Анализ изменений факторов конкурентоспособности фирмы в условиях становления информационной экономики

Тагаров Б.Ж.1
1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 4 (Апрель 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Современная экономика характеризуется информатизацией всех видов хозяйственной деятельности и превращением информации в главный фактор производства. Внедрение информационных технологий меняет структуру экономики. Автор выявил основные изменения, связанные со становлением информационной экономики, и рассматривает их влияние на конку-рентоспособность фирмы. После этого, автор провел анализ факторов конку-рентоспособности фирмы в информационной экономике и источников конку-рентных преимуществ. Автор отметил, что повышение мобильности ресурсов и информационной открытости рынков изменило природу конкурентоспособности фирмы. В последней части статьи автор провел анализ инновационной активности и информатизации российского бизнеса.

Ключевые слова: информационные технологии, конкурентоспособность, информационная экономика, конкурентное преимущество, фирма

JEL-классификация: D83, D21, 030

Тезисы (Highlights):

  • • Переход к информационной экономике заключаются в информатизации всех бизнес-процессов и повышении роли информации в производстве.
  • • Конкурентная среда фирмы изменяется в новых условиях.
  • • Основой конкурентоспособности фирмы является возможность формиро-вать и реализовать свои конкурентные преимущества.
  • • Информатизация экономики вызывает снижение уровня трансакционных издержек, снижение влияние географического местоположения на процессы производства и потребления, повышение доступности информации и информационных технологий, сокращение жизненного цикла товаров и повышение роли сетевых монополий в экономике.
  • • Фирмы в информационной экономике получают равный доступ к ключевым ресурсам из-за их высокой мобильности.
  • • Значимость внешних факторов конкурентоспособности снижается, по-скольку мобильность ресурсов увеличивается.
  • • Фирмы могут получить экономическую прибыль, если обладают способностью создавать инновации и быстро реагировать на изменения во внешней среде.
  • • Внутренние факторы конкурентоспособности фирмы начинают играть главную роль в ее успехе.
  • • Они включают в себя качество человеческого капитала, уровень гибкости организационной структуры и эффективность информационной системы.
  • • Анализ инновационной активности и информатизации российских предприятий показал, что в настоящее время происходит оптимизация существующие бизнес-процессов. Структурные изменения в производстве и внедрение инноваций пока не происходят.

Источники:

1. Анохов И.В. Фирма как идеальная система // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2016. – № 4. – С. 541–549. – doi: 10.17150/2500-2759.2016(4).541-549.
2. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2017. – № 24. – С. 4087-4102. – doi: 10.18334/rp.18.24.38670.
Белл Д. Социальные рамки информационного общества. / Социология: хрестоматия для вузов / А. И. Кравченко. – 2-е изд. - М.: Академический Проект: Фонд "Мир", 2004. – 106-122 с.
4. Бисикало Е.Э. Организационные факторы конкурентоспособности фирмы // Известия Байкальского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 488–496. – doi: 10.17150/2500-2759.2017.27(4).488-496.
5. Вепрова Р.Н. Основные факторы повышения конкурентоспособности компании // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2013. – № 3. – С. 14-15.
Деловой климат организаций сферы информационно-технологических услуг. - М.: НИУ ВШЭ , 2017. – 12 с.
Долгин А.Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. - М.: АСТ, 2010. – 224 с.
8. Дятлов С.А. Сетевые эффекты и возрастающая отдача в информационно-инновационной экономике // Известия СПбГЭУ. – 2014. – № 2 (86). – С. 7-12.
9. Ермакова С.Э., Багрова Н.А. Влияние трансформации потребительского поведения на деятельность фирмы в эпоху информатизации // Российское предпринимательство. – 2016. – № 20. – С. 2655–2670. – doi: 10.18334/rp.17.20.36919.
Инвестиционная активность промышленных предприятий России в 2017 году. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 18 с.
11. Козырская И.Е. Конкуренция компаний: приемы и подходы при оценке конкурентных преимуществ // Baikal Research Journal. – 2015. – № 5. – doi: 10.17150/2411-6262.2015.6(5).6.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2007. – 656 с.
Коуз Р. Природа фирмы. / Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина. Серия «Вехи экономической мысли». - СПб.: Экономическая школа, 1995. – 11−32 с.
14. Мерзляк А.В. Логистические, информационные и управленческие ас-пекты эволюции экономических парадигм от экономики масштаба до сетевой экономики // Российское предпринимательство. – 2018. – № 21. – С. 3909-3932. – doi: 10.18334/rp.16.21.2018.
15. Платонов В.В. «Парадокс Солоу» двадцать лет спустя, или об исследовании влияния инноваций в информационных технологиях на рост производительности // Финансы и бизнес. – 2007. – № 3. – С. 28-38.
16. Плотицина Т.М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2010. – № 1. – С. 205-211.
Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 715 с.
18. Пурлик В.М. Цели фирмы сквозь призму современных теорий // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2009. – № 3. – С. 17-34.
Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. - М.: Маркет ДС, 2010. – 584 с.
Информационная индустрия в России. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/209633223.html ( дата обращения: 03.04.2018 ).
Конец эпохи: Windows больше не самая массовая ОС в интернете. Cnews.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/news/top/2017-04-04_konets_epohi_windows_bolshe_ne_samaya_massovaya ( дата обращения: 03.04.2018 ).
Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
США вдвое превзошли Россию по вкладу информационной индустрии в экономику России. РБК.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/28/09/2017/59ccfb329a79476866368f5a ( дата обращения: 03.04.2018 ).
Удаленная работа становится все популярнее в интернете. Эксперт.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2017/02/24/rabota/ ( дата обращения: 03.04.2018 ).

Страница обновлена: 11.08.2025 в 00:39:44

 

 

Analysis of changes in the factors of the firm's competitiveness in the conditions of the formation of the information economy

Tagarov B.Zh.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 4 (April 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
Contemporary economics is characterized by widespread informatization of all kinds of economic activity and information becoming the leading factor of production. Implementation of information technologies changes the economic structure. The author identifies the principal changes connected to the development of information economy, and explores their impact on the companies' competitive ability. Following that, the author conducts an analysis of factors influencing the competitive ability of a company in an information economy environment, as well as sources of competitive strengths. The author notices that an increase in resources mobility and markets' informational transparency has changed the nature of company's competitive ability. The last section of the article is dedicated to the analysis of informational activity and informatization of Russian businesses.

Keywords: competitiveness, competitive advantage, information economy, information technologies, firm

JEL-classification: D83, D21, 030

Highlights:

  • • Переход к информационной экономике заключаются в информатизации всех бизнес-процессов и повышении роли информации в производстве.
  • • Конкурентная среда фирмы изменяется в новых условиях.
  • • Основой конкурентоспособности фирмы является возможность формиро-вать и реализовать свои конкурентные преимущества.
  • • Информатизация экономики вызывает снижение уровня трансакционных издержек, снижение влияние географического местоположения на процессы производства и потребления, повышение доступности информации и информационных технологий, сокращение жизненного цикла товаров и повышение роли сетевых монополий в экономике.
  • • Фирмы в информационной экономике получают равный доступ к ключевым ресурсам из-за их высокой мобильности.
  • • Значимость внешних факторов конкурентоспособности снижается, по-скольку мобильность ресурсов увеличивается.
  • • Фирмы могут получить экономическую прибыль, если обладают способностью создавать инновации и быстро реагировать на изменения во внешней среде.
  • • Внутренние факторы конкурентоспособности фирмы начинают играть главную роль в ее успехе.
  • • Они включают в себя качество человеческого капитала, уровень гибкости организационной структуры и эффективность информационной системы.
  • • Анализ инновационной активности и информатизации российских предприятий показал, что в настоящее время происходит оптимизация существующие бизнес-процессов. Структурные изменения в производстве и внедрение инноваций пока не происходят.