненного цикла. Отметим, что устремленная в будущее стратегия отражает скорее не фактическое состояние фирмы, а лишь ожидания и намерения ее руководства. Стратегия может быть выбрана верно или неверно, это само по себе не меняет стадию жизненного цикла фирмы, потому стратегия не пригодна для определения стадии жизненного цикла. Напротив, организационная структура обычно запаздывает по отношению к достигнутому уровню развития фирмы. В статье показано, что последовательность сменяющих один другой типов деловой культуры наиболее точно характеризует динамику изменения внутренней среды фирмы, а потому тип культуры является подходящим идентификатором стадии ее жизненного цикла фирмы.

Ключевые слова: жизненный цикл, определение стадии жизненного цикла, типология культуры

JEL-классификация: M14, D23, D21, D22

Источники:

1. Зябриков В.В., Ахвледиани З.Дж. Единая типология деловой культуры и процесс формирования культуры фирмы // Креативная экономика. – 2016. – № 8. – С. 883-904.
2. Зябрикова А.В., Зябриков В.В. Оптимальная траектория жизненного цикла фирмы // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 4. – С. 123-127.
3. Филонович С.Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 53-64.
Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика. / 2-е изд., монография. - СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. – 480 с.
Adizes I. Corporate lifecycles: how and why corporations grow and die and what to do about it. Englewood cliffs, NJ: Prentice hall, 1989.1
6. Belak J. Management and governance: organizational culture in relation to enterprise life cycle // Kybernetes. – 2016. – № 4. – С. 680-698.
7. Hanks Steven H., Watson Collin J., Jansen Erik, Chandler Gaylen N. Tightening the life-cycle construct: a taxonomic study of growth stage configurations in high-technology organizations // Entrepreneurship theory and practice. – 1993. – № 2. – С. 5-30.
Leithy W.E. Organizational culture and organizational life cycle. International journal of economics and management sciences. [Электронный ресурс]. URL: https://www.omicsonline.org/open-access/organizational-culture-and-organizational-life-cycle-2162-6359-1000433.pdf .
9. Miller D., Friesen P.H. A longitudinal study of the corporate life cycle // Management science. – 1984. – № 10. – С. 1161-1183.
Pumpin C., Prange J. Management der unternehmensentwicklung: phasengerichte fuhrung und der umgang mit krisen. - Frankfurt a.M.: Campus, 1991.
11. Rahimi F., Fallah S. Study of organizational life cycle and its impact on strategy formulation // Procedia – Social and behavioral sciences. – 2015. – № 207. – С. 50-58.
12. Ul Hassan F. S. Exploring the relationships among organizational life cycle stages and different traits of organizational culture // Business and management review. – 2011. – С. 103-112.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:02:45