Правовое обеспечение формирования бизнес-команды
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Орлов А.И. Правовое обеспечение формирования бизнес-команды // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 103-107.
Аннотация:
Для чего нужна бизнес-команда? Прежде чем рассмотреть методику и порядок правового обеспечения бизнес-команды, целесообразно выяснить, для чего она нужна. Идеальным вариантом в предпринимательстве, как сказал однажды профессор А.В. Бусыгин, является случай, когда один человек генерирует идею, находит источник ее финансирования и организует на ее основе производство продукции, товаров, выполнение работ или оказание услуг. Либо когда один человек (без команды) обладает качествами и производственника, и финансиста, и сбытовика. Однако такое случается крайне редко и под силу лишь отдельным людям. А по мере усложнения характера производства становится все более сложным.
Ключевые слова: правовое обеспечение, кадровая служба
Для чего нужна бизнес-команда?
Прежде чем рассмотреть методику и порядок правового обеспечения бизнес-команды, целесообразно выяснить, для чего она нужна.
Идеальным вариантом в предпринимательстве, как сказал однажды профессор А.В. Бусыгин, является случай, когда один человек генерирует идею, находит источник ее финансирования и организует на ее основе производство продукции, товаров, выполнение работ или оказание услуг. Либо когда один человек (без команды) обладает качествами и производственника, и финансиста, и сбытовика. Однако такое случается крайне редко и под силу лишь отдельным людям. А по мере усложнения характера производства становится все более сложным.
Известно, что организации существуют только по одной причине: люди в одиночку не могут сделать то, чего могут достичь, объединив свои усилия. Для победы в конкурентной борьбе нужна "армия", чтобы противостоять другим "армиям".
На ратуше в одном из городов Дании написано: "Никто не знает так много, как мы все вместе". Наиболее выдающиеся предприниматели, объединяя свои усилия, создают, если можно так сказать, суперразум, благодаря которому сообща рождают великие планы и идеи.
Объединение людей ‑ это объединение их знаний, умений, навыков, их репутации, деловых связей, их духовного, интеллектуального и имущественного капитала. Рассказывают, что когда Генри Форда вызвали в суд и попытались обвинить в невежестве и незнании отдельных фактов, он ответил, что у него 10 тысяч работающих и по его приказу любой из них представит ему именно ту информацию, которой этот специалист максимально хорошо владеет. Его же задача ‑ наилучшим образом скоординировать, организовать взаимодействие всех работников. Таким образом, бизнес-команда нужна для того, чтобы успешно решая все задачи бизнес-плана обязательно достигать поставленной цели.
Каждый член команды вносит что-либо свое в общее дело и этим усиливает команду.
Поэтому, подбирая экипаж для плавания в бурном море Бизнеса, необходимо иметь компас, знать, куда, в каком направлении будет двигаться Предпринимательский Корабль, с какими трудностями он встретится и сообразно этому подбирать людей, которые будут способны максимально эффективно решать предстоящие задачи и достижении намеченной цели.
Какие требования предъявляются к членам бизнес-команды?
Видимо, это зависит в первую очередь от цели организации. А поскольку цель любой коммерческой организации ‑ получение прибыли, то и члены команды должны обладать навыками, способствующими достижению этой цели. А роль и задача руководителя ‑ суметь подобрать необходимую команду, обладающую всей гаммой необходимых способностей, умений и навыков.
В древней Венеции вождем народа ‑ дожем ‑ избирали человека, отличавшегося ярким умом, выдающимися управленческими способностями, и очень состоятельного. Последнее условие предусматривалось для того, чтобы в случае, если своим решением он причинит государству вред, то он должен возместить его из своего собственного имущества. Отказ избранного дожа от исполнения государственных обязанностей карался смертью.
Для того, чтобы создать команду, необходимо досконально продумать критерии отбора, стимулирования и продвижения работников. Заранее, до того, как Предпринимательский Корабль отчалит в плавание!
При формировании команды традиционно исходят из двух методик подбора людей.
Первая из них ‑ это подбор послушных и безынициативных, по принципу "на тусклом небосклоне любая звезда (руководитель) светит ярче". Однако при таком подходе сдерживается инициатива, наиболее способные работники не работают долго в подобной обстановке и уходят в другие организации.
Второй подход - это подбор умных и творческих людей. Например, одной из основных причин величия Наполеона Бонапарта явилось то, что он окружил себя умнейшими и талантливейшими людьми своей эпохи. Наиболее мудрые руководители предприятий предпочитают уступить таким работникам часть собственности компании и не позволяют им переходить на другие предприятия.
Кто, как и по каким критериям должен подбирать команду?
С ростом числа предприятий на многих из них создаются кадровые службы. На крупных предприятиях они занимают ведущее место. На смену имущественным и техническим приоритетам приходит приоритет признания человеческой ценности, как главной составляющей производственного процесса.
Следует отметить важную тенденцию, которая в последние годы проявилась в работе отечественных кадровых агентств. Если раньше ценились работники с длительным стажем работы на одном предприятии, то в настоящее время при подборе кадров (особенно на руководящие должности) ценится многосторонний и разнообразный опыт в различных организациях и на различных должностях, что повышает ценность работников в глазах работодателя. Именно работники сегодня составляют наибольшую ценность компаний и именно за ними сегодня охотятся "охотники за головами", которым компании платят огромные деньги за удачные находки в человеческих россыпях.
О том, что именно человеческие ресурсы являются наиболее ценными, свидетельствует структура капитала наиболее высокотехнологичных зарубежных компаний. Например, основной капитал фирмы "Miсrosoft" на конец 1996 года оценивался в 85,5 миллиардов долларов США. Но сумма денег, вложенных в землю, заводы и оборудование составляла лишь 930 миллионов долларов. Иначе говоря, покупая на сто долларов акций "Miсrosoft" основных фондов покупаешь лишь на один доллар.
Не поэтому ли на многих зарубежных, а теперь и отечественных предприятиях вице-президент по работе с персоналом является первым лицом после президента?
Каковы основные функции кадровой службы?
В Положении о кадровой службе предприятия целесообразно урегулировать порядок организации таких ее видов деятельности, как наем и расстановка работников, распределение среди них обязанностей, подготовка и переподготовка кадров, стимулирование труда, укрепление дисциплины, совершенствование организации и оплаты труда.
В компаниях Японии, США, Западной Европы, а также на ряде российских предприятия все больший упор делается на упреждающую подготовку работников из своего коллектива вместо найма работников со стороны.
Какими основными правовыми документами обеспечивается кадровая работа?
На многих предприятиях разработаны и действуют Положения о кадровой службе предприятия, Положения о персонале. В них урегулированы вопросы: о понятии персонала, принципах взаимоотношений администрации и персонала, программа развития персонала, контрактная система найма, повышение квалификации, право работников на выбор форм организации труда, гарантированность занятости, социальные гарантии, участие работников в прибылях, отношения между работниками, администрацией и профсоюзом, ответственность администрации и персонала.
На отдельных предприятиях разрабатываются Положения о заключении письменных трудовых договоров (контрактов), а также отдельные виды трудовых договоров с руководителем предприятия (президентом, директором, исполнительным директором и другими работниками компании). Порядок внутренней организации деятельности управленческой команды и всего коллектива определяется Правилами внутреннего трудового распорядка.
Порядок организации и оплаты труда регламентируется Положением об оплате труда, а также внутренними положениями, регулирующими порядок оплаты труда некоторым категориям работников за отдельные виды работ, либо иные достижения. Этими же документами предусмотрены нормы, способствующие формированию и укреплению трудовой дисциплины, повышению инициативности, добросовестного отношения к труду.
Имея указанную правовую базу, регламентировав все основные вопросы, связанные с формированием команды, организацией ее деятельности и стимулирования, в значительной мере облегчается процесс управления трудовым коллективом, вносится четкость в отношения между структурными подразделениями.
Источники:
2. Старобинский Э.Е. Интеллектуальный капитал предпринимателя. Москва, 1996 г. Библиотека журнала "Управление персоналом". Стр. 128-130.
3. Хилл Н. Думай и богатей-4. Шестнадцать законов успеха, Пер. с англ. В.Ф. Рубцова.- М.: Агентство "ФАИР", 1997. (Серия "Настольная книга бизнесмена").
4. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. Издательская группа ИНФРА-М -Кодекс. М., 1995 г.
5. Томас Стюарт. Богатство от ума: Деловой бестселлер., Пер. с англ. В.А. Ноздриной. -Мн.: Парадокс.1998. -Сер. "Поле чудес: Бизнес".
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:20