Особенности ведения предпринимательской деятельности в особых экономических зонах РФ

Стрельцов А.В.1, Яковлев Г.И.1
1 Самарский государственный экономический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 4 (Апрель 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стрельцов А.В., Яковлев Г.И. Особенности ведения предпринимательской деятельности в особых экономических зонах РФ // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 4. – С. 895-906. – doi: 10.18334/rp.19.4.38973.

Аннотация:
Рассматриваются особенности организации и преимущества особых экономических зон, необходимые для привлечения мобильного промышленного капитала предпринимателей из разных стран на определенных территориях. Раскрыты проблемы, препятствующие широкому развитию особых экономических зон (ОЭЗ) для российской экономики, с выделением экономической, административной, нормативно-правовой составляющей. Показана целесообразность разработки системы разделения рисков текущей деятельности между резидентами ОЭЗ, их управляющими копаниями, региональными и федеральными органами власти. Требуется разработать как стимулирующие мероприятия для предприятий-резидентов, так и механизм контроля за их функционированием в ОЭЗ, предусматривающий регулирование профиля деятельности их резидентов, оценку их влияния на уровень конкуренции на рынке, устранение случаев угнетения и закрытия конкурирующих отечественных предприятий, зависимости промышленности РФ от транснациональных компаний.

Ключевые слова: риски, интеграция, капитал, особые экономические зоны, преференции, льготный режим хозяйствования, экономические проблемы, резидент

JEL-классификация: F15, F10, F19

Источники:

Королева А., Рогожников М. Для исполнения послания нужно написать 30 законов и заново прожить 30 лет. Expert online. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2018/03/2/dlya-realizatsii-poslaniya-ponadobitsya-30-zakonov ( дата обращения: 03.03.2018 ).
2. Стрельцов А.В., Яковлев Г.И. Инновационное развитие промышленных предприятий за счет военно-гражданской интеграции // Инновационная деятельность. – 2017. – № 3(42). – С. 39-52.
3. Донкина Е. Парки для денег // Экономика региона. – 2015. – С. 15.
Тулепов М.Б. Анализ преимуществ инновационно-промышленных зон для организации мебельного производства // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сб. науч. ст. III Всеросс. заоч. научно-практической конференции: в 2-х частях. Самара, 2017. – С. 269-276.
5. Васильев А.В. Экономические, экологические и другие преимущества создания и функционирования индустриальных парков // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2014. – № 5(115). – С. 28-32.
6. Халилов Н.Р., Лаврикова Ю.Г. Методические подходы к определению оптимальных границ автомобилестроительного кластера в пределах локального экономического района // Российское предпринимательство. – 2016. – № 18. – С. 2383-2394. – doi: 10.18334/rp.17.18.36546.
7. Кудинова Г.Э., Розенберг А.Г., Доронкин Г.В. Создание экспертно-консалтинговых и инжиниринговых центров для инновационного развития самарской области // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – № 3(160). – С. 130.
Свободные экономические зоны. Grandars. [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/shkola/ geografiya/svobodnaya-ekonomicheskaya-zona.html ( дата обращения: 19.03.2018 ).
9. Тулепов М.Б. Направления совершенствования деятельности индустриальных парков для малого и среднего производственного бизнеса // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7(129). – С. 74-80.
О промышленной политике в РФ. Закон Российской Федерации N 488-ФЗ, принят 31 декабря 2014 года, ст. 3, п.12.//Правовая система «Консультант плюс»
11. Смородинская Н. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – С. 126-140.
12. Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. – 1994. – № 3.
Яковлев Г.И. Организация и управление предпринимательской деятельностью. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2004. – 221 с.
Минэкономразвития публикует отчёт о результатах функционирования особых экономических зон. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2017030705 ( дата обращения: 17.03.2018 ).
15. Стрельцов А.В. Инвестиционное обеспечение развития промышленности Самарской области // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2014. – № 5(115). – С. 37-44.
16. Яковлев Г.И. Особенности реализации импортозамещающей стратегии в российской промышленности // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 5(127). – С. 59-64.
Территории опережающего развития. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. [Электронный ресурс]. URL: https://minvr.ru/activity/territorii-operezhayushchego-razvitiya ( дата обращения: 19.03.2018 ).
О создании территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти» (Самарская область) Постановление Правительства РФ от 28 сентября 2016 года №974. Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/24689 ( дата обращения: 19.03.2018 ).
19. Коокуева В.В., Церцеил Ю.С. Оценка эффективности деятельности ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11-1. – С. 189-195.
20. Петенева Е.Н., Петенева В.М. Современное состояние и перспективы развития особых экономических зон России // Вестник российского нового университета. серия: человек и общество. – 2013. – № 2. – С. 66.

Страница обновлена: 11.08.2024 в 11:09:36