Интегрально-маркетинговые методы развития регионального туризма как фактор повышения социо-эколого-экономической устойчивости региона

Щетинина Е.Д.1, Дагман С.1
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 5 (Май 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье изложены подходы к формированию интегрально-маркетинговых методов развития туризма региона как фактора повышения региональной социо-эколого-экономической устойчивости. Рассмотрен связанный с этим круг методических и практических проблем, тенденции туристического маркетинга и его современные особенности на примере Белгородской области. Исследован методический аппарат маркетинга в туризме, выявлена взаимосвязь туризма и развития территории и обоснована необходимость формирования интегрального маркетингового пространства для повышения устойчивости и сбалансированности социо-эколого-экономического развития региона. В качестве методологической базы для этой цели предложен синтез трех видов маркетинга – туристического, регионального и отношенческого в их социально-этической форме. Определены компоненты и параметры устойчивости туристического маркетинга, учитывающие интересы региона. В качестве одного из инструментов интегрированного маркетинга предложена расширенная типология потребителей рынка туристических услуг. Установлены принципы оценки эффективности туристического маркетинга на основе учета мультипликативного эффекта и влияния на валовый региональный продукт (ВРП). Намечены программные блоки практической реализации стратегии устойчивого развития региона, связанные с туристическим сектором как драйвером этого развития.

Ключевые слова: маркетинг, туризм, устойчивое развитие, регион, социо-эколого-экономическая система, маркетинговая устойчивость туризма

JEL-классификация: M31, L83, Q56

Источники:

Алиева З.М. Теоретико-методологическое обоснование влияния маркетинга отношений на потребительское поведение. / Монография. - М.: Вузовская книга, 2012. – 232 с.
Блэкуэлл Р., Миннард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. / 10- е изд. / Пер.с англ. - СПб.: Питер, 2007. – 944 с.
3. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро -, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. – 1998. – № 3. – С. 67-77.
Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. - М.: Советский спорт, Российская международная академия туризма, 2008.
Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Туризм и устойчивое развитие региона: социальный и институциональный аспекты. / Монография. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. – 158 с.
Данилина М.В., Деревянкина В.И., Потехин А.В. Особенности поведения потребителя туристских услуг. Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2014/14128.htm.
Дашкова Т.Л. Маркетинг в туристическом бизнесе. - М.: Изд-во «Дашков и Со», 2010. – 72 с.
Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме. / Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
9. Касимов Н.С., Мазуров Ю.Л., Тикунов В.С. Концепция устойчивого развития: восприятие в России // Вестник РАН. – 2004. – № 1. – С. 28-36.
10. Кондрашов И.Б. Методы и инструменты управления региональной конкурентоспособностью // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. – 2017. – № 4. – С. 133-136.
Котлер Ф, Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: Юнити-Дана, 2007. – 1045 с.
12. Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. – 2004. – № 4. – С. 124-143.
Щетинина Е.Д. Маркетинговое управление устойчивостью. / Монография. - Белгород.: Изд-во БГТУ, 2016. – 189 с.
14. Ощепков В.М., Кузьмина Ю.Д. Регион как самостоятельный экономический субъект // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2013. – № 4(19). – С. 41-47.
15. Ощерин Л.А., Пешкова М.В. Методические подходы к разработке концепции инновационного развития территорий как основы лэнд –девелопмента в жилищном строительстве // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2011. – № 1. – С. 10-20.
16. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – № 5. – С. 656.
17. Полякова Т.В. Многоуровневая концепция территориального маркетинга как инструмент анализа развития экономических систем // Вестник Института Дружбы народов Кавказа. – 2011. – № 1. – С. 74-80.
18. Пчелинцев О.С., Любовный В.Я., Воякина А.Б. Регулирование воспроизводственного потенциала территории как основа региональной политики // Проблемы прогнозирования. – 2000. – № 5. – С. 62-68.
Преображенский Б.Г., Трещевский Ю.И. и др. Региональная социально-экономическая политика: теория, мировая и российская практика. / Коллективная монография. - Воронеж: «Научная книга», 2005. – 344 с.
20. Романова М.М. Инвестирование в индустрию туризма в России и других странах // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 2(34). – С. 241-245.
21. Рубцов В.А., Габдрахманов Н.К., Байбаков Э.И., Хоссейни С.С. Туризм и устойчивое развитие // Экологический консалтинг. – 2016. – № 1(61). – С. 2-13.
Старикова М.С. Поведение потребителей. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2012. – 264 с.
Татаркин А.И., Львов Д.С., Куклин А.А. и др. Моделирование устойчивого развития как условие повышения экономической безопасности территории. - Екатеринбург: изд-во Урал. Университета, 1999. – 276 с.
24. Тукубаева Ж., Бобушев Т.С. Развитие туристского потенциала как форма устойчивого развития местных сообществ // Актуальные вопросы современной науки. – 2015. – № 43. – С. 29-38.
25. Ускова Т.В., Копасова С.С. Устойчивое развитие региона: от концептуальных основ – к практическим результатам // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – 2008. – № 3(43). – С. 21-31.
26. Шевченко Е.С. Теоретические аспекты разработки программы организации событийного туризма в регионе // Белгородский экономический вестник. – 2015. – № 4(80). – С. 252-276.
27. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в регионах России // Финансы и кредит. – 2015. – № 2(674). – С. 36-47.
Щетинина Е.Д. Макроэкономические условия повышения устойчивости развития социоприродных систем. / Диссертация д. э. н. - М., 1998. – 397 с.
29. Щетинина Е.Д., Козлова Н.В. Маркетинг региона как инструмент капитализации экономических ресурсов территории // Белгородский экономический вестник. – 2015. – № 4(80). – С. 217-221.
Travel & Tourism Economic Impact 2016. World Travel & Tourism Council. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wttc.org ( дата обращения: 25.04.2018 ).

Страница обновлена: 09.11.2024 в 14:23:11