Интегрально-маркетинговые методы развития регионального туризма как фактор повышения социо-эколого-экономической устойчивости региона
Щетинина Е.Д.1, Дагман С.1![]()
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Скачать PDF | Загрузок: 32
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 5 (Май 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье изложены подходы к формированию интегрально-маркетинговых методов развития туризма региона как фактора повышения региональной социо-эколого-экономической устойчивости. Рассмотрен связанный с этим круг методических и практических проблем, тенденции туристического маркетинга и его современные особенности на примере Белгородской области. Исследован методический аппарат маркетинга в туризме, выявлена взаимосвязь туризма и развития территории и обоснована необходимость формирования интегрального маркетингового пространства для повышения устойчивости и сбалансированности социо-эколого-экономического развития региона. В качестве методологической базы для этой цели предложен синтез трех видов маркетинга – туристического, регионального и отношенческого в их социально-этической форме. Определены компоненты и параметры устойчивости туристического маркетинга, учитывающие интересы региона. В качестве одного из инструментов интегрированного маркетинга предложена расширенная типология потребителей рынка туристических услуг. Установлены принципы оценки эффективности туристического маркетинга на основе учета мультипликативного эффекта и влияния на валовый региональный продукт (ВРП). Намечены программные блоки практической реализации стратегии устойчивого развития региона, связанные с туристическим сектором как драйвером этого развития.
Ключевые слова: маркетинг, туризм, устойчивое развитие, регион, социо-эколого-экономическая система, маркетинговая устойчивость туризма
JEL-классификация: M31, L83, Q56
Источники:
Блэкуэлл Р., Миннард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. / 10- е изд. / Пер.с англ. - СПб.: Питер, 2007. – 944 с.
3. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро -, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. – 1998. – № 3. – С. 67-77.
Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. - М.: Советский спорт, Российская международная академия туризма, 2008.
Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Туризм и устойчивое развитие региона: социальный и институциональный аспекты. / Монография. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. – 158 с.
Данилина М.В., Деревянкина В.И., Потехин А.В. Особенности поведения потребителя туристских услуг. Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2014/14128.htm.
Дашкова Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе. - М.: Изд-во «Дашков и Со», 2010. – 72 с.
Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме. / Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
9. Касимов Н.С., Мазуров Ю.Л., Тикунов В.С. Концепция устойчивого развития: восприятие в России // Вестник РАН. – 2004. – № 1. – С. 28-36.
10. Кондрашов И.Б. Методы и инструменты управления региональной конкурентоспособностью // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2017. – № 4. – С. 133-136.
Котлер Ф, Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: Юнити-Дана, 2007. – 1045 с.
12. Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. – 2004. – № 4. – С. 124-143.
Щетинина Е.Д. Маркетинговое управление устойчивостью. / Монография. - Белгород.: Изд-во БГТУ, 2016. – 189 с.
14. Ощепков В.М., Кузьмина Ю.Д. Регион как самостоятельный экономический субъект // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2013. – № 4(19). – С. 41-47.
15. Ощерин Л.А., Пешкова М.В. Методические подходы к разработке концепции инновационного развития территорий как основы лэнд –девелопмента в жилищном строительстве // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2011. – № 1. – С. 10-20.
16. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – № 5. – С. 656.
17. Полякова Т.В. Многоуровневая концепция территориального маркетинга как инструмент анализа развития экономических систем // Вестник Института Дружбы народов Кавказа. – 2011. – № 1. – С. 74-80.
18. Пчелинцев О.С., Любовный В.Я., Воякина А.Б. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 5. – С. 62-68.
Преображенский Б.Г., Трещевский Ю.И. и др. Региональная социально-экономическая политика: теория, мировая и российская практика. / Коллективная монография. - Воронеж: «Научная книга», 2005. – 344 с.
20. Романова М.М. Инвестирование в индустрию туризма в России и других странах // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 2(34). – С. 241-245.
21. Рубцов В.А., Габдрахманов Н.К., Байбаков Э.И., Хоссейни С.С. Туризм и устойчивое развитие // Экологический консалтинг. – 2016. – № 1(61). – С. 2-13.
Старикова М.С. Поведение потребителей. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. – 264 с.
Татаркин А.И., Львов Д.С., Куклин А.А. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. - Екатеринбург: изд-во Урал. Университета, 1999. – 276 с.
24. Тукубаева Ж., Бобушев Т.С. Развитие туристского потенциала как форма устойчивого развития местных сообществ // Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – № 43. – С. 29-38.
25. Ускова Т.В., Копасова С.С. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ – к практическим результатам // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – 2008. – № 3(43). – С. 21-31.
26. Шевченко Е.С. Теоретические аспекты разработки программы организации событийного туризма в регионе // Белгородский экономический вестник. – 2015. – № 4(80). – С. 252-276.
27. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в регионах России // Финансы и кредит. – 2015. – № 2(674). – С. 36-47.
Щетинина Е.Д. Макроэкономические условия повышения устойчивости развития социоприродных систем. / Диссертация д. э. н. - М., 1998. – 397 с.
29. Щетинина Е.Д., Козлова Н.В. Маркетинг региона как инструмент капитализации экономических ресурсов территории // Белгородский экономический вестник. – 2015. – № 4(80). – С. 217-221.
Travel & Tourism Economic Impact 2016. World Travel & Tourism Council. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wttc.org ( дата обращения: 25.04.2018 ).
Страница обновлена: 13.08.2025 в 05:42:08
Download PDF | Downloads: 32
Integrated marketing methods of regional tourism development as a factor of socio-ecological and economic stability of the region
Shchetinina E.D., Dagman S.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 5 (May 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article describes the approaches to the formation of integrated marketing methods of tourism development in the region as a factor of regional socio-ecological and economic sustainability. The associated range of methodological and practical problems, trends in tourism marketing and its modern features on the example of the Belgorod region are considered. The methodical apparatus of marketing in tourism is investigated, the interrelation of tourism and development of the territory is revealed and the necessity of formation of integrated marketing space for increase of stability and balance of socio-ecological and economic development of the region is proved. As a methodological basis for this purpose, the synthesis of three types of marketing – tourism, regional and relational in their social and ethical form is suggested. The components and parameters of sustainability of tourism marketing, taking into account the interests of the region, are determined. As one of the tools of integrated marketing, an extended typology of consumers of the tourism market is proposed. The principles of evaluating the effectiveness of tourism marketing based on the account of the multiplicative effect and impact on the gross regional product (GRP) are provided. The program blocks of practical implementation of the strategy of sustainable development of the region associated with the tourism sector as a driver of this development are outlined.
Keywords: region, marketing, sustainable development, tourism, marketing sustainability of tourism, socio-ecological and economic system
JEL-classification: M31, L83, Q56
