О формировании модели «цифрового человека» («homo digital») и конкуренции социальных групп в условиях технологической трансформации повседневной реальности: взгляд экономической теории

Макаров И.Н.1, Колесников В.В.1, Широкова О.В.1, Некрасова Е.А.1, Кадильникова Л.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 4 (Апрель 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В настоящее время мы наблюдаем кардинальную трансформацию мирохозяйственных систем. При этом очень значительно меняется не только экономическая жизнь, но и реальность повседневности. А это, в свою очередь, неминуемо должно повлиять на типовые шаблоны – паттерны – поведения человека. Предположив, что базисной основной трансформаций повседневных форм хозяйственного и экономического поведения человека является вхождение в нашу жизнь цифровых технологий, мы приходим к выводу, что это может повлечь, а скорее всего и повлечет, за собой формирование нового типа человеческого поведения, которое мы предлагаем назвать «homo digital» и его конкуренции с другими типами хозяйственного поведения, описываемого в рамках иных моделей. В статье обосновывается необходимость выделения «homo digital» в качестве одной из моделей экономического поведения человека и рассматривается возможность конкуренции между социальными группами, поведение членов которых описывается различными моделями. Статья может полезна магистрантам, аспирантам и по направлению «Экономическая теория», исследователям и аналитикам по социальным процессам.

Ключевые слова: общество, homo economicus, модели, homo digital, паттерны поведения, повседневность, социальные взаимодействия, хозяйственная действительность

JEL-классификация: A13, A10, A19

Источники:

1. Графова Г.Ф., Графов А.В., Гуськов С.В. Методические основы оценки конкурентоспособности стран как субъектов мировой экономики // ФЭС: Финансы.экономика. стратегия. – 2013. – № 10. – С. 13-16.
2. Макаров И.Н., Колесников В.В. Государственно-частное партнерство в образовании как база формирования конкурентоспособных трудовых ресурсов в условиях информационной экономики // Креативная экономика. – 2011. – № 9. – С. 22-27.
3. Макаров И.Н. Знание, время и государственно-частное партнерство: реалии информационной экономики // Креативная экономика. – 2011. – № 4. – С. 9-15.
4. Попов А.И., Иванов С.А. Теоретические основы формирования инновационно-креативной экономики: переход от homo economicus к модели homo creator // Креативная экономика. – 2009. – № 5. – С. 3-12.
Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 669 с.
Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. - М.: АСТ, ПРОФИЗДАТ, 2008. – 569 с.

Страница обновлена: 13.09.2025 в 17:34:18

 

 

О формировании модели «цифрового человека» («homo digital») и конкуренции социальных групп в условиях технологической трансформации повседневной реальности: взгляд экономической теории

Makarov I.N., Kolesnikov V.V., Shirokova O.V., Nekrasova E.A., Kadilnikova L.V.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 4 (April 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
At present, we are witnessing a radical transformation of world economic systems. At the same time, not only economic life but also the reality of everyday life are changing significantly. And this, in turn, should inevitably affect the typical patterns of human behavior. Assuming that the basic transformation of everyday forms of economic and human behavior is the introduction of digital technologies into our lives, we jump into conclusion that this may entail, and most likely will entail, the formation of the new type of human behavior, which we propose to call "homo digital" and its competition with other types of economic behavior, described in other models. The article substantiates the need to distinguish "homo digital" as one of the models of economic behavior of a person and considers the possibility of competition between social groups, the behavior of members of which is described by different models. The article can be useful for undergraduates, postgraduates studying "Economic theory", researchers and analysts of social processes.

Keywords: society, models, homo economicus, homo digital, behavior patterns, everyday life, social interactions, economic reality

JEL-classification: A13, A10, A19